№ п/п | Основные вопросы темы | Время | Методические замечания |
I. Вводная часть Проверить наличие обучаемых Объявить тему занятия Ознакомить с целевыми установками Показать выставку литературы Ознакомить с содержанием и методикой занятия | 5 мин. | согласно методике проведения лекционного занятия | |
II. Основная часть | 70 мин. | Проведение лекционного занятия строится в соответствии с утвержденной методикой чтения лекции по дисциплине «Финансовое право» | |
1. Налоговое право: понятие, предмет, метод, принципы, источники | 20 мин. | ||
2. Налоговый кодекс РФ: структура, содержание, эволюция | 20 мин. | ||
3. Налоговые правоотношения: субъекты, объект, содержание 4. Налоговый контроль: понятие, субъекты 5. Налоговая ответственность субъектов налогового права | 25 мин. | ||
Заключение | 3 мин | ||
III. Заключительная часть Ответить на вопросы обучаемых Заполнить классный журнал Уточнить задание на самоподготовку | 5 мин | согласно методике проведения лекционного занятия |
Литература:
1. Грачева, Е.Ю. Финансовое право: уч. пособие / Е.Ю. Грачева. – М., 2002.
2. Финансовое право в РФ: учебник / под ред. М.В. Карасева. – М., 2004.
3. Крохина, Ю.А. Финансовое право России: учебник / Ю.А. Крохина. – М., 2004.
4. Быля, А.Б., Горбунова, О.Н. Финансовое право: учебник / А.Б. Быля, О.Н. Горбунова. – М.: Велби, изд. Проспект, 2007.
5. Бельский, К.С. Финансовое право: учебник / К.С. Бельский. – М.: Российская академия правосудия; Эксмо, 2006.
6. Петрова, Г.В. Финансовое право: учебник / Г.В. Петрова. – М.: ТК Велби, 2006.
7. Вострикова, Л.Г. Финансовое право: учебник / Л.Г. Вострикова. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2006.
Перечень заданий:
Согласно плана проведения семинара.
1. Налоговое право: понятие, предмет, метод, принципы, источники
Экономическая ситуация, сложившаяся в России в период перехода к рынку, потребовала проведения принципиально новой налоговой политики.
Что же понимается под налогом? Какова его природа? Налоги — один из древнейших финансовых институтов: они возникли вместе с появлением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения возложенных на них обществом функций. Основная роль налогов — фискальная, соответственно чему они используются как источник доходов государственной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства.
Под налогом понимается взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Юридические и физические лица, на которых в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги, именуются налогоплательщиками.
Право государства взимать налоги и обязанность населения их платить вытекает из необходимости существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц. При этом государство должно руководствоваться определенными принципами:
• всеобщности (каждый должен участвовать в поддержке государства соразмерно своей платежной способности, т. е. пропорционально доходу);
• определенности (налогоплательщику должны быть
известны время, место, способ и размер платежа);
• дешевизны взимания (необходимо минимизировать
издержки по взиманию налогов);
• справедливости обложения (освобождать от обложения минимум для существования и облагать высокими
ставками крупные имущества и доходы);
• законодательной формы учреждения налога.
К общим признакам законодатель относит: законно установленную форму определения порядка и условий взимания налогов; обязательность уплаты, принудительный характер их изъятия; связь с бюджетом или внебюджетным фондом; безэквивалентность платежа.
Вместе с тем имеются существенные различия между налогами, пошлинами и сборами:
• Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в нем;
• Сборы и пошлины взимаются государственными и местными органами (учреждениями) за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права. Этим они отличаются от налогов. Но они не цена услуги (хотя их величина определяется видом услуги) и не элемент услуги, хотя уплачиваются в связи с ее окончанием.
· Частичная возмездность пошлин и сборов отличает их от налога.
· Пошлины и сборы взимаются только с тех, кто вступает в отношения с соответствующими органами (учреждениями) по поводу получения нужных ему услуг, т. е. обязательность уплаты пошлин или сбора наступает в результате свободного выбора плательщика в отличие от условий возникновения налоговой обязанности.
• Сборы, в отличие от налога, должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались.
• Госпошлина, в отличие от налога, — это плата за оказание плательщику какой-либо услуги, поэтому необходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее.
В новом Налоговом кодексе нашло отражение четкое разграничение понятий налога и сбора. Так, в соответствии - со ст. 8 Налогового кодекса, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления.
Налогу в его исконном смысле присущ особый механизм его взимания, элементы которого устанавливаются законом и определяют структуру последнего. В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены элементы налогообложения: круг плательщиков, объект налогообложения, ставка налога, сроки и способы его уплаты, налоговая база, налоговый период, льготы.
Конституцией РФ и Налоговым кодексом, вступившим в силу с 1 января 1999 г., закрепляются отдельные принципы налогообложения:
• всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции);
• верховенство представительной власти в их установлении (ст. 57, 71, 76,105,106 Конституции);
• прямое действие во времени законов, устанавливающих новые налоги (ст. 57 Конституции);
• законность установления налогов и сборов (ст. 3 НК РФ);
• не допускается устанавливать дифференцированные
ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ст. 3 НК РФ);
• экономическая обоснованность налогов с боров (ст. 3 НК РФ);
• принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе (ст. 17 НК РФ);
• определенность налогообложения (ст.3 НК РФ);
• приоритет ратифицированных РФ международных норм и правил налогообложения в случае расхождения их с национальным правом.
Основная функция — фискальная, касающаяся интересов государственной казны. Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления своих функций и возложенных задач.
Пополняя бюджет, налоги являются одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим институтом реализации государственных приоритетов.