Налоговое право РФ

№ п/п Основные вопросы темы Время Методические замечания
       
  I. Вводная часть Проверить наличие обучаемых Объявить тему занятия Ознакомить с целевыми установками Показать выставку литературы Ознакомить с содержанием и методикой занятия 5 мин. согласно методике проведения лекционного занятия
  II. Основная часть 70 мин. Проведение лекционного занятия строится в соответствии с утвержденной методикой чтения лекции по дисциплине «Финансовое право»
 
1. Налоговое право: понятие, предмет, метод, принципы, источники 20 мин.
2. Налоговый кодекс РФ: структура, содержание, эволюция 20 мин.
3. Налоговые правоотношения: субъекты, объект, содержание 4. Налоговый контроль: понятие, субъекты 5. Налоговая ответственность субъектов налогового права 25 мин.
Заключение 3 мин
III. Заключительная часть Ответить на вопросы обучаемых Заполнить классный журнал Уточнить задание на самоподготовку 5 мин согласно методике проведения лекционного занятия

Литература:

1. Грачева, Е.Ю. Финансовое право: уч. пособие / Е.Ю. Грачева. – М., 2002.

2. Финансовое право в РФ: учебник / под ред. М.В. Карасева. – М., 2004.

3. Крохина, Ю.А. Финансовое право России: учебник / Ю.А. Крохина. – М., 2004.

4. Быля, А.Б., Горбунова, О.Н. Финансовое право: учебник / А.Б. Быля, О.Н. Горбунова. – М.: Велби, изд. Проспект, 2007.

5. Бельский, К.С. Финансовое право: учебник / К.С. Бельский. – М.: Российская академия правосудия; Эксмо, 2006.

6. Петрова, Г.В. Финансовое право: учебник / Г.В. Петрова. – М.: ТК Велби, 2006.

7. Вострикова, Л.Г. Финансовое право: учебник / Л.Г. Вострикова. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2006.

Перечень заданий:

Согласно плана проведения семинара.

1. Налоговое право: понятие, предмет, метод, принципы, источники

Экономическая ситуация, сложившаяся в России в пе­риод перехода к рынку, потребовала проведения принци­пиально новой налоговой политики.

Что же понимается под налогом? Какова его природа? Налоги — один из древнейших финансовых институтов: они возникли вместе с появлением государства и использо­вались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспече­ния возложенных на них обществом функций. Основная роль налогов — фискальная, соответственно чему они ис­пользуются как источник доходов государственной каз­ны, предназначенной для удовлетворения интересов обще­ства и государства.

Под налогом понимается взнос в бюджет соответствую­щего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых за­конодательными актами. Юридические и физические лица, на которых в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги, именуются налогоплательщиками.

Право государства взимать налоги и обязанность насе­ления их платить вытекает из необходимости существова­ния государства и его учреждений в интересах всего обще­ства и отдельных лиц. При этом государство должно руко­водствоваться определенными принципами:

• всеобщности (каждый должен участвовать в поддер­жке государства соразмерно своей платежной способнос­ти, т. е. пропорционально доходу);

• определенности (налогоплательщику должны быть
известны время, место, способ и размер платежа);

• дешевизны взимания (необходимо минимизировать
издержки по взиманию налогов);

• справедливости обложения (освобождать от обложе­ния минимум для существования и облагать высокими
ставками крупные имущества и доходы);

• законодательной формы учреждения налога.
К общим признакам законодатель относит: законно ус­тановленную форму определения порядка и условий взимания налогов; обязательность уплаты, принудительный характер их изъятия; связь с бюджетом или внебюджетным фон­дом; безэквивалентность платежа.

Вместе с тем имеются существенные различия между налогами, пошлинами и сборами:

• Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в опреде­ленный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответству­ющего уровня и обезличиваются в нем;

• Сборы и пошлины взимаются государственными и мес­тными органами (учреждениями) за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права. Этим они отличаются от налогов. Но они не цена услуги (хотя их величина определяется видом услуги) и не элемент услу­ги, хотя уплачиваются в связи с ее окончанием.

· Частичная возмездность пошлин и сборов отличает их от налога.

· Пошлины и сборы взимаются только с тех, кто вступа­ет в отношения с соответствующими органами (учрежде­ниями) по поводу получения нужных ему услуг, т. е. обя­зательность уплаты пошлин или сбора наступает в резуль­тате свободного выбора плательщика в отличие от условий возникновения налоговой обязанности.

• Сборы, в отличие от налога, должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались.

• Госпошлина, в отличие от налога, — это плата за оказание плательщику какой-либо услуги, поэтому необ­ходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее.

В новом Налоговом кодексе нашло отражение четкое разграничение понятий налога и сбора. Так, в соответствии - со ст. 8 Налогового кодекса, под налогом понимается обя­зательный, индивидуально безвозмездный платеж, взима­емый с организаций и физических лиц в форме отчужде­ния принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности го­сударства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимае­мый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах пла­тельщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления.

Налогу в его исконном смысле присущ особый меха­низм его взимания, элементы которого устанавливаются законом и определяют структуру последнего. В соответствии со ст. 17 НК РФ налог счи­тается установленным лишь в том случае, когда определе­ны элементы налогообложения: круг плательщиков, объект налогообложения, ставка налога, сроки и способы его уплаты, налоговая база, нало­говый период, льготы.

Конституцией РФ и Налоговым кодексом, вступившим в силу с 1 января 1999 г., закрепляются отдельные принципы на­логообложения:

• всеобщность (каждый обязан платить законно уста­новленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции);

• верховенство представительной власти в их установ­лении (ст. 57, 71, 76,105,106 Конституции);

• прямое действие во времени законов, устанавливаю­щих новые налоги (ст. 57 Конституции);

• законность установления налогов и сборов (ст. 3 НК РФ);

• не допускается устанавливать дифференцированные
ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ст. 3 НК РФ);

• экономическая обоснованность налогов с боров (ст. 3 НК РФ);

• принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе (ст. 17 НК РФ);

• определенность налогообложения (ст.3 НК РФ);

• приоритет ратифицированных РФ международных норм и правил налогообложения в случае расхождения их с национальным правом.

Основная функция — фискальная, касающаяся инте­ресов государственной казны. Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необхо­димую материальную базу для осуществления своих фун­кций и возложенных задач.

Пополняя бюджет, налоги являются одним из основ­ных источников финансирования всех направлений дея­тельности государства и экономическим институтом реа­лизации государственных приоритетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: