Наиболее частыми результатами фрустрации являются депрессия и гнев

Фрустрация может быть разрешена по-разному в зависимости от того, преодоле­но ли препятствие, сделан ли его обход или найдена замещающая цель. Привыч­ные способы разрешения фрустрируюшей ситуации определяют возникающие при этом эмоции.

Депрессия обычно возникает, когда фрустрация вызвана утратой чего-либо или унижением. При этом снижается жизненный тонус, ухудшается настроение, возникает апатия и усталость. Все хорошее как бы исчезает из мира, теряется смысл дальнейшего существования. Если ситуация не разрешается положительно, то возникают длительные расстройства сна, задумчивость, потеря аппетита. Человеку трудно найти примеры, которые поддержали бы его, а больше вспоминается отрицательный опыт. Человек начинает делать все очень медленно, с задержкой отвечает, когда к нему обращаются. В особо тяжелых случаях могут развиваться навязчивые идеи, нередки мысли о самоубийстве.

6). Стресс – в пер. с англ. – напряжение; с франц. – «быть поставленным в положение ог­раничения или притеснения».

Стресс – состояние напряжения, возникающее при несоответствии приспособительных возможностей величине действующей на человека нагрузки, вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма.

Стресс – это система приспособительных защитных механизмов организма на любое воздействие, порождающее физическую или психическую травму.

Проблема стресса приобрела сегодня не только исключительное научное значение, но стала популярным житейским понятием, объединяющим широкий круг проявлений измененного психического состояния, возникающего под влиянием чрезвычайных внешних обстоятельств.

Стресс могут вызывать как реальные, так и воображаемые раздражители: ситуация опасности, необходимость принять решение, условия риска, проявление и последствия экстремальных воздействий внешней среды, конфликты, сложная и ответственная производственная задача и т.д.

Источники стресса:

1. Физиологические: болевые воздействия, холод, жара, давление, физические нагрузки и т. п.

2. Психологические: угрозы, конфликты, необходимость выбора или принятия решения, принятие ответственности и т.п.

3. Информационные: подорожание продуктов питания, размещение ядерных отходов, обесценивание рубля и т. п.

Характеристики стрессового состояния:

1. Целенаправленные действия осуществляются с трудом.

2. Страдает распределение и переключение внимания.

3. Может наступить полное торможение или полная дезорганизация деятельности.

4. Навыки и привычки остаются без изменений и могут замещать сознательную деятельность.

5. Возможны ошибки восприятия.

6. Возможны ошибки памяти.

7. Возможен прилив сил, особая четкость и ясность мысли, активность в деятельности.

Субсиндромы стресса:

1. Когнитивный – проявляется в виде изменения восприятия и осознания информации, поступающей к человеку, который находится в экстремальной ситуации, в изменении его представлений о внешней и внутренней пространственной среде, в изменении направленности его мышления и т. д.

2. Эмоционально-поведенческий – состоит в эмоционально-чувственных реакциях на экстремальные, критические условия, ситуации и т. д.

3. Социально-психологический – проявляется в изменении стиля общения людей, находящихся в стрессогенных ситуациях: позитивных – в сплочении людей, в увеличении взаимопомощи, в склонности поддерживать лидера, следовать за ним и т. п., негативных – самоизоляция, склонность к конфронтации с окружающими людьми и т. п.

4. Вегетативный – проявляется в возникновении либо тотальных, либо локальных физиологических стрессовых реакций, которые направлены на адаптацию, но могут стать основанием для развития так называемых болезней стресса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: