4 часа (оз 2ч.)
Тема: Основные подходы к проблемам психических отклонений и их коррекции.
План
1.Проблемы нормы и отклонения в развитии
- Соматогенные и психогенные задержки психического развития
- Модели объяснения причин нарушений развития
В процессе психологической коррекции детей с нарушениями в развитии, в том числе и с задержкой психического развития, необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факторов, как социальная ситуация развития, выраженность изменений личности, связанных с заболеванием.
Соматогенная форма задержки психического развития была выделена еще в работах Г. Е. Сухаревой. В случае ряда хронических соматических заболеваний могут наблюдаться массивные интоксикации (например, при заболевании почек, печени, онкологических заболеваниях) и явления гипоксии (легочные и сердечно-сосудистые заболевания). Они приводят к нарушению деятельности развивающегося мозга ребенка. Одной из наиболее распространенных форм реагирования центральной нервной системы ребенка на интоксикацию или гипоксию является астения.
|
|
Астения (от греч — astheneia) означает физическую и психическую слабость, бессилие. Астения — это одна из распространенных (хотя и не единственных) форм реагирования центральной нервной системы на самые разнообразные внешние и внутренние вредности: психогенные
травматические, соматогенные и др. Традиционно выделяются четыре наиболее типичных компонента астении: 1) раздражительность, 2) слабость, 3) расстройства сна, 4) вегетативные нарушения (цит. по: В. В. Николаевой, 1987). Каждый из этих компонентов входит в три основные формы астенических состояний: гиперстения, синдром раздражительной слабости, гипостени-ческий синдром (синдром истощения).
У детей с хроническими соматическими заболеваниями гиперстения проявляется в повышенной утомляемости. Раздражительная слабость обнаруживается в капризности, немотивированных криках, в неустойчивом сне. Уже в первые недели жизни у такого ребенка может наблюдаться повышенная чувствительность к внешним раздражителям (звуку, свету, тактильному прикосновению), что резко снижает его поисковую активность и негативно отражается на формировании его сенсорных функций.
Синдром истощения наглядно проявляется в процессе деятельности ребенка, например в предметно-практических манипуляциях. Наблюдение за детьми раннего возраста с хронической почечной недостаточностью и врожденными пороками сердца показало значительное снижение у них количества предметно-практических манипуляций по сравнению с здоровыми детьми.
|
|
Главным показателем астенического синдрома является нарушение работоспособности. Общее нарастающее утомление у ребенка негативно отражается и на мотивационно-потребностной сфере, значительно снижая его познавательную активность. Все это является важной предпосылкой формирования задержки психического развития. Наблюдаемые у детей обменно-трофические расстройства из-за выраженных форм соматической патологии приводят к нарушению питания клеток мозга. Как подчеркивает А. О. Дробинская, соматическая патология «не приводит к грубым морфологическим нарушениям мозга, а вызывает скорее задержку формирования сложных специфических мозговых систем, отвечающих за когнитивные процессы и личностное формирование ребенка» (А. О. Дробинская, 1997).
В структуре особенностей психического развития у детей с соматогенной формой ЗПР, так же, как и при психическом инфантилизме, наблюдается выраженная эмоциональная незрелость. Однако если при психофизическом инфантилизме эмоциональная незрелость обусловлена, как правило, незрелостью мозга, то при соматогенной форме ЗПР причиной эмоциональной незрелости чаще всего являются длительные хронические заболевания, которые в значительной степени тормозят развитие активных форм деятельности и способствуют формированию таких личностных особенностей, как боязливость, робость, неуверенность в своих силах.
У ребенка с задержкой психического развития нередко наблюдаются нарушения внимания и памяти. Психолог составляет программу коррекции памяти и внимания, подбирает психотехнические методы. Однако данная программа будет неэффективна, если не учитывается форма ЗПР, степень ее тяжести, индивидуально-типологические особенности ребенка. У детей с ЗПР конституционального генеза сниженный объем памяти часто обусловлен нарушением мотивации, и соответственно приемы психокоррекционных воздействий должны быть иными, чем у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. Поэтому психологическая коррекция детей с ЗПР должна быть сконцентрирована не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а более глубоко — на действительных источниках, порождающих эти отклонения.
В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции Д. Б. Эльконин предлагал различать две ее основных формы: симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в развитии, и каузальную коррекцию, устраняющую источник и причины отклонений в развитии (Эльконин, 1980).
Симптоматическая коррекция, безусловно, имеет существенные недостатки, так как симптомы отклонений в развитии имеют различные причины и вследствие этого образуют различную психологическую структуру нарушений в развитии ребенка.
В практике психокоррекционной работы с детьми с проблемами в развитии выделяются различные модели объяснения причин нарушения развития.
Биологическая модель видит причину нарушений в развитии в снижении темпа созревания структур мозга.
Медицинская модель объясняет нарушения в развитии ребенка с точки зрения логики заболевания (этиология, патогенез, клинические проявления).
Интеракционная модель рассматривает в качестве ведущей причины отклонений в развитии детей и подростков нарушение взаимодействий между личностью и средой. Например, ранняя сенсорная и социальная депривация, по мнению представителей данного направления, может привести к необратимым нарушениям в психическом развитии ребенка.
Педагогическая модель находит причины отклонений в психическом развитии ребенка в явлениях социальной и педагогической запущенности.
Деятельностнаямодель объясняет причины неблагополучия ребенка несформированностью ведущего вида деятельности.
Психолог обязательно должен учитывать причины нарушения развития при составлении психокоррекционных программ для детей с ЗПР.
Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит не только от анализа причины, но и от структуры дефекта.