Лекция № _3

4 часа (оз 2ч.)

Тема: Основные подходы к проблемам психических отклонений и их коррекции.

План

1.Проблемы нормы и отклонения в развитии

  1. Соматогенные и психогенные задержки психического развития
  2. Модели объяснения причин нарушений развития

В процессе психологической коррекции детей с нарушениями в развитии, в том числе и с задержкой психического развития, необхо­димо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факторов, как со­циальная ситуация развития, выраженность изменений личности, свя­занных с заболеванием.

Соматогенная форма задержки психического развития была выде­лена еще в работах Г. Е. Сухаревой. В случае ряда хронических сома­тических заболеваний могут наблюдаться массивные интоксикации (например, при заболевании почек, печени, онкологических заболе­ваниях) и явления гипоксии (легочные и сердечно-сосудистые забо­левания). Они приводят к нарушению деятельности развивающегося мозга ребенка. Одной из наиболее распространенных форм реагиро­вания центральной нервной системы ребенка на интоксикацию или гипоксию является астения.

Астения (от греч — astheneia) означает физическую и психическую слабость, бессилие. Астения — это одна из распространенных (хотя и не единственных) форм реагирования центральной нервной системы на самые разнообразные внешние и внутренние вредности: психогенные

травматические, соматогенные и др. Традиционно выделяются четыре наиболее типичных компонента астении: 1) раздражительность, 2) слабость, 3) расстройства сна, 4) ве­гетативные нарушения (цит. по: В. В. Николаевой, 1987). Каждый из этих компонентов входит в три основные формы астенических состо­яний: гиперстения, синдром раздражительной слабости, гипостени-ческий синдром (синдром истощения).

У детей с хроническими соматическими заболеваниями гиперсте­ния проявляется в повышенной утомляемости. Раздражительная сла­бость обнаруживается в капризности, немотивированных криках, в не­устойчивом сне. Уже в первые недели жизни у такого ребенка может наблюдаться повышенная чувствительность к внешним раздражите­лям (звуку, свету, тактильному прикосновению), что резко снижает его поисковую активность и негативно отражается на формировании его сенсорных функций.

Синдром истощения наглядно проявляется в процессе деятельно­сти ребенка, например в предметно-практических манипуляциях. На­блюдение за детьми раннего возраста с хронической почечной недо­статочностью и врожденными пороками сердца показало значительное снижение у них количества предметно-практических манипуляций по сравнению с здоровыми детьми.

Главным показателем астенического синдрома является нарушение работоспособности. Общее нарастающее утомление у ребенка нега­тивно отражается и на мотивационно-потребностной сфере, значи­тельно снижая его познавательную активность. Все это является важ­ной предпосылкой формирования задержки психического развития. Наблюдаемые у детей обменно-трофические расстройства из-за выраженных форм соматической патологии приводят к нарушению питания клеток мозга. Как подчеркивает А. О. Дробинская, сомати­ческая патология «не приводит к грубым морфологическим наруше­ниям мозга, а вызывает скорее задержку формирования сложных спе­цифических мозговых систем, отвечающих за когнитивные процессы и личностное формирование ребенка» (А. О. Дробинская, 1997).

В структуре особенностей психического развития у детей с сомато­генной формой ЗПР, так же, как и при психическом инфантилизме, наблюдается выраженная эмоциональная незрелость. Однако если при психофизическом инфантилизме эмоциональная незрелость обуслов­лена, как правило, незрелостью мозга, то при соматогенной форме ЗПР причиной эмоциональной незрелости чаще всего являются длитель­ные хронические заболевания, которые в значительной степени тормозят развитие активных форм деятельности и способствуют форми­рованию таких личностных особенностей, как боязливость, робость, неуверенность в своих силах.

У ребенка с задержкой психического развития нередко наблюдаются нарушения внимания и памяти. Психолог составляет программу коррекции памяти и внимания, подбирает психотехниче­ские методы. Однако данная программа будет неэффективна, если не учитывается форма ЗПР, степень ее тяжести, индивидуально-типоло­гические особенности ребенка. У детей с ЗПР конституционального генеза сниженный объем памяти часто обусловлен нарушением моти­вации, и соответственно приемы психокоррекционных воздействий должны быть иными, чем у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. Поэтому психологическая коррекция детей с ЗПР должна быть сконцентрирована не на внешних проявлениях отклонений в разви­тии, а более глубоко — на действительных источниках, порождающих эти отклонения.

В зависимости от характера диагностики и направленности кор­рекции Д. Б. Эльконин предлагал различать две ее основных формы: симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в разви­тии, и каузальную коррекцию, устраняющую источник и причины от­клонений в развитии (Эльконин, 1980).

Симптоматическая коррекция, безусловно, имеет существенные недостатки, так как симптомы отклонений в развитии имеют различ­ные причины и вследствие этого образуют различную психологичес­кую структуру нарушений в развитии ребенка.

В практике психокоррекционной работы с детьми с проблемами в развитии выделяются различные модели объяснения причин наруше­ния развития.

Биологическая модель видит причину нарушений в развитии в сни­жении темпа созревания структур мозга.

Медицинская модель объясняет нарушения в развитии ребенка с точ­ки зрения логики заболевания (этиология, патогенез, клинические проявления).

Интеракционная модель рассматривает в качестве ведущей причи­ны отклонений в развитии детей и подростков нарушение взаимодей­ствий между личностью и средой. Например, ранняя сенсорная и социальная депривация, по мнению представителей данного направ­ления, может привести к необратимым нарушениям в психическом развитии ребенка.

Педагогическая модель находит причины отклонений в психическом развитии ребенка в явлениях социальной и педагогической запущен­ности.

Деятельностнаямодель объясняет причины неблагополучия ребенка несформированностью ведущего вида деятельности.

Психолог обязательно должен учитывать причины нарушения раз­вития при составлении психокоррекционных программ для детей с ЗПР.

Эффективность психологической коррекции в значительной сте­пени зависит не только от анализа причины, но и от структуры де­фекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: