Саморегуляция и самосознание личности

Раскрытие феномена саморегуляции в данном контексте приводит к необходимости рассмотрения саморегуляции в структуре самосознания.

В настоящее время в научной литературе самосознание рассматривается как «совокупность психических процессов, посредством которых личность выделяет себя из окружающего мира, выявляет свою сущность, изменяет отношение к своему прошлому, настоящему и будущему». Чаще всего самосознание рассматривается как ориентировка человека в собственной личности, осознание себя как «Я». Благодаря самосознанию человек воспринимает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Самосознание предстает как особо сложный процесс, динамическое психологическое образование, которое находится в постоянном движении не только в онтогенезе, но и в повседневном функционировании. Самосознание является сложно - структурированным многоуровневым образованием, образующие которого различаются неодинаковой степенью осознанности, обобщенности, соотношения рационального и эмоционального и функционируют на различных уровнях психики.

Структура самосознания личности приобретается в ходе ее онтогенетической социализации, является частью ее приобретенного опыта и включает в себя 3 компонента: когнитивный (образ Я), аффективный (самоотношение) и регулятивный (саморегуляция).

Данное разделение является условным. Так, для овладения умениями саморегуляции важно начинать с самопознания. Каждому нужно знать свои привычки (поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные). Необходимо знать свои автоматические реакции и то, что их запускает (у каждого человека много автоматизмов, осознание их – одна из важных задач саморазвития). Нам нужно знать свои возможности в обычном состоянии – какие цели мы можем достичь без запредельного напряжения, какие есть способы достижения этих целей, что мы умеем (только зная это, можно определить, чему надо еще научиться).





Подборка статей по вашей теме: