Организационной формой функционирования бюджета любой страны является бюджетная система. Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения, т. е. бюджетное устройство.
31 июля 1998 года в России был принят Бюджетный кодекс РФ, который стал одним из основополагающих документов, регламентирующих бюджетное устройство в Российской Федерации. Он создает общие “правила игры” для всех элементов бюджетной системы, блокируя ситуацию, когда одному региону достается 200% положенных федеральных дотаций, а другому меньше 20%. Подобное блокирование является выражением концепции разграничения расходов между бюджетами различных уровней, основа которой — адекватность бюджетных расходов полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти и управления.
Бюджетный кодекс (ст. 6) определяет бюджетную систему РФ как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность всех видов бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
|
|
Звеньями этой системы (согласно ст. 10 БК) являются:
1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2. Бюджеты субъектов РФ (республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3. Местные бюджеты — районные бюджеты районов, городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.
Главным звеном бюджетной системы страны является федеральный бюджет, представляющий собой централизованный денежный фонд органов государственной власти РФ. Он оказывает регулирующее воздействие на все звенья финансовой системы общества: государственные финансы, финансы предприятий и финансы граждан, а также кредитную сферу.
Второе звено - это республиканские, краевые, окружные и областные бюджеты - бюджеты субъектов РФ. Они предназначены для обеспечения финансовыми ресурсами управления соответствующих государственно-национальных и административно-территориальных образований. Они осуществляют также экономическое воздействие на производственную деятельность организаций в рамках их территорий и решение социально-экономических и культурных вопросов.
Третье звено бюджетной системы — местные бюджеты. К ним относятся все бюджеты, не имеющие деления, а именно: бюджеты поселков, районов, городов. Исключение составляют города, имеющие районное деление, и районные бюджеты, включающие поселковые бюджеты.
|
|
Согласно ст. 13 БК РФ, отдельным звеном бюджетной системы РФ являются государственные внебюджетные фонды. Под Государственным внебюджетным фондом понимается фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
На уровне субъектов РФ создаются территориальные внебюджетные фонды (к примеру, территориальный фонд обязательного медицинского страхования), а также могут создаваться иные внебюджетные фонды. Задачами внебюджетных фондов являются финансирование конкретных целевых мероприятий.
Единство бюджетной системы. Законодатель применяет термин “бюджетная система”, подчеркивая тем самым, что в России все виды бюджетов объединены в единое целое. Единство бюджетной системы является не только одним из принципов ее построения, предполагающим единую правовую базу, единую бюджетную классификацию, единство форм бюджетной документации. Этот принцип также выражается в предоставлении необходимой статистической информации с одного уровня на другой для составления консолидированных бюджетов Российской Федерации и территорий, согласованными принципами бюджетного процесса и единством денежной системы, но и вертикальными денежными потоками объединяющими элементы бюджетной системы (федеральный, региональные и местные бюджеты в единое целое)
С понятием бюджетной системы тесно связано весьма специфическая, но важная конструкция “консолидированный бюджет”. Ст. 16 БК РФ содержит норму о том, что Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Кроме принципа единства, бюджетная система строится на принципах самостоятельности бюджетов, сбалансированности бюджетов, полноты отражения доходов и расходов бюджетов, реальности, гласности бюджетов, входящих в бюджетную систему (ст. 28 БК РФ) и некоторых других.
Полнота отражения доходов и расходов — это отражение в бюджете всех доходов и расходов, а точнее обоснование величины расходов, выявление возможностей дополнительного привлечения средств, т. е. бюджет должен отражать все необходимые виды расходов бюджетных средств и источники доходов бюджета.
Реальность бюджетов предполагает отражение в бюджете действительного состояния доходов и расходов государства, т. е. показатели бюджета должны быть рассчитаны с учетом научно обоснованных норм и быть реальными для выполнения.
Гласность означает “прозрачность” бюджета, а именно соблюдение следующих требований: предварительное обсуждение проекта бюджета на открытых заседаниях парламента; опубликование утвержденного бюджета после принятия закона о нем; сообщение о ходе исполнения бюджета и т. д.
Сбалансированность бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Следует отметить, что Бюджетный кодекс РФ достаточно подробно регулирует отношения, основанные на дефиците бюджета – ситуации, когда расходы превышают потенциально возможные доходы.
Что же касается обратной ситуации – профицита бюджета (ситуации в которой расходы по своему суммарному показателю меньше нежели потенциально возможные доходы), то в настоящее время использование профицита бюджета не регулируется Бюджетным кодексом России. В тоже время, в Федеральном бюджете на 2002 год нашел отражение новый концептуальный подход к формированию дополнительных доходов и созданию определенного налогового потенциала (ст. 2 закона “О Федеральном бюджете на 2002г.”). Им является создание и использование так называемого “финансового резерва”. Источником образования финансового резерва бюджета на 2003 год как и на 2002 год (на федеральном уровне) является профицит бюджета - свободные остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2002 года (за исключением остатков средств на счетах Федерального казначейства по состоянию на 01.01.2002г., образовавшиеся в связи с неполным использованием бюджетополучателями объемов финансирования).1
|
|
Управление государственными финансами в условиях большого разнообразия бюджетных поступлений и расходов, а также сложности финансово-бюджетных отношений невозможны без использования единой, законодательно утвержденной системы движения денежных потоков. Этой цели служит бюджетная классификация, введенная в действие Федеральным законом от 15.08.1996г. “О бюджетной классификации Российской Федерации” (в ред. от 06.05.2003г. № 53-ФЗ)
Бюджетная классификация представляет собой научно обоснованную единую группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, по однородным признакам с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Она используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов (и консолидированных бюджетов) всех уровней.
Бюджетная классификация РФ включает в себя (ст. 19 БК):
• классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
• функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
• экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
• ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;
• классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
|
|
• классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
• классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
• классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации.
Законодательные (представительные) органы субъектов федерации и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации.
Доходы бюджета. Бюджеты формируются за счет обязательных и добровольных платежей, имеющих как безвозмездную природу (например – налоги) так и возмездную (займы).
Причем, согласно ст. 40 БК РФ денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, (бюджета государственного внебюджетного фонда) с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет.
К неналоговым доходам относятся поступления от государственного имущества, его содержания и эксплуатации. Размер доходов зависит от объемов самого имущества, а также результативности его функционирования. В частности, к неналоговым доходам можно отнести:
1. доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций;
1) дивиденды по акциям, принадлежащим государству;
5) арендная плата за землю;
2. доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;
1. консульский сбор, взимаемый на территории Российской Федерации;
· плата за выдаваемые паспорта;
· доходы от платных услуг, оказываемых федеральными органами власти;
8. перечисление прибыли Центрального банка Российской Федерации;
штрафные санкции;
доходы от внешнеэкономической деятельности и прочее.
Бюджетным законодательством остались несколько неурегулированными отношения между Россией и Центральным банком РФ по поводу привлечения ресурсов ЦБР на временной и возвратной основе.
Так, ст. 93 БК РФ устанавливает, что источниками финансирования дефицита бюджета не могут быть кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении.
Дотация представляет собой бюджетные средства которые выделяются из бюджета вышестоящего уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.
Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. В отличие от дотации, субвенция предоставляется на финансирование определенного мероприятия и подлежит возврату в случае нарушения ее целевого использования.
Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В последнее время данные виды финансовой помощи стали в ряде случаев отождествляться с “ трансфертными платежами ” - денежными потоками, направленными для выравнивания бюджетного обеспечения на душу населения, предоставляемые из фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР), бюджетам нижестоящего уровня.
Однако, определение “трансферт”, как вид финансовой помощи не содержится в Бюджетном кодексе РФ. Поэтому при характеристике расходных операций в бюджетных отношениях более приемлемым для употребления является термин “субсидия” нежели обширный по своему содержанию “трансферт”.
Кроме приведенной выше классификации доходов бюджета, доходы подразделяются на закрепленные и регулирующие.
Закрепленные доходы — это доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в тот или иной бюджет.
Регулирующие доходы — это доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в виде процентных отчислений от налогов или иных обязательных платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год. Закрепленные и регулирующие виды доходов применяются для регулирования межбюджетных отношений.
Рассмотрим основные направления расходов государственного бюджета.
Объектом государственных расходов выступают мобилизованные в распоряжение государства и его предприятий доходы. Построение системы государственных расходов базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством и закрепленных в нормативных актах. К числу важнейших из них относятся:
• целевое направление средств (к примеру, ст.70 БК РФ);
• соблюдение режима экономии (ст.ст. 71-73 БК РФ).1
Расходование государством аккумулированных средств осуществляется в разных формах:
бюджетное финансирование, применяемое для обеспечения общегосударственных расходов, как, например, оборонная индустрия, правоохранительная деятельность, управление, здравоохранение, наука, искусство, образование и т. п.
самофинансирование. Согласно п. 4 ст. 41 БК РФ доходы бюджетных учреждений полученные в результате предпринимательской деятельности остаются в пользовании бюджетного учреждения, но при этом, одновременно учитываются в качестве доходов соответствующего бюджета. Данная форма используется для покрытия расходов государственных предприятий за счет собственных ресурсов;
кредитование, используется при предоставлении Российской Федерацией государственных кредитов (займов) иностранным государствам, а также иностранным и российским юридическим лицам (бюджетный и налоговый кредиты) по которым у заемщика возникают финансовые обязательства перед РФ (субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием), как кредитором.
Любое государство осуществляет расходы по трем основным направлениям - государственное управление, социальная сфера и поддержка экономической сферы.
В России соответственно в первую группу расходов входят расходы на:
содержание законодательных органов государственной власти;
содержание исполнительных органов государственной власти;
деятельность финансовых и налоговых органов;
содержание судебной власти, правоохранительных органов и прокуратуры;
национальную оборону;
проведение выборов, референдумов;
средства массовой информации;
социальную защиту работников госаппарата и специальных подразделений (это наиболее стабильная группа расходов, имеющая тенденцию к росту).
Вторую группу составляют расходы на народное образование, подготовку профессиональных кадров, культуру и искусство, науку, здравоохранение, физическую культуру и спорт, социальные программы.
В третью группу включаются расходы на:
содержание, поддержку и расширение государственного сектора экономики (субсидии и дотации убыточным государственным предприятиям);
государственные инвестиции на безвозмездной основе в систему государственной инфраструктуры (жилищная, социальная сфера);
внешнеэкономическую деятельность;
обслуживание государственного долга;
прочие расходы экономического характера.
Предоставление бюджетных кредитов как формы финансовой помощи, предусмотренное статьей 133 БК РФ из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации не урегулировано бюджетным законодательством. В то же время, ст. 137 БК РФ посвящена предоставлению бюджетных ссуд субъектам Российской Федерации только на финансирование кассовых разрывов.
Согласно ст. 6 БК РФ, под бюджетной ссудой понимаются “бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года”. Будучи составной частью механизма внутрибюджетных заимствований, данная форма обеспечения бюджетных поступлений базируется на перераспределении средств между бюджетами.