Развитие способностей

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти боль­шой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начина­ется с рождения человека и, если он продолжает заниматься теми видами деятель­ности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца жизни. Способности развиваются постепенно, но неравномерно. В развитии способностей первич­ным фактором является постепенное структурирование природных свойств применительно к требованиям деятельности. Особенно важны для развития способностей сензитивные периоды.

В развитии способностей условно можно выделить несколько этапов:

Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необхо­димых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов (от 0 до 6-7 лет). На данном этапе происходит совершенствование работы всех анализато­ров, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры голов­ного мозга. Это создает благоприятные условия для начала формирования и раз­вития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей. В это же время начинается становление и развитие специальных способностей. На первом этапе развития способности репродуктивный характер – обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения (это репродуктивный уровень развития способностей)

Для второго этапа развития способностей характернытворческие элементы в деятель­ности, самостоятельность в постановке и решении вопросов (это т ворческий уровень развития способностей).

Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включа­ет элементы творческого, и наоборот.

Способности развиваются неравномерно: одни — раньше, дру­гие— позже, по мере накопления знаний и опыта. Раньше всех начинают развиваться музыкальные, затем изобразительные спо­собности (дошкольный возраст). Поэтическое дарование бурно развивается в подростковом возрасте, из способностей к наукам наиболее рано развиваются математические способности. У ве­ликих математиков математическая зрелость наступает в 20 лет.

Следует отметить, что не все виды деятельности, которой занимается ребенок, имеют одинаковое значение для развития спо­собностей. Наиболее способствует развитию способностей творческая деятель­ность, которая заставляет ребенка думать. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способно­стей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной ближайшего развития. Дея­тельность, не находящаяся в пределах этой зоны, в гораздо меньшей степени спо­собствует развитию способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формирова­нию новых умений и навыков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: