Лекция № _6

4 часа (оз 2ч.)

Тема: Проблема коррекции психического развития в зарубежной психологии

План

1.Психодинамическое направление

2. Особенности психокоррекционных методов в классическом психоанализе

3.Аналитическая индивидуальная психокоррекция А.Адлера

Термин «психодинамика» был введен в 1918 г. Р. Вудвортсем. Согласно определению в центре психодинамичес­кого подхода находятся вопросы, связанные с динамичес­кими аспектами психики, т.е. мотивами, влечениями, по­буждениями, внутренними конфликтами (противоречиями), существование и развитие которых обеспечивают функцио­нирование и развитие личностного «Я».

Центральным понятием в представлении всех сторонни­ков психодинамического подхода о причинах нарушения в поведении и эмоциональной жизни клиента является понятие конфликта. Конфликты — причины этих наруше­ний. Авторы, принадлежащие к различным направлениям психодинамического подхода, по-разному толкуют поня­тие конфликта, тем не менее все коррекционные и пси­хотерапевтические методы направлены на разрешение этих конфликтов. Таким образом, главной задачей психоана­лиза является доведение до сознания клиента конфликт­ной ситуации, связанной с неприемлемостью для него бессознательных влечений. При этом полагается, что имен­но осознание наличия бессознательных импульсов и са­мой конфликтной ситуации — путь решения этих конф­ликтов.

Описанная 3. Фрейдом «История маленького Ганса» поло­жила начало использованию психоанализа в работе с детьми разных возрастов. С момента зарождения детского психоанали­за его развитие шло в основном в двух школах, различаю­щихся по теоретическое взглядам и техникам практического приложения, — школы М. Клайн и классической (или фрейди­стской), между которыми существовало расхождение в пони­мании механизма трансфера — центрального процесса, опре­деляющего успех коррекционного воздействия.

Невозможность прямого применения метода вербальных свободных ассоциаций в раннем детском возрасте (а первые работы проводились с детьми в возрасте 4—5 лет) застави­ли представителей детского психоанализа искать новые пути создания эффективных коррекционных методик и процедур личностного развития. В результате в рамках психодинами­ческого подхода были выделены: 1) игротерапия и 2) арт-терапия, которые в дальнейшем развились уже в самостоя­тельные методики и, выйдя за рамки психодинамического подхода, стали существовать в рамках собственных подхо­дов. Ряд авторов показывают эффективность недиректив­ной игротерапии и использование методик игрового психо­анализа для работы с детьми, страдающими страхами, фо­биями, расстройствами сна.

Психоаналитики предъявляют ряд требований как к ма­леньким пациентам, так и их родителям: интеллектуальное развитие ребенка должно быть выше среднего; родители дол­жны проявлять активное стремление к сотрудничеству с психоаналитиком.

В работах А. Фрейд, М. Маллера, П. Нолбауэра сформу­лированы условия проведения детского психоанализа:

> адаптация психоаналитической техники к возрасту;

> терапевтический альянс не только «аналитик—паци­ент», как при работе со взрослыми, но и «аналитик-родитель»;

> информационный альянс «родитель—аналитик» (по­стоянный обмен информацией между ними).

Цели коррекции. Общая направленность коррекции в пси­ходинамическом направлении — помощь клиенту в выявле­нии неосознаваемых причин тягостных переживаний и бо­лезненных проявлений. За счет их проработки (в различных формах) предполагается возможность контроля по крайней мере частичного овладения поведением, и, как следствие это­го, возможность личностного роста для клиента.

Техники. В практике психодинамической школы исполь­зуются различные методы, которые охватывают почти все аспекты психической динамики человека.

Одна группа методов направлена на выявление бессозна­тельных побуждений человека, лежащих в основе его пове­дения.

Другая группа методов акцентирует внимание на внут­ренних силах, которые помогут человеку справиться с труд­ностями самостоятельно.

С помощью третьей группы методов психолог старается довести до сознания пациента то, как он воспринимает дей­ствительность.

И наконец, с помощью четвертой группы методов пси­хоаналитик пытается побудить клиента изменить характер своего функционирования в группе или мобилизовать свои внутренние ресурсы с целью изменения поведения. Выбор и эффективность того или иного метода зависят от целого ряда факторов, среди которых немаловажную роль играют характер проблемы клиента, степень восприимчивости че­ловека, а также личность психолога.

А. Адлер во многих отношениях занимал позиции, не совпадающие, а иногда противоположные взглядам 3. Фрейда. Он ввел многие новшества в теорию и практику психокоррекционной работы. Человек, по А.Адлеру, прежде всего сознательное существо, которое само себя определяет к жизни посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации. Главное препятствие на пути самореали­зации человека — базисное чувство неполноценности, в пре­одолении которого состоит личностное развитие. Концеп­ция Адлера построена на принципах целостности, социаль­ности, целевой ориентированности и гуманизма и во многом стала предтечей гуманистического направления в коррекционной работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: