double arrow

Частнометодические принципы изучения разделов науки о языке

Каждый раздел науки о языке обладает своей спецификой. В процессе их изучения необходимо учитывать кроме общеметодических принципов частнометодические, которые вытекают из специфики этих разделов науки о языке.

Методика фонетики располагает следующими частнометодическими принципами:

-опора на речевой слух самих учащихся;

-рассмотрение звука в морфеме;

-сопоставление звуков и букв.

Реализация первого принципа приводит школьников к сознательному восприятию звуков и правильному определению их свойств. Рассмотрение звука в морфеме способствует пониманию их изменений в зависимости от позиции чередований сильных и слабых звуков. Такие наблюдения дают теоретическую основу работе над буквенными орфограммами. Последний принцип предупреждает смешение детьми звуков и букв и влияет на овладение орфографией.

В методике лексики и фразеологии действуют помимо общеметодических следующие принципы:

-лексико-грамматический (сопоставление лексического и грамматического значений слова);

-системный (учёт всех элементов лексической парадигмы);

-контекстный (рассмотрение слова в его синтагматических связях в достаточном контексте);

-лексико-синтаксический (сопоставление слова и словосочетания).

Все эти принципы, реализуемые в учебном процессе, обеспечивают учащимся понимание сущности слова и фразеологизма, необходимости их рассмотрения в контексте, из которого можно выяснить семантику того или иного слова.

В методике словообразования специфическими являются следующие принципы:

-структурно-словообразовательный;

-лексико-словообразовательный;

-мотивационный.

Первый из них предполагает сопоставление структуры слова и способа его образования, например:

Рыбачка и рыбачкарыбак.

Лексико-словообразовательный принцип предполагает сопоставление лексического значения слова и словообразовательного значения модели, например: ельник – «лес, в котором растут одни ели» и ельник, осинник, малинник и т.д. – слова со значением «место, на котором растут породы растений, обозначенные корнем».

Последний принцип заключается в определении структуры слова путём его мотивирования (т.е. толкования).

Из специфики морфологии вытекают следующие частнометодические принципы:

-лексико-грамматический;

-парадигматический;

-морфолого-синтаксический.

Первый принцип направляет внимание учителя и учащихся на сопоставление лексического значения конкретного слова и общесмыслового значения слова как части речи, например беготня: лексическое значение «быстрое перемещение людей на ногах в разных направлениях» и общее смысловое значение «действие в форме существительного». Парадигматический принцип предполагает сопоставление косвенных форм и исходной формы, а морфолого-синтаксический – члена предложения и части речи.

Методика синтаксиса выработала следующие частнометодические принципы:

-интонационный (сопоставление структуры и интонации);

-морфолого-синтаксический (сопоставление члена предложения и части речи).

При организации учебного процесса в каждом конкретном случае необходимо продумать соотношение на уроке принципов всех уровней: принципа школы в целом, дидактических и специальных принципов (общеметодических и частнометодических). Во всех случаях надо иметь в виду выбор принципов, которые в наибольшей степени обеспечат усвоение знаний и формирование умений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: