Работа над коммуникативными качествами хорошей речи включает работу над правильностью речи, т.е. работу по овладению нормами русского литературного языка, а также работу над выработкой точности, логичности, выразительности, уместности, чистоты и разнообразия речи.
В школьную программу включена работа только над теми нормами языка, которые нарушаются носителями родного языка; относятся к числу безусловно принятых; являются коммуникативно значимыми.
Работа по усвоению норм русского литературного языка должна включать:
1.Чёткую установку учителя на то, что ученики должны овладеть нормами русского литературного языка, что это не менее важно, чем усвоение правил написания слов. В сознании ученика должны соотноситься понятия культура, культура речи и культурный человек.
2.Осмысление учениками понятия норма как принятого в языке правила произношения, словоупотребления и т.д. и осмысление конкретной нормы. Все речевые ошибки и следует обязательно объяснять.
3.Многократное повторение правильного варианта произношения слова, словоформы и т.д., чтобы выработать нужный автоматизм произношения, управления одного слова другим (можно повторять от 5 до 120 раз, если это укоренившаяся ошибка).
|
|
4.Целенаправленную систему упражнений и речевых задач, обеспечивающую формирование вначале осмысленных умений, а затем - речевых навыков.
Выработка других коммуникативных качеств хорошей речи (точности, выразительности, логичности, разнообразия, уместности и чистоты) включает работу по формированию умений и навыков:
-умения пользоваться средствами выразительности звучащей речи (темп, громкость, тон высказывания и т.д.);
-различных приёмов подготовки (составление плана, набросков плана, рабочих материалов, тезисов, письменного текста и т.д.) в зависимости от ситуации общения;
-умения строить различные в композиционном отношении устные высказывания (устное повествование, устный рассказ, информация, сообщение, доклад, критические, дискуссионные выступления);
-овладения навыками вежливой речи в межличностном и групповом общении.
Работа над выразительностью речи достигается путём формирования таких умений и навыков:
1)овладение учащимися звуковой системой языка в целом, умение правильно и отчётливо произносить каждый звук в отдельности и в различных сочетаниях;
2)умение произносить речь, выделяя все слова и их окончания, т.е. иметь хорошую дикцию;
3)умение правильно находить логическое ударение в предложении, выделение которого во время произнесения речи делает её чёткой, понятной по смыслу;
4)овладение навыками правильного употребления интонации, умение определять нужный темп речи.
|
|
Логическая выразительность речи достигается:
а) правильной постановкой логического ударения;
б) наиболее подходящим с логической точки зрения расположением слов, словосочетаний, предложений и целых частей высказывания, которые на письме обозначаются абзацами, а в устной речи – определённой интонацией законченности, паузами, специфическими словесными и фразеологическими приёмами перехода от одной мысли к другой: затем, вскоре, по прошествии, в связи с этим, исходя из.. и т.д.;
в) правильным соотнесением смысла отдельного предложения и связного целого с интонацией. Это такие виды интонации, как понижение голоса в конце предложения, вопросительная, восклицательная, перечислительная и др.
Чтобы школьники успешно овладели навыками литературного произношения необходимо:
-систематически знакомить учащихся с нормами литературного произношения;
-знакомить с особенностями произношения на конкретных примерах речи самих учащихся;
-постоянно выполнять элементарные занятия по фонетике: фонетический разбор, сопровождающийся анализом образования звуков, сравнением артикуляции, характеристикой работы органов речи;
-анализировать тексты с точки зрения их произношения и правописания;
-проводить уроки по орфоэпии;
-постоянно наблюдать за речью учащихся;
-проводить устные сочинения и изложения с прямой речью, диалогом и монологом, устное рисование;
-стимулировать публичные выступления учеников.