Следует отметить, что в отечественной психологической литературе можно найти некоторое расхождение во взглядах на иерархию организации человека. В частности, такое противоречие можно обнаружить у представителей московской и санкт-петербургской психологических школ. Например, представители московской школы, как правило, не выделяют уровень «субъекта», объединяя биологические и психические свойства человека в понятии «индивид» (мнения московской и санкт-петербургской школ).
Кроме того, в отечественной психологической науке существует достаточно много разногласий по поводу соотношения понятий «личность» и «индивидуальность». Периодически возникают научные споры по вопросу, какое из данных понятий шире.
С одной точки зрения (которая чаще всего представлена в работах представителей санкт-петербургской психологической школы), индивидуальность объединяет в себе те биологические и социальные особенности человека, которые делает его непохожим на других людей, т. е. понятие «индивидуальность» с этой позиции представляется более широким, чем понятие «личность».
|
|
С другой точки зрении (которую можно чаще всего встретить у представителей московской психологической школы), понятие «индивидуальность» рассматривается как самое узкое в структуре человеческой организации, объединяющее лишь относительно небольшую группу качеств.
Типологическое значение макрохарактеристик человека
Человек – это живое существо, относящееся к классу млекопитающих, отряду приматов, виду homo sapiens, наделенное сознанием, способностью к деятельности и общению.
Биологические и социальные признаки человека
Биологические – прямохождение, наличие рук, особая структура мозга – взаимосвязаны, с этими признаками человек рождается.
Социальные – сознание, способность к деятельности, способность к общению – взаимосвязаны, эти признаки приобретаются.
Понятие человек – это родовое понятие.)
Приступая к психологической характеристике человека, необходимо дать психологическую характеристику человека как индивида, собственно личности, субъекта деятельности и индивидуальности.
По мнению Б. Г. Ананьева единство биологического и социального в человека обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.