Правовое регулирование государственных внебюджетных фондов

Самостоятельными элементами бюджетной системы России являются бюджеты государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов.

При этом, под государственным внебюджетным фондом понимаются только фонды денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 13 БК РФ).

От данных фондов необходимо отличать внебюджетные фонды, создаваемые и используемые для дополнительного финансирования территориальных нужд (текущего, капитального характера), на региональном и местном уровне. К примеру, согласно ст.2 федерального закона от 25 сентября 1997 года “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства.

Региональные и местные внебюджетные фонды зачастую используются в интересах отдельных политических сил, поскольку согласно принципу полноты бюджетов в бюджетах должны быть отражены все возможные доходы и расходы в полном объеме. Следовательно, создание обособленных фондов денежных средств финансирующих некоторые региональные и местные нужды не целесообразно.

Внебюджетные фонды создаются по решению Органов представительной или исполнительной власти на федеральном уровне, по реше­нию законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ - на региональном уровне и по решению ор­ганов местного самоуправления на муниципальном уровне.

Внебюджетные фонды, указанные в Бюджетном кодексе имеют строго целевое назначе­ние и управляются автономно. К ним относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занято­сти.1 Средства данных внебюджетных фондов не подлежат изъятию и расхо­дуются в соответствии с целевым назначением, определя­емым утвержденным представительным органом власти положением (уставе) о фонде.

Социальные внебюджетные фонды являются частью системы государственного социального страхования — особой сферы страховой деятельности, являющейся фун­кцией государства. С помощью социального страхования государство осуществляет свою социальную политику. Так, Федеральный закон от 16 июля 1999 года “Об основах обязательного социального страхования”2, в ст.1 определяет обязательное социальное страхование, как часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Государственное социальное страхование характеризу­ется рядом особенностей:

1. Отсутствует принцип добровольности. Страхование происходит автоматически (не определяется ни фор­ма, ни сумма страхования — все это устанавливается го­сударством).

2. Страховые взносы устанавливаются в определенном проценте от фонда заработной платы, и никакие допол­нительные обстоятельства, например возраст страхуемо­го, состояние его здоровья, при этом не учитываются.

3. В рамках социального страхования покрываются только определенные риски, тесно связанные со способ­ностью человека к труду, такие как болезнь, несчаст­ный случай на производстве, инвалидность, безработица.

Выплаты из системы социального страхования имеют цель, в первую очередь, восстановления рабочей силы.

Правовое положение Пенсионного фонда РФ (далее – ПФР) таково, что он создан в целях государственного управления пен­сионным обеспечением граждан. Его деятельность основана на Положении “О Пенсионном фонде Российской Федерации”, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г.1

ПФР является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами, согласно Федеральному закону от 15.12.2001г. “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”2

Правовое положение Фонда социального страхова­ния РФ и Фондов медицинского страхования.

В отличие от вышеназванных внебюджетных фондов, фонд социального страхования создан на основании Постановления Правительства России от 12.02.1994 года № 101.1 Данный фонд является специализированным финансово - кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Основными задачами Фонда являются: обеспечение га­рантированных государством пособий по временной нетру­доспособности, беременности и родам, при рождении ребен­ка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоров­ление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотрен­ные законодательством; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования.

Средства Фонда образуются за счет уплаты страхователями (работодателями) сумм Единого социального налога согласно 24 главы Налогового кодекса РФ.1 Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998г. “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” работодатели уплачивают в данный фонд страховые взносы в соответствии с установленными тарифами. Страховые тарифы, дифференцированы по группам отраслей экономики в зависимости от класса профессионального риска, который устанавливается федеральным законом.2

Помимо данных взносов доходы данного фонда создаются за счет доходов от инвестирования части временно сво­бодных средств Фонда в ликвидные государственные цен­ные бумаги и банковские вклады.

Основными задачами Федерального фонда являются:

финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”;

обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;

ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

добровольных взносов юридических и физических лиц;

доходов от использования временно свободных финансовых средств. Данные средства в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.


1 Примечание: В отличие от России в США Федеральный бюджет не имеет силы закона, а принимается палатами Конгресса в виде совпадающей резолюции, не имеющей обязательной силы, но и не подлежащей президентскому вето. См. подробнее: А. Панин. Бюджетное управление Конгресса США. // Финансовый контроль 2002. № 1.

1 См. к примеру: Мейер Д. И. Русское гражданское право. Часть первая. М., 1997. С. 135-139; Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права М.,1955г. С.91; Чашников А.В. Участие государства в договорных отношениях. СПб., “Мир и Семья”, 2001. С. 19-20.

1 СЗ РФ 2001. № 53. Ст. 5030.

1 См. также Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.1998 г. № 600 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.04.2000 № 364 “Об утверждении программы экономии государственных расходов”. СЗ РФ 1998, № 26,Ст. 3076; 2000, № 17, Ст. 1888.

1 Государственный фонд занятости в настоящее время упразднен.

2 СЗ РФ 1999. №29. Ст. 3686

1 Ведомости СНД и ВС РСФСР 1992. №5. Ст. 180.

2 СЗ РФ 2001. №. 51 Ст. 4832

1 Российская газета, 1994. 22 февраля.

1 Индивидуальные предприниматели и адвокаты не являются плательщиками в Фонд социального страхования.

2 К примеру, см. федеральный закон “О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год”.// СЗ РФ 2001. №7. Ст. 622.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: