Лекция № _7

4 часа (оз 2ч.)

Тема: Гуманистический подход в психокоррекции

План

    1. Клиент-центрированная терапия К.Роджерса

2.Логотерапия В.Франкла

3. Экзистенциальный подход в коррекционной практике

В клиент-центрированной терапии психологический климат — одно из ключевых понятий,

поскольку оно концентрирует в себе отношения, професси­ональные (личностные) умения, свойства и рассматривает­ся как главное условие позитивного роста (изменения) лич­ности в психокоррекции. Для Роджерса психологический климат включает всю гамму переживаний (от самых болез­ненных до самых возвышенных), подлинное проявление которых создает возможность для личностного роста. По сло­вам К. Роджерса, психологический климат — не панацея и не все решает, но он «применим ко всем».

Цель коррекции состоит в выработке у клиента большего самоуважения и способности предпринимать действия, необ­ходимые для приведения его «Я»-реального в соответствие с его личным опытом и глубинными переживаниями. С самого начала внимание концентрируется не на проблемах человека, а на нем самом, на его «Я», поэтому задача, которая ставит­ся и решается в рамках взаимодействия психолога и клиен­та, — это помощь в личностном росте и развитии, благодаря которому человек сам решает свои проблемы. А второстепен­ная задача — создание соответствующего психологического климата и соответствующих отношений.

К. Роджерс выдвигал четыре условия, необходимые для поддержания атмосферы, способствующей такому процессу:

1. Прежде всего важно, чтобы психолог сохранял безус­ловное позитивное отношение к выражаемым клиентом чув­ствам, даже если они будут идти вразрез с его собствен­ными установками. Клиент должен чувствовать, что его воспринимают как самостоятельного, значительного чело­века, который волен говорить и действовать, не опасаясь осуждения.

2. Эмпатия. Психолог старается увидеть мир глазами кли­ента и переживать события так же, как их переживает клиент.

3. Аутентичность. Психолог должен доказать ее, отка­завшись от маски профессионала или от какого-нибудь иного камуфляжа, который мог бы разрушить атмосферу эволю­ции клиента, лежащую в основе этого метода.

4. И наконец, психолог должен воздерживаться от интер­претации сообщений клиента или от подсказки решений его проблем. Ему нужно только выслушивать и всего-навсего выполнять функцию зеркала, отражающего мысли и эмоции клиента и формулировать их по-новому. Такое отражение и приводит клиента к изучению своих внутренних пережива­ний, более реалистичному самовосприятию и пониманию того, как его воспринимают другие люди. Согласно Роджер­су именно в результате развития реалистического представ­ления о самом себе человек приобретает способность разре­шать проблемы, с которыми он сталкивается.

Когда созданы и соблюдаются указанные выше условия, возможно осуществление процесса психокоррекции, кото­рый протекает в следующем направлении:

— клиент все более свободен в выражении своих чувств, которое осуществляется как по вербальным, так и по моторным каналам;

— выраженные клиентом чувства имеют все большие от­ношения к «Я» и все реже остаются безликими;

— клиент все чаще дифференцирует и распознает объек­ты своих чувств и восприятий (включая среду, окру­жающих лиц, собственное «Я», переживания и взаи­моотношения между ними);

— выраженные чувства клиента все больше относятся к несоответствию между каким-то из его переживаний и его «Я-концепцией», и клиент начинает осознавать угрозу такого несоответствия;

~ клиент осознает переживание чувств, в отношении ко­торых в прошлом отмечались отказы или искажения;

Основателем логотерапии (от греческого «юцоз» — слово и тегаре1а — забота, уход, лечение) является В. Франкл.

В данном направлении рассматривается смысл человечес­кого существования и осуществляется поиск этого смысла. Согласно взглядам Франкла стремление человека к поиску и реализации смысла жизни является врожденной мотивационной тенденцией, присущей всем людям, и основным двигателем поведения и развития личности. Франкл считал «стремление к смыслу» противоположным «стремлению к удовольствиям»; «Человеку требуется не состояние равнове­сия, покоя, а борьба за какую-либо цел, достойную его».

Однако человеческое стремление к реализации смысла жизни может быть фрустрировано, и эта экзистенциальная фрустрация способна привести к неврозу.

В.'Франкл считает человека творцом, всю жизнь созида­ющим свою духовность. Человеческие поступки он делит на три типа:

1. Способствующие созиданию духовной личности.

2. Разрушающие духовность.

3. Безразличные по отношению к духовности.
Человек несет ответственность за свои поступки. Уход от ответственности также является поступком, за который че­ловек расплачивается. Человек всегда свободен в выборе своих поступков, в принятии решения, но только в случае выбора,'созидающего поступка реализуется смысл жизни.

Созидающие поступки направлены на поиск ценностей творчества, переживания и отношения. Для каждого челове­ка эти ценности уникальны, конкретны и неповторимы, поэтому человек в поисках смысла жизни ищет и находит свою область, в которой он реализует себя и строит свою

личность.

Если у человека возникает состояние потери смысла жиз­ни, В. Франкл рекомендует понять и почувствовать уни­кальность и неповторимость собственной личности. Обретя самоценность, ценность окружающих людей и мира, в ко­тором он живет, человек обретает уверенность в себе, своей полноценности; нужности* т.е. смысл существования. Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоя­тельствах — смысл жизни всегда может быть найден.

В основе подхода кг личности В. Франкла три основные понятия: «свобода воли», «воля к смыслу» и «смысл жизни». По В. Франклу, вопрос о смысле жизни естествен для со­временного нормального человека. И именно то, что чело­век не стремится к его обретению, не видит путей, к этому ведущих, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения бес­смысленности, никчемности жизни. Главным препятствием оказывается цвнтрация человека на самом себе, неумение выйти за пределы себя, к другому человеку или к смыслу.

Смысл, по В. Франклу, существует объективно в каждом моменте жизни, в том числе и в самом трагическом. Психо­лог не может дать человеку этот смысл, у каждого он свой. Но психолог в силах помочь клиенту его осознать. Как пра­вило, потеря смысла жизни происходит при сильных пси-хотравмирующих событиях: гибели близких людей, учас­тии в военных-действиях и т.д.

Следовательно, задачей логотерапии выступает помощь человеку в обретении смысла жизни. Уникальный смысл жизни (или обобщенные ценности, которые выполняют ту же функцию) может быть найден человеком в одной из трех сфер:

> творчестве; -

> эмоциональных переживаниях;

> сознательном принятии тех обстоятельств, которые человек не в состоянии изменить.

К экзистенциальному направлению относят теории и системы личностной коррекции, основанные на теории эк­зистенциализма, подчеркивающего важность проблем чело­веческого становления и ответственности человека за свое личностное становление, когда упор делается на «свобод­ную волю», осознание ответственности человека за форми­рование собственного внутреннего мира и выбор жизненно го пути. При таком подходе целью коррекции становится доведение до понимания человека смысла, который он хо­чет придать своей жизни.

Цели коррекции. Основная цель экзистенциальной кор­рекции— помочь клиенту обрести смысл жизни, осознать личностную свободу, ответственность и открыть свои по­тенции как личности в полноценном общении. И одновре­менной задачей экзистенциального взаимодействия высту­пает безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным и безусловным, заслуживающим признания жизненным миром, само существование которо­го есть ценность.

Позиция психолога. Основная предпосылка психологичес­кой позиции — понимание клиента в терминах его собствен­ного жизненного мира, образа себя и действительности. Ос­новное внимание психолог уделяет текущему, сиюминутному моменту жизни клиента и его «сейчастным» переживаниям. Сложность позиции также в том, что психолог должен уметь совмещать понимание клиента и способность конфронта­ции с тем, что именуется ограниченным существованием в клиенте. Способность или свойство психолога «быть в мире» — самое очевидное условие его успешной коррекци­онной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: