Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с рождения человека и, если он продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца жизни. Способности развиваются постепенно, но неравномерно. В развитии способностей первичным фактором является постепенное структурирование природных свойств применительно к требованиям деятельности. Особенно важны для развития способностей сензитивные периоды.
В развитии способностей условно можно выделить несколько этапов:
Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов (от 0 до 6-7 лет). На данном этапе происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей. В это же время начинается становление и развитие специальных способностей. На первом этапе развития способности репродуктивный характер – обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения (это репродуктивный уровень развития способностей)
|
|
Для второго этапа развития способностей характернытворческие элементы в деятельности, самостоятельность в постановке и решении вопросов (это т ворческий уровень развития способностей).
Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.
Способности развиваются неравномерно: одни — раньше, другие— позже, по мере накопления знаний и опыта. Раньше всех начинают развиваться музыкальные, затем изобразительные способности (дошкольный возраст). Поэтическое дарование бурно развивается в подростковом возрасте, из способностей к наукам наиболее рано развиваются математические способности. У великих математиков математическая зрелость наступает в 20 лет.
Следует отметить, что не все виды деятельности, которой занимается ребенок, имеют одинаковое значение для развития способностей. Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной ближайшего развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, в гораздо меньшей степени способствует развитию способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.