Характеристика новых технологий в обучении русскому языку

1. В зависимости от способа организации познавательной деятельности учащихся выделяют:

Технология развивающего обучения (РО) по системе Эльконина – Давыдова. Ей предшествовала теория социального обобщения Эльконина – Давыдова, в основе которой идея о ведущей роли содержательных обобщений в развитии интеллекта. Т.е., формирование теоретического мышления у учеников происходит путём специального построения учебного предмета и особой организации познавательной деятельности. РО базируется на особой теории периодизации психологического возраста ребёнка, связанной с понятием ведущей деятельности (см. листы, с. 45). Все виды ведущей деятельности в разные периоды развития ребёнка делятся следующим образом:

1)Возраст до 1 года – непосредственное эмоциональное общение со взрослым.

2)От 1 до 3 лет – предметно-орудийная деятельность.

3)От 3 до 6 – ролевая игра – дошкольный возраст.

4)6 – 11 лет – учебная деятельность – младшая школа.

5)11 – 15 лет – интимно-личностное общение – подростковый возраст (общение со сверстниками на основе определённых этических норм).

6)После 16 – учебно-профессиональная деятельность (деятельность, направленная на будущее).

Основное звено в системе РО – это уроки моделирования, когда происходит работа с моделью, т.е. дети ищут разные варианты к конструированию понятия. Модель всячески преобразуется, это развивает у шк. абстрагирование и обобщение, т.к. одна из задач РО – это системность знаний. Модель – это изображение, над которым можно работать: видоизменять, преобразовывать, дополнять.

Контроль в системе развивающего обучения осуществляется по отношению к способу действия, а не к результату. Уроки контроля делятся на три типа: тестово-диагностические (с целью дальнейшей коррекции деятельности учеников и учителя). Ставятся не отметки, + или –. Уроки коррекции, чтобы выяснить причины сделанных ошибок. Самостоятельные работы, которые оцениваются самим учеником.

Игровые технологии (развивающие игры Б.П.Никитина) (в последнее время роль уменьшилась). Данная технология в большей степени подходит для работы с младшими школьниками, где используются или ролевые игры, или имитационно-моделирующие. У детей через игру хорошо активизируется, переводится в личностно-значимый план учебная проблемная ситуация. Важно только обсудить игру в конце, сделать выводы, чтобы не остался зафиксированным учебный момент.

В старшем возрасте можно использовать деловые игры, хотя у школьников старших классов игровые технологии имеют большее значение не в учебной, а воспитательной деятельности.

Технология проблемного обучения – считает, что эффективное обучение – это обучение, основанное на осознании учеником наличия проблемы. При условии актуальности для ученика сформулированной проблемы, создаётся для него мотивированность развёртывания той или иной теории и овладения ею.

Технология свободного развития, основана на предоставлении ребёнку свободы выбора и самостоятельности в определении целей своего развития. В чистом виде не используется, но определённые идеи лежат в основе технологии Монтессори.

Технология педагогического сотрудничества, в которой выделяются два главных объекта: учитель и ученик, между которыми устанавливаются субъектно-субъектные отношения, т.е. они являются равноценными объектами системы. Познавательная деятельность ученика должна быть направлена на достижение определённой цели, которую он осознаёт или не осознаёт полностью. Задача педагога – помочь ученику в осознании и формировании этой цели.

Технология гуманно-личностная Ш.Амоношвили. Исходит из того, что в каждом ребёнке изначально заложены стремления к развитию, свободе, взрослению и задача педагога – способствовать реализации этой программы. Основана на доверительном, максимально доброжелательном отношении педагога к ребёнку. При оценивании ребёнка особое внимание уделяется самооценке, отметка выставляется редко.

Технология знаковых моделей. В её основе лежит идея многократного повторения учебного материала. На этапе объяснения нового материала учитель постепенно свёртывает изучаемый материал до опорного конспекта (системы специальных опорных символов) и после этого во фронтальном варианте проговаривает с учащимися способ восстановления по этим опорным конспектам изученного материала. При воспроизведении материала ученик имеет право пользоваться опорными схемами до тех пор, пока ему это нужно. Точно такое же многократное повторение применяется и на уроках закрепления.

В этой технологии применяются самые разнообразные формы контроля: традиционные, парный и групповой контроль, магнитофонный опрос и др. Результаты фиксируются на открытом листе знаний. В течение года можно исправить не устраивающую оценку.

Технологию лучше применять, если ученики испытывают трудности с изучением какого-либо предмета.

Достоинства: возрастание речевой деятельности, частый контроль, большое количество текущих оценок и др.

2. В зависимости от организации учебного процесса выделяют:

Разноуровневое обучение (см. листок).

Цель: создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития.

Принципы:

1.Не навреди.

2.Признание всеобщей талантливости детей.

3.Принцип взаимного превосходства.

4.Принцип неизбежности перемен.

Правила организации работы:

1.Не сравнивать детей в отношении их успехов в учении.

2.Сравнивать успехи каждого ребёнка в сравнении сего начальным уровнем.

3.Поощрять любые успехи.

4.Не допускать отрицательной мотивации.

5.Добровольный выбор учеником уровня усвоения материала (не ниже государственного стандарта).

6.Делать акцент на все виды развивающих самостоятельных работ.

7.Лобровольная дифференцированная рассадка в классе.

8.Перед изучением новой темы ученик должен познакомиться с уровневыми целями.

9.Текущий контроль осуществляется на уровне зачёт-незачёт.

10. Возможно освобождение от домашнего задания.

11.Возможно обучение по индивидуальным планам с опережением.

См. далее по листку.

Технология индивидуального обучения: технология проектов и Дальтон-технология. В технологии проектов учащийся получает проектное задание и все учебные материалы, необходимые ему для исполнения проекта. Самостоятельно или с помощью учителя он составляет план исполнения проекта и реализует его. Затем следует защита проекта, когда выясняется содержание выполненной работы и степень овладения учебным материалом.

Технология укрупнения дидактических единиц (см. ранее).

Широко использовалась в 20-30-е годы. Метод создаёт условия для реализации целей развития системного мышления и творческого воображения; актуализации и расширения словарного запаса; воспитания познавательного интереса.

Объектом исследования является любое словарное слово, что дано в учебнике в рамочке. Это слово рассматривается с разных сторон науки о языке (с позиции фонетики, лексики, орфографии, морфологии, словообразования, синтаксиса). УДЕ даёт возможность многократно повторять одни и те же «манипуляции», но с новым словом, что способствует развитию более устойчивых умений и навыков. Грамматические упражнения соединяются с лексико-семантическим и смысловым разбором. Вдумываясь в лексическое значение слов, учащиеся легче переходят к пониманию их грамматического значения. Проникновение в сущность изучаемого, в богатство его связей со всеми родственными словами позволяет развить системное мышление и творческое воображение. Метод УДЕ даёт возможность использовать на уроках индивидуальную, групповую и коллективную работу, дифференцировать задания, отрабатывать навыки работы со словарями. Уроки языка можно интегрировать с уроками литературы, математики, музыки, биологии и т.д. в зависимости от исследуемого слова (например: исследуя слова виртуоз, вокал – с музыкой).На уроке может звучать музыка, демонстрироваться репродукции картин художников (например: к уроку со словом дождь можно подготовить репродукции картин Ф.А.Васильева «Перед дождём, В.В.Богаткина «Дождь уходит»). О методе УДЕ и разработки уроков с использованием этого метода см. в журнале «Русский язык и литература», № 6 2002 год, с. 66-72.

Технология реализации умственных действий основана на теории П.Я.Гальперина и реализует четыре этапа присвоения деятельности: материальное действие с реальными объектами; действие в громкой речи с образами; действие во внешней речи «про себя»; действие во внутренней речи без слов.

Основу технологии составляют краткие схематические записи – конспекты материала и конспекты способов работы с ним, которые позволяют ученику сразу же после объяснения нового материала ничего не заучивая, приступить к выполнению заданий. Очень важным при этом является организация контроля правильности выполнения заданий.

Технология перспективно-опережающего обучения С.Н.Лысенковой. Когда за 5-7 уроков до изучения нового материала происходит введение нового материала малыми блоками. Сначала в его обсуждение втягиваются сильные ученики, средние и слабые. Нужно следить лишь за тем, чтобы введение нового материала не мешало основной задаче урока и сохраняло логику введения.

Технология использует также идею комментируемого управления, когда выбранный учащийся выполняет комментирование по схеме «думаю, говорю, записываю». Такой метод позволяет развивать у учеников навыки устной речи, умения проговаривать доказательства или рассуждения. Однако технология может привести к тому, что сильные будут работать в режиме слабых.

Технология программированного обучения основана на задании программы усвоения учебного материала, которая реализуется как схема пошаговой подачи учебного материала и выполнения специальным образом подобранных упражнений.

В основном ученик осваивает программу сам. На первом этапе учитель должен сориентировать учащегося в содержании учебной деятельности, способах реализации программы, местах возможных затруднений. Весь материал разбивается на блоки, с гарантией, что каждый блок может быть усвоен учениками самостоятельно. Такая технология позволяет индивидуализировать темп прохождения учебного материала.

Модульная технология предполагает структурирование обучающей программы в виде модуля, в который входят точное описание учебных целей модуля, банк учебной информации (собственно обучающий блок), методическое руководство по организации деятельности обучаемого, практические задания, контрольная работа. (См. модули по сложносоч. предложению).

Технология коллективного способа обучения основана на представлении об обучении как общении обучаемых и обучающих (В.К.Дьяченко). Обучение осуществляется в составе постоянных или динамических пар. Например, возможна таким образом технология проработки текстов, когда каждый ученик получает текст, должен им овладеть, уметь изложить и ответить на поставленные вопросы.

3. Частнопредметные технологии.

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (автор – Н.А.Зайцев) базируется на представлении о том, что абстрактно-логическая несформированность мозга ребёнка компенсируется богатством и эффективность восприятия информации органами чувств.

Инструментарием технологии являются 52 кубика, различающиеся по цвету или сочетанию цветов, по объёму, по звучанию наполнителя и по весу, а также три специальных таблицы. См. далее с. 74. Основой технологии является понятие «склад» - это каждая буква сама по себе, каждая согласная в сочетании с гласной, и каждая согласная в сочетании с Ъ и Ь. Склады в таблицы сгруппированы по глухости, звонкости, мягкости, твёрдости. Ребёнок должен соотнести и отождествить склад на кубике со складом в таблице. Это помогает быстро научиться читать по слогам.

Технология преподавания литературы как предмета, формирующего человека (система Е.Н.Ильина). С.75. Идея автора состоит в том, что любой школьник живёт и развивается по двум программам. Одну предлагает школа, другу, обычно более сложную, окружение ребёнка. Литература и преподаватель литературы должны найти путь ко второй программе, по которой живёт ученик (через сочинения о друзьях, родных, особые «нравственные» домашние задания, т.е., через обращение к непосредственному жизненному опыту подростков).

4. Коррекционные технологии.

Технология личностно ориентированного обучения (ЛОО). Учение понимается как индивидуально значимая деятельность ребёнка. Начальной точкой организации деятельности ребёнка является актуализация личного опыта и определение зоны ближайшего развития. Формирование у детей необходимых умений и навыков осуществляется на основании образцов этих действий.

РЕЧЕВЕДЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Текст – это несколько предложений, которые объединены темой и основной мыслью.

Тема – это то, о чём говорится в тексте (предмет речи).

Основная мысль – это главное, что хотел сказать, объяснить, в чём хотел убедить автор текста.

Признаки текста:

-тематическое единство, когда все предложения и части текста раскрывают тему и основную мысль;

-развёрнутость (механизм, который обеспечивает развитие темы за счёт привлечения подтем);

-смысловая цельность (единообразие отбора лексических единиц, грамматических форм и синтаксических моделей для реализации авторского замысла);

-связность (внутренняя – коммуникативное и смысловое единство, внешняя – структурное единство);

- последовательность (передаётся через линейную структуру – композицию – группировка по определённой схеме элементов содержания);

-завершённость (тема раскрыта полностью с точки зрения автора).

Композиция разных типов текста:

Повествование: начало события (зачин); завязка, развитие события, кульминация; развязка (концовка).

Описание: общее впечатление от описываемого (зачин); существенные и несущественные признаки описываемого (средняя часть); оценка описываемого (концовка).

Рассуждение: тезис (зачин); аргументы (средняя часть); вывод (концовка).

Основу внешней структурной связности текста составляют разнообразные формальные средства, обеспечивающие тесную связь предложений в тексте. К таким средствам относится:

-интонация;

-лексический повтор;

-синонимические замены;

-употребление анафорических, указывающих на предшествующее слово и или даже содержание предшествующего предложения (он, та, таков, это, там и др.), и катафорических, указывающих на последующее слово и или опирающихся на содержание последующих предложений (такой, все, всюду, везде и др.), местоимений и наречий;

-единство видо-временных форм глаголов-сказуемых отдельных предложений;

-употребление различных обстоятельств, особенно времени и места, относящихся по смыслу к нескольким предложениям текста; такие темпорально-локальные отношения могут быть выражены и отдельными односоставными предложениями;

-использование сочинительных и подчинительных союзов как средства связи самостоятельных предложений;

-параллелизм синтаксических конструкций и порядок слов внутри них.

В зависимости от характера связи между предложениями различают ССЦ однородного и неоднородного состава. Между предложениями ССЦ однородного состава связь параллельная, а неоднородного состава – цепная.

При параллельной связи все предложения текста раскрывают и дополняют содержание первого. Предложения после первого можно менять местами. Таким предложениям свойственен синтаксический параллелизм. Функция их – воспроизведение сменяющих друг друга фактов, событий, действий, состояний.

При цепной связи мысль передаётся последовательно от одного предложения к другому. В каждом последующем предложении сообщаются новые сведения, дополняющие предыдущие. Предложения в тексте нельзя поменять местами. В предложениях употребляются анафорические местоимения и местоимённые наречия, отглагольные и отприлагательные имена существительные.

Основное средство эффективного общения – правильная, точная, уместная, логичная речь. Свойства речи см. учебник 11 класса с. 24. Лк. По культуре речи.

Тропы – учебник 11 класса, с. 25.

Жанровый анализ текста – с. 73.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: