double arrow
Дидактические и специальные принципы изучения русского языка. Общеметодические принципы изучения разделов науки о языке

Методика преподавания русского языка руководствуется (дидактические принципы):

- глобальным принципом школы в целом, называемым «соединение обучения с воспитанием»;

- принципами учебного процесса, действующими в любом конкретном предмете (принципами научности, наглядности, сознательности и активности, прочности знаний, систематичности, последовательности, доступности и посильности, индивидуального подхода, связи обучения с жизнью, связи теории с практикой. Эти принципы применяются в процессе изучения русского языка с учётом его специфики.

Вместе с тем в нашей методике действуют и специальные принципы, вытекающие из специфики предмета «Русский язык». Они делятся на общеметодические и частнометодические (или уровневые).

Единицы языка, изучаемые в школе, прямо или опосредованно связаны с внеязыковой действительностью (с окружающим миром) и друг с другом, по-разному оцениваются и используются говорящими в собственной речи. Соответственно при изучении любого раздела науки о языке действуют общеметодические принципы.

Экстралингвистический принцип предполагает сопоставление единиц языка и реалий. Так, при ознакомлении учащихся со смыслоразличительной функцией фонем (звуков) естественно наблюдение за звучанием и реалией, изображённой, например, на рисунке. Так же можно поступать, знакомя детей со словом, словосочетанием. Работа по русскому языку с учётом данного принципа формирует у детей научный взгляд на язык, на его изучение в обществе.




Функциональный принцип заключается в показе функций (роли) языковых явлений в языке и речи. В языке нет единиц, не выполняющих ту или иную или ряд функций. Так, функции фонем состоят в создании звуковой оболочки слова и в различении слов, функция слов – быть средством наименования реалий, предложений – средством отражения событий и т.д.

Структурно-семантический принцип определяет рассмотрение языковых явлений с точки зрения структуры и с точки зрения значения, которым обладает данная языковая структура. Необходимость в этом принципе объясняется тем, что в языке реально существует связь формы и содержания, и её следует детям раскрывать, какое бы языковое явление не изучалось. Так, форма предложного падежа имени существительного выражает с одними предлогами объектное, с другими – пространственное значение.



Принцип межуровневых и внутриуровневых связей предполагает установление зависимости, с одной стороны, между единицами одного уровня (их изменение под влиянием друг друга, например, в фонетике – озвончение или оглушение согласных в определённых условиях) и, с другой стороны, между единицами разных уровней (возможность или невозможность функционирования). Например, наблюдается прямая связь между лексикой и морфологией при образовании форм слов: у слова лист «орган растения» форма род. п. мн. числа листьев, а в значении «плоский кусок, сделанный из какого-либо металла» – листов.

Раскрытие этих связей обеспечивает помимо усвоения сути явления предупреждение различных языковых ошибок – коммуникативных и некоммуникативных.

Нормативно-стилистический принцип заключается в раскрытии механизма выбора в речи языковых явлений со стороны их норм употребления и уместности употребления в зависимости от ряда условий, например, адресата, замысла, жанра и стиля речи. Соблюдение нормативно-стилистического подхода к языковым явлениям в процессе их изучения обеспечивает учащимся правильную и эмоционально-выразительную речь.

Исторический принцип предполагает учёт исторических изменений, которые в той или иной форме сохранились в современном литературном языке. Исторические пояснения, даваемые учителем в процессе изучения языка, формирует научный взгляд на язык, способствует лучшему осознанию сущности языковых явлений.






Сейчас читают про: