Структура самосознания личности

Самосознание является сложно-структурированным многоуровневым образованием, образующие которого различаются неодинаковой степенью осознанности, обобщенности, соотношения рационального и эмоционального и функционируют на различных уровнях психики.

Структура самосознания личности ведущими отечественными авторами В.В. Столиным, С.Р. Пантилеевым, И.И. Чесноковой, Е.Т. Соколовой, Н.И. Сарджвеладзе, И.С. Коном и др. чаще всего рассматривается путем разграничения когнитивного (образ Я), аффективного (самоотношение) и регулятивного компонентов в едином процессе самосознания личности. Данное разделение компонентов самосознания является условным, поскольку все многообразие психических явлений … входит в личность и смыкается в ее единстве. Так, И.И. Чеснокова называет самопознание (когнитивный компонент) начальным звеном и основой существования и проявления самосознания. С помощью самопознания человек формирует определенное знание о себе. Самопознание осуществляется через две формы: соотнесение себя с другими людьми и соотнесение знаний о себе в рамках «Я и Я».

Самопознание осуществляется через следующие стадии: познание собственных черт через познание другого, сличение и дифференциацию; самоанализ. В самопознании большую роль играет процесс интериоризации знаний о себе других людей. Таким образом, самопознание – процесс динамический, продолжающийся на протяжении всей жизни человека, поскольку происходит развитие познавательных процессов, изменяется сам человек как объект познания, а также всякое знание о себе является преобразующим, трансформирует личность. В процессе самопознания осуществляется постоянная проверка на адекватность и самокорретирование поведения человека.

Под саморегулированием (регулятивный компонент самосознания) И.И. Чеснокова понимает такую форму регуляции, которая предполагает момент включенности в него результатов самопознания и отношения к себе. Самосознание личности выполняет регулирующую функцию в двух аспектах – самоусовершенствование и поиск смысла жизни.

Самосознание играет большую роль в деятельности человека, его общении и развитии: структуры самосознания могут мотивировать, т. е. побуждать к конкретной деятельности; могут участвовать в целеобразовании; могут воспрещать те или иные поступки, действие или, напротив, бездействие; самосознание в его когнитивной и эмоциональной форме может детерминировать отношение к окружающим, а также стиль и характер общения с ними; самосознание в форме самопознания и самоотношения может влиять на развитие тех или иных черт, и, следовательно, развитие личности в целом; самосознание может служить формой самоконтроля в самых различных деятельностных формах проявления человека; может быть основанием приобщения к другим людям.

Самосознание является продуктом развития, оно не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального формирования. Структура самосознания личности приобретается в ходе ее онтогенетической социализации, и является частью ее приобретенного опыта.

«Вертикальное» строение самосознания образует трехуровневую структуру; различия в природе самосознания на каждом уровне определены спецификой трех типов активности человека (как организма, социального индивида и личности). Соответствующие три уровня самосознания – организмический (самоощущение), индивидный и личностный – характеризуются различными природой, строением, механизмами и функциями.

                                         
   
Личность – внутренний мир личности
 
Инти-мизация
 
«Я» - духовное
 
Выбор поступка и его нравственная оценка
 
Личностный уровень
 
   
Индивид – социальная среда
 
Идентификация
 
«Я» - социальное
 
Оценка и самооценка
 
Социально-индивидный уровень
 
       
 


На органическом уровне самосознания личности отражается физическое Я человека. Отражение на данном уровне осуществляется неосознанно в виде переживаемого отношения к себе – например, человек ощущает себя здоровым, физически привлекательным или испытывает недомогание; ощущает активность, или, напротив, истощение и т.д.

Основным процессом самосознания на органическом уровне является самочувствие – ощущение физиологической и психологической комфортности, биологический аналог самоотношения. Органический уровень самосознания является фундаментом для формирования других, вышележащих его уровней, оказывает существенное влияние на поведение и жизнь человека. Так, широко известны примеры влияния переживания своей физической неполноценности, в частности, маленького роста, на жизнь таких известных личностей как Наполеон, Гитлер и др. Механизмом самосознания на органическом уровне является самовыделение и принятие себя в расчет, благодаря чему человек осознает себя отдельным от окружающего мира и строит свою активность на основе различных самоощущений.

На индивидном уровне самосознания отражается социальное Я человека – осознание себя как социального индивида – члена определенных социальных групп (возрастных, половых, этнических, профессиональных и др.) благодаря механизму идентификации; оценка степени соответствия человека требованиям, предъявляемым ему обществом. Основными процессами самосознания на индивидном уровне являются оценка и самооценка себя с позиции той или иной социальной группы. Например, женщина оценивает себя как мать, жену, хозяйку, профессионала и т.д., используя принятые в ее исторической эпохе, культуре и окружении критерии. При этом самооценка формируется на основе усвоения оценок окружающих человека людей, но не является прямой их копией.

На личностном уровне самосознания отражается духовное Я человека – осознание себя как носителя определенных качеств, как имеющую свободу выбора и ответственность личность, совершающую осознанные поступки и осуществляющую их нравственную оценку. Именно выбор поступка и его оценка являются процессами самосознания на личностном уровне.

Основными психологическими образованиями, относящимися к сфере самосознания личности, являются:

q Самоотношение.

q Я-концепция.

q Я-образ.

q Самооценка.

q Уровень притязаний.

q Психологические защиты.

q Локус контроля.

Самоотношение – это сложно-структурированная двухуровневая динамическая эмоционально-оценочная подсистема самосознания личности. В структуре самоотношения целесообразно выделять такие значимые компоненты как аффективный и когнитивный, функционирующие на сознательном и бессознательном уровнях психики. Отношение к себе может быть «позитивным («Я» – условие, способствующее самореализации), негативным («Я» – условие, препятствующее самореализации), и конфликтным («Я» – условие, в одно и то же время и способствующее, и препятствующее самореализации)».

По определению Л.В. Бороздиной, самооценка представляет собой отражение отношения личности к себе. Самооценивание – это осознание человеком, чем является для него то или иное знание о себе, осознание его значимости для себя, таким образом, самооценка отвечает на вопрос: не что я имею, а чего это стоит, значит, означает? Самооценка есть эмоциональная реакция на знание о себе, и обобщение этих эмоциональных реакций происходит на основе обобщения отдельных аспектов образа «Я» в целостную Я-концепцию.

Одной из основных характеристик самооценки является ее адекватность, т.е. соответствие реальной ценности человека. Поскольку самооценка связана с базовой потребностью человека в самоутверждении, адекватность самооценки играет большую роль в его жизни. Адекватность самооценки позволяет человеку строить более точные и более выполнимые планы, стремиться к более осуществимым целям и желаниям. Поэтому адекватность самооценки можно считать одним из показателей гармоничности личности [6], [39], [78], [101].

Самооценка может быть различной по степени устойчивости (увеличивающейся с возрастом), самостоятельности, критичности.

Общая самооценка  
     
Устойчивая   Неустойчивая
 
Завышенная   Инфантильная
Адекватная   Амбивалентная
Заниженная   Конфликтная
 

Завышенная самооценка наблюдается у человека с высокими притязаниями и недостаточными для таких притязаний способностями, т.е. человек переоценивает свои возможности в различных сферах. Заниженная самооценка, напротив, свидетельствует о низких притязаниях и высоких по сравнению с ними способностях человека.

Неустойчивая самооценка чаще характерна для людей, находящегося в определенных жизненных ситуациях, таких как невроз, беременность и т.п.; или же свойственна людям с такими особенностями психика как инфантилизм, незрелость психологических структур.

Уровень притязаний рассматривается как стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Уровень притязаний может рассматриваться как реализация самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими. Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. п.. Самооценка составляет базис уровня притязаний. Индивид оценивает себя двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности, что нашло отражение в формуле У. Джемса: самоуважение = успех/ притязание; 2) путем сравнения себя с другими людьми.

Я-концепция – согласованная непротиворечивая система представлений личности о себе, сопряженная с их оценкой; под Я-образом понимается вербально зафиксированная система представлений человека о самом себе, изучение которой возможно с помощью свободного самоотчета.

Я-концепция, как и самоотношение, может быть позитивной и негативной. По мнению Л.Р. Гребенникова, составляющими позитивного образа «Я» считаются следующие осознанные или бессознательные фиксированные установки:

Я – защищенный, находящийся в безопасности, благополучный, здоровый, «бессмертный»;

Я – самостоятельный, независимый, свободный, в чем-то превосходящий всех остальных;

Я – умный, знающий, компетентный, контролирующий ситуацию;

Я – красивый, принимаемый, любимый, «неотразимый».

В.Г. Маралов отмечает, что в процессе самопознания проясняются отдельные аспекты «Я», т.е. формируются представления о себе, только в процессе систематического самопознания эти отдельные представления складываются в целостный образ; Я-образ перерастает в психологическое образование, которое называется Я-концепцией, когда получает рациональное объяснение, обоснование, устойчивость; важную роль при этом играет деятельность самооценивания, сравнения себя с другими людьми или некоторым идеальным образом.

В структуру настоящего Я включают то, каким человек кажется себе в действительности в данный момент, это система приписываемых себе качеств, играющая большую роль в его жизнедеятельности субъекта (мотивирует его активность, детерминирует выбор ближайших целей и уровень притязаний, определяет особенности его общения с людьми, выбор адаптивных механизмов и стратегий и т.д.). Идеальное Я включает представление человека о том типе личности, каким он должен был бы стать исходя из усвоенных моральных норм, идентификаций и образцов. Идеальное Я становится целью человека, к которой он стремится более или менее последовательно.

Психологические защиты, по определению Б.Д. Карвасарского [81], это система адаптивных реакций личности, направленных на защитные изменения значимости дезадаптивных компонентов отношений: когнитивных, эмоциональных, поведенческих с целью ослабления их психотравмирующего действия на «Я-концепцию». В широком смысле термин «за­щита психологическая» употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт.

Единой точки зрения на количество и качество психологических защит в науке не существует, нет их единой классификации. Разные исследователи насчитывают до 23 механизмов защиты.Рассмотрим основные виды психологических защит личности.

Отрицание – бессознательная попытка не принимать в расчет реальное событие. Я отвергает существование ситуаций, несущих тревогу, или же компенсаторно заменяет их на воображаемые. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия окружающими вниманием с их стороны. Акцентуация: демонстративность. Диаг­ностическая концепция: истерия. Тип групповой роли (по Г. Келлерману): «роль романтика».

Проекция – неосознаваемый механизм, посредством которого импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира. В психологии введено ее понимание как нормального психологического процесса, участвующего в формировании восприятия внешнего мира: проекция понимается как первичный процесс «уподобления» реальности собственному внутреннему миру. Проекция сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны. Проек­ция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самопринятия на этом фоне. Различают атрибутивную про­екцию (бессознательное отвержение собственных негативных качеств и приписывание их окружающим); рационалистическую (осознание у себя приписываемых качеств и проецирование по формуле «все так делают»); комплиментарную (интерпретация своих реальных или мнимых недостатков как достоинств); симилятивную (приписывание недостатков по сходству, например, родитель – ребенок). Акцентуация: застреваемость. Диагностическая концепция: паранойя. Тип групповой роли: «роль проверяющего». Следует отметить, что «стремление проецировать себя практически не подвергается корректировке».

Регрессия – форма защиты психологической, временный переход, возврат на более раннюю стадию развития, к более примитивным формам поведения или мышления, на примитивный уровень развития психического – как бы отступление в тот психологический период, когда человек чувствовал себя наиболее защищенным. Может проявляться как истерические реакции наподобие рвоты, сосания пальцев; излишняя сентиментальность и пр. Развивается в раннем детстве для сдержи­вания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. В кластер регрессии входит также механизм двигательная активность, предполагающий непроизвольные действия для снятия напряжения. Акцентуация (по П. Б. Ганнушкину): неустойчивость. Диагностическая концепция: неустойчивая психопатия. Тип групповой роли: «роль ребенка»

Замещение – процесс и результат замены вытесненного влечения или представления какой-либо иной тенденцией или символом. Развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект или на самого себя. Замещение поэтому имеет как активные, так и пассивные формы. К результатам и показателям замещения относятся действия ошибочные, остроты, некоторые компоненты сновидений, невротические симптомы и пр. Акцентуация: возбудимость (эпилептоидность). Диагностическая концепция: эпилептоидность (по П. Б. Ганнушкину); возбудимая психопатия (по Н. М. Жарикову); агрессивный диагноз (по Р. Плутчику). Тип групповой роли: «роль ищущего козла отпущения».

Вытеснение (подавление; репрессия) – процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания изгоняются из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая влиять на поведение индивида и переживаясь как тревоги, страхи и пр. Развивается для сдерживания эмоции страха. Страх блокируется посредством забывания стимула, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. В кластер подавления входят также близкие к нему механизмы: изоляция и интроекция. Акцентуация: тревожность (по К. Леонгарду); конформность (по П. Б. Ганнушкину). Диагностическая концепция: пассивный диагноз (по Р. Плутчику). Тип групповой роли: «роль невиновного».

Интеллектуализация – механизм защитный, действие которого проявляется в специфическом способе анализа стоящих перед личностью проблем, характерном чрезмерным преувеличением роли рассудочных компонент при полном игнорировании аффективных составляющих. Развивается в раннем под­ростковом возрасте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения из боязни пережить разочарование. Предполагает про­извольную схематизацию и истолкование событий для разви­тия чувства субъективного контроля над любой ситуацией. В этот кластер входят также механизмы: аннулирование, сублимация и рационализация. Последняя обеспечивает маскировку, сокрытие от сознания истинных мыслей, чувств и мотивов действий, и тем самым – формулировку более приемлемых объяснений собственного поведения, обеспечение состояния внутреннего комфорта, связанного с желанием сохранить чувство собственного достоинства, самоуважение, предотвращение вины или стыда; подразделяется на рационализацию актуальную, предвосхищающую, для себя и для других, постгипнотическую и проективную; и имеет следующие способы: дискре­дитация цели, дискредитация жертвы, преувеличение роли обстоятельств, утверждение вреда во благо, переоценивание име­ющегося и самодискредитация. Диагностическая концепция: навязчивость. Тип групповой роли: «роль философствующего».

Реактивное образование – формирование таких черт личности, которые по принципу защиты осознавания неприемлемых переживаний полностью противоположны тому, что вытеснено в бессознательное и существует в скрытом виде. Защитный механизм, развитие которого связывают с окончательным усвоением ин­дивидом «высших социальных ценностей». Реактивное образование развивается для сдерживания радости обладания опре­деленным объектом (например, собственным телом) и возмож­ности использования его определенным образом (например, для секса или агрессии). Механизм предполагает выработку и под­черкивание в поведении прямо противоположной установки. На наличие реактивных образований указывают два основных признака: контрастные защитные реакции неестественны, носят навязчивый и жестко детерминированный характер; подлинные черты обнаруживаются в реальном поведении. Акцентуации: сензитивность, экзальтированность. Тип групповой роли: «роль пуританина».

Компенсация – онтогенетически самый поздний и ког­нитивно сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдер­живания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения за­мены этой неполноценности. «Человек полностью уходит в определенную деятельность или занятие, которое становится основным в ущерб другим …, но … другие стороны его личности не получают развития». В кластер компенсации входят также механизмы: сверхкомпенсация, идентификация и фантазия. Акцентуация: дистимность. Диагностическая концепция: депрессивность. Тип групповой роли: «роль объединяющего».

Также механизмы психологической защиты можно подразделять на внешние (агрессия, бегство), имеющие эволюционную природу, и внутренние, к которым психика прибегает в случае неэффективности внешних защитных механизмов.

Е.Н. Доценко предложил для описания психологических защит следующую схему:

1. предмет психологической защиты – психика в целом или какая-либо психическая структура (самооценка, самоуважение, чувство уверенности в себе, представление о себе, Я-концепция, Я-образ и др.),

2. угрожающие факторы – внутренние конфликты, фрустрации и т.д.;

3. характер ущерба (во имя чего защищается);

4. средства психологической защиты.

В.В. Столин различает два типа самосознания: самосознание, основанное на признании поступка, самосознание, основанное на непризнании поступка.

В первом случае человек с помощью поступков, реализующих признаваемую им мотивационную структуру, стремится «заслужить у самого себя» позитивное отношение к себе. Выбор, который делает человек, приводит к поступку, который, в свою очередь, вызывает конфликтный смысл «Я», запускающий работу самосознания. После совершения поступка человек может вести себя по-разному в зависимости от того, воспринимает ли он свой поступок как сознательный выбор. Если поступок рассматривается человеком как сделанный им самим выбор, перед ним возникают три основные альтернативы (см. табл. 1.6).

1. Отвергать свой выбор, считая его ошибочным. Этот вариант автор называет раскаянием: человек признает реально сделанный выбор, но внутренне его принять не может.

2. Согласиться со своим выбором, считая его правильным. Такой вариант осмысления поступка называется ужесточением – человек признает неравнозначность принятых ценностей, при этом происходит внутреннее ужесточение, выделении для себя главной из ценностей.

3. Не отвергать свой выбор, но и не соглашаться с ним – вариант смятение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: