этих органов (откусывания, жевания, глотания,
физиологического дыхания)
0 Исследование особенностей строения артикуляционных оргг
нов (на основе осмотра у логопеда и стоматолога-ортодонта):
- прикуса (или окклюзии, т.е. особенности соотношения
смыкания верхней и нижней челюстей);
Приложение 2. Схема клинико-педагогического обследования
челюстей (особенности размера и формы, наличие сужения и расширения верхней и нижней челюсти; наличие или отсутствие смещения нижней челюсти - в состоянии покоя или при движении; направление смещения: вперед, назад, вбок — левостороннее или правостороннее смещение);
зубов (особенности строения, формы, размера и местоположения зубов в зубных рядах, при этом отмечается их наклон и поворот вокруг своей оси: например, двойной ряд зубов; редкие, очень мелкие зубы - микрогнатия; очень крупные зубы - макрогнатия; неправильные форма и расположение зубов, зубы вне зубной дуги; сверхкомплектные зубы, отсутствие зубов в соответствии с возрастной нормой - адентия; диастемы, тремы и т.д.);
|
|
языка (нормальное строение и размеры языка, макроглос-сия, микроглоссия; нормальная длина и строение уздечки языка, короткая/укороченная, толстая/утолщенная подъязычная связка; наличие послеоперационного узла);
твердого нёба (нормальное, куполообразное; высокое, «готическое»; низкое, плоское; наличие расщелин и их характер: расщелина сквозная/несквозная, односторонняя/двусторонняя, полная/неполная, субмукозная);
мягкого нёба (нормальное или укороченное; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения мягкого нёба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; срастание мягкого нёба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки);
носоглотки, ротовой полости и глотки (носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; гипертрофия носовых раковин; увеличение парной нёбной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины и т.д.);
губ (нормальное строение, тонкие, утолщенные; укорочение верхней губы, расщелина верхней губы: частичная/ полная, односторонняя/двусторонняя; наличие послеоперационных рубцов; короткая/укороченная уздечка
Диагностика и коррекция зв укопроизносительных расстройств у детей______
верхней/нижней губы, наличие послеоперационного узла после проведения пластики уздечки губы).
0 Исследование процессов жевания и глотания, а также возможностей физиологического дыхания (на основе наблюдений и функциональных проб, проводимых логопедом и стоматологом-ортодонтом).
- Процесс жевания:
|
|
откусывание (не нарушено - при нормальном смыкании зубов во фронтальном отделе ребенок откусывает резцами и отрывает кусок клыками, задействован фронтальный отдел; нарушено - при отсутствии нормального смыкания зубов во фронтальном отделе ребенок может либо при помощи зубов фронтального отдела не откусывать, а как бы отрывать кусок пищи, либо производить откусывание боковыми зубами с наиболее удобной для него стороны).
Функциональная проба: ребенку предлагает-; ся откусить жесткое яблоко;
собственно процесс жевания (отмечается преимущественное разжевывание пищи на одной стороне, активность жевательных движений, скорость пережевывания пищи, возможности ее размельчения: при нормальном (ортогнатическом) прикусе ядро ореха пережевывают Щ среднем за 14 с; при аномалиях зубочелюстной системы, характеризующихся уменьшением площадей жевательных поверхностей коронок зубов, контактирующих во время жевания, удлиняется время пережевывания пищи и затрудняется ее измельчение).
Функциональные пробы: пережевывание куска яблока; размельчение ядра лесного ореха или миндального ореха.
- Процесс глотания (при нормальном глотании губы
зубы сомкнуты, мышцы лица не напряжены, время нор
мального глотания жидкой пищи - 0,2 с, твердой - 0,5 с;
при затруднении глотания возникает компенсаторное на
пряжение мимических мышц в области углов рта, под-
__________ Приложение 2. Схема клинико- педагогического обследования
бородка, могут дрожать и смыкаться веки, вытягивается шея и наклоняется голова; заметно характерное напряжение мимических мышц - точечные углубления на коже в области углов рта, подбородка (симптом наперстка), всасывание губ, щек, нередко видны толчок кончиком языка и последующее выбухание губы; при грубом нарушении глотания (часто наблюдающемся при неврологической симптоматике) возникает поперхивание и захлебывание при глотании).
Функциональная проба: ребенку предлагается проглотить пережеванный им пищевой комок и/или выпить воды.
— Характер и возможности физиологического дыхания (носовой тип дыхания; ротовой тип - характерно несмыкание губ, отвисание нижней челюсти, «аденоидный» тип лица (широкая спинка носа, сглаженность носогубных складок, вялые крылья носа, апатичный взгляд, слегка опущенное, принужденное положение головы; причины: носовые полипы, аденоиды, опухоли носовой полости, искривление носовой перегородки, гипертрофия носовых раковин, увеличение парной нёбной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины, деформация верхней челюсти и «готическое» нёбо, что уменьшает объем полости носа, смешенный тип дыхания).
Функциональные пробы (направлены на выявление ротового дыхания):
1. К каждой ноздре ребенка подносят ворсинки
ваты и следят за их движениями; при затруднен
ном носовом дыхании экскурсия ваты минималь
ная или отсутствует.
2. Ребенку предлагают набрать в рот воды и удер
жать ее максимальное время; при резком затруд
нении носового дыхания ребенок вынужден про
глотить воду, чтобы дышать ртом.
Определение смещения нижней челюсти.
Функциональные пробы: проводят изучение лица ребенка в фас и в профиль (в состоянии покоя; при сомкнутых зубах и губах - в состоянии привычной окклюзии; при широко открытом рте; при артикулировании во время речи).
Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей
IV. Обследование тонкой, артикуляционной и мимической моторики
0 Выявление латеральных предпочтений.
— Определение ведущей руки.
Функциональные пробы:
1. Сложить пальцы рук в «замок» (определяется
верхний большой палец).
2. Сложить руки на груди в «позе Наполеона».
— Определение ведущей ноги.
|
|
Функциональные пробы:
1. Ударить ногой по воображаемому мячу.
2. Сидя на стуле, положить ногу на ногу.
— Определение ведущего глаза.
Функциональные пробы:
1. Сложить из пальцев воображаемый пистолет и
'прицелиться одним глазом.
2. Посмотреть в воображаемую подзорную трубу
(сложенную из пальцев руки).
0 Изучение состояния ручной (мелкой/тонкой) моторики, пальцевого гнозиса.
— Оценка уровня развития функции кистей и пальцев рук:
сохранность функции (N); недостаточность мелкой моторики; моторная ограниченность.
— Отметить (если выявляются):
гиперкинезы пальцев;
нарушения координации движений;
тремор.
Выполнение заданий (в методику исследования включены 20 проб, предъявляемые: а) по образцу — «делай, как я»; б) по словесной инструкции).
— Исследуемые компоненты тонких движений рук и
пальцев:
кинестетическая основа организации движений (статическая координация) -пробы № 1-4; кинетическая основа организации движений (динамическая координация) — пробы №5-7;
7-2894
Приложение 2. Схема клинико-педагогического обследования
реципроктная координация -пробы №8, 16; оптико-пространственная координация -пробы № 6, 9-12; конструктивный праксис-пробы № 13, 14; ритмичность движений-пробы № 19, 20;
конфликтная двигательная деятельность (выполнение сложных двигательных программ и реакция выбора) -пробы № 17, 18;
двигательная память — пробы № 5, 17; скорость движения рук-пробы № 15, 16; синкинезии - пробы № 4-6 (учитываются все пробы); переключаемость движений (учитываются все пробы); дифференциация движений (учитываются все пробы);
двигательная ловкость- пробы № 15, 16 (учитываются все пробы);
точность движений-пробы № 15, 16 (учитываются все пробы).
— Приемы обследования ручной моторики.
Кинестетическая основа организации движений (праксис позы руки).
1. Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец
правой/левой руки, обеих рук.
2. Одновременно вытянуть указательный и средний паль
цы правой/левой руки, обеих рук.
3. Положить кисть правой/левой руки с вытянутыми паль
цами перед собой, поместить указательный палец на сред
ний (и наоборот).
|
|
4. Соединить в кольцо большой палец правой/левой руки, обе
их рук с указательным/средним/безымянным/мизинцем.
Кинетическая основа организации движений (динамический праксис).
5. Серия движений «кулак-ребро-ладонь», «ладонь-реб
ро-кулак», «ребро-ладонь-кулак». (Исследуется двига
тельная память.)
Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей
6. Последовательное касание стола 1-м, а затем 2-м паль
цем; 2-м, а затем 5-м пальцем (1-2, 2-5) и т.д., и так ме
няя позы несколько раз. (Исследуется оптико-простран
ственная координация.)
7. Графическая проба «Заборчик» (инструкция: «Продол
жай рисовать «забор» по образцу, не отрывая руки»):
- для 5-6 лет — повторение односложного элемента ллл;
- для 6-7 лет - повторение двухсложных элементов /wva;
- для 7-9 лет - повторение трехсложных элементов nwn.
Реципроктная координация.
8. Кисти рук лежат ладонями вниз. Смена рук с одновремен
ным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием ку
лака другой кисти («кулак—ладонь»); обязательно одно
временное и плавное переключение. (Исследуется способ
ность к одновременности и переключаемости движений.)
Пространственная организация движений (оптико-пространственная координация).
Пробы Хэда (инструкция: «Делай руками так, как делаю я. Я подниму правую руку, и ты поднимай правую» и т.д.).
Одноручные пробы
9. Кисть руки поднять к подбородку (ладонью к лицу), паль
цы касаются подбородка.
10. Кисть руки поднять к подбородку (тыльной стороной к
лицу), пальцы касаются подбородка.
Двуручные пробы
11. Кисть одной руки накладывается на тыльную поверх
ность другой руки, затем производится смена рук.
12. К вертикально стоящей ладони одной руки приставить
перпендикулярно ладонь другой руки, затем произвести
смену рук.
Конструктивный праксис.
13. Копирование фигур, сделанных из палочек педагогом, в
том же пространственном расположении.
______________ Приложение 2. Схема клинико-педагогического обслед ования
14. Копирование пространственно ориентированных геометрических рисунков.
Задания для проверки ручной скорости, выявления быстроты манипуляции мелкими предметами, ручной умелости (работа с секундомером).
15а. Для детей 5-6 лет. Укладывание пуговиц в коробку. Ребенку предлагается уложить в коробку 20 пуговиц одной величины, рассыпанных на столе. Пуговицы следует аккуратно класть в коробку, а не бросать. Задание выполняется сначала правой, а затем левой рукой.
156. Для детей 6-7 лет. Укладывание спичек в коробку. В коробке 12 красных и 12 белых спичек. По команде ребенок высыпает спички на стол, затем собирает в коробку только красные спички сначала правой, потом левой рукой.
15в. Для детей 7-9 лет. В спичечной коробке 12 белых и 12 красных спичек. По команде ребенок высыпает спички на стол, затем раскладывает 12 красных спичек по черным линиям, начерченным на белом картоне. Задание выполняется сначала правой, затем левой рукой.
Примечание. При выполнении пробы учитывается скорость движения рук, активность, сосредоточенность, аккуратность в работе.
16а. Для детей 5-6 лет. Укладывание спичек в коробку по 10 штук, расположенных справа и слева от коробки.
166. Для детей 6-7 лет. Укладывание в коробку одной рукой спичек, расположенных справа от коробки, другой - пуговиц, расположенных слева от коробки (по 10 штук).
16в. Для детей 7-9 лет. Укладывание в коробку обеими руками по 5 спичек и по 5 пуговиц, расположенных справа и слева от коробки. При этом ребенок обеими руками должен брать либо только пуговицы, либо только спички.
Примечание. При выполнении пробы учитывается скорость движений рук и оценивается способность действовать одновременно обеими руками.
/'-2894
Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей
Конфликтная произвольная деятельность рук, сложные двигательные программы, реакция выбора.
17. Поднимание/неподнимание руки в ответ на стук (инст
рукция: «На один стук - подними руку и сразу опусти.
На два стука - не поднимай руку»).
18. «Кулак-палец» (инструкция: «Когда я подниму кулак,
ты покажи мне палец, а когда я покажу палец, подними
кулак).
Ритмическая организация ручной деятельности.
19.Ребенку предлагается выполнить несколько ритмических
. комбинаций с постоянным усложнением. Ребенок отхло
пывает или отстукивает ритм, предложенный педагогом
по образцу.
20.Ребенок воспроизводит ритм по написанной схеме: I—III,
II—I и т.д..
0 Изучение состояния произвольной мимической моторики. В течение всего обследования отмечаются особенности естественной мимики: мимика живая, выразительная, отражающая эмоциональное состояние ребенка; мимика невыразительная; лицо гипомимичное, «маскообразное», отмечается неврологическая симптоматика в лицевой мускулатуре.
— Оценка уровня развития функции мышц лица и выяв
ление неврологического синдрома в мимической мото
рике:
• состояние тонуса лицевой мускулатуры (спастич-
ность, гипотония, дистония, норма (N);
• гипомимия (недостаточность мимической моторики);
• сглаженность носогубных складок;
• оральные синкинезии;
• асимметрия лица;
• гиперкинезы лица;
• сохранность функции (N).
— Исследуемые компоненты произвольных мимических
движений:
• способность к удержанию мимической позы;
• способность к переключению (с одного движения на
другое);
Приложение 2. Схема клинико-педагогического обследования
• равномерность работы мышц;
• объем движений;
• тонус мышц (во время движения и при удержании
позы);
• темп движения;
• точность движения;
• дифференциация движения;
• двигательные замены;
• синкинезии.
Выполнение заданий (в методику исследования включены 16 проб, предъявляемые: а) по образцу - «делай, как я»; б) по словесной инструкции).
— Приемы обследования произвольной мимической моторики.
1. Сморщить лицо.
2. Вытянуть лицо (в длину) с раскрытием рта - «высшая сте-
пень удивления».
3. Поднять брови (удивиться). Глаза при этом широко раскры-
ваются, на лбу появляются горизонтальные морщины.
4. Опустить брови и свести их к переносице (нахмуриться).
Глаза почти закрываются, и над переносицей образуются вертикальные и горизонтальные морщины.
5. Слегка сомкнуть веки.
6. Прищурить глаза - взгляд на яркое солнце.
7. Одновременно закрыть и открыть оба глаза (плотное смы-
кание век).
8. Попеременно закрывать правый и левый глаз.
9. Зажмуриться.
10. Попеременно зажмуривать правый и левый глаз.
11. Сморщить нос.
12. Надуть щеки - «толстячок».
13. Попеременно, с паузами, надувать то правую, то левую
щеку.
14. Попеременно быстро надувать щеки - имитировать полос
кание зубов.
15. Втянуть щеки - «худышка».
16. Попеременно, с паузами, втягивать то правую, то левую
щеку.
Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей
0 Изучение состояния артикуляционной моторики.
В течение всего обследования в процессе речи отмечаются особенности артикуляции: артикуляция четкая, движения активные, точные, дифференцированные, воспроизводятся в полном объеме; артикуляция «смазанная», сжатая, нечеткая, страдает дифференциация и точность движений, которые воспроизводятся в неполном объеме, отмечается снижение амплитуды движений артикуляционных органов, а также слабовыраженная неврологическая сиптоматика; артикуляция грубо нарушена, объем и амплитуда движений артикуляционных органов строго ограничены, отмечается достаточно выраженная неврологическая симптоматика в артикуляционных органах.
— Оценка у ровня развития функции мышц артикуляционных органов и выявление неврологического синдрома в артикуляционной моторике: •. сохранность функции (N);
• состояние тонуса мышц органов артикуляции:
норма (N), ■ 1
дистония,
гипотония,
спастичность;
• подвижность артикуляционных органов:
норма (N), недостаточна, строго ограничена;
• неврологический синдром в артикуляционной мото
рике:
отсутствует (N), спастический парез,
тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности, гиперкинезы, атаксия, апраксия;
• состояние глоточного и нёбного рефлексов:
норма (N),
Приложение 2. Схема клинико-педагогического обследования
повышен, понижен;
• наличие/отсутствие патологических рефлексов орального автоматизма:
гиперсаливация (слюноотделение в норме (N); усиливается при определенных условиях; постоянная).
- Исследуемые компоненты артикуляционных движений:
• способность к удержанию артикуляционной позы;
• способность к переключению (с одного движения на
другое);
• равномерность работы мышц;
• объем движений;
• тонус мышц (во время движения и при удержании
позы);
• темп движения;
• точность движения;
• дифференциация движения;
• двигательные замены;
• синкинезии.
Выполнение заданий (в методику исследования включены 4 теста, объединяющие 31 пробу. Пробы предъявляются: а) по образцу - «делай, как я»; б) по словесной инструкции).
Исследуются двигательные возможности отдельных органов артикуляции, а также координация движений, одновременное выполнение движений нижней челюстью, языком, губами (оральный праксис).
- Приемы обследования произвольной артикуляцион
ной моторики.
Движения губ.
1. Крепко сжать губы - «упрямец».
2. Сложить губы для свиста.
3. Широко улыбнуться (губы сомкнуты).
4. Попеременно поднимать углы рта. (При спокойном состо
янии левой половины рта поднимается правый угол рта,
и наоборот).
5. Поднять верхнюю губу (обнажить верхний ряд зубов).
6. Опустить нижнюю губу (обнажить нижний ряд зубов).
7. Одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю
губу.
Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей
8. «Улыбка». Растянуть губы в улыбке, обнажив передние
зубы верхнего и нижнего ряда.
9. Вытянуть губы «трубочкой» (губы сомкнуты).
10. Чередовать «улыбку» - «трубочку».
11. Произносить (без голоса) с утрированной артикуляцией
цепочку из гласных звуков: [А] - [У] - [И] - [Ы].
На основе полученных результатов дается общая характеристика тонуса губной мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма) и подвижности губ (малоподвижны, недостаточно подвижны, подвижны), отмечается наличие асимметрии в губной мускулатуре.
Движения нижней челюсти.
12. Широко открыть рот (движение нижней челюсти вниз).
13. Плавно закрыть рот, сомкнуть зубы и губы (движение ниж
ней челюсти вверх).
14. Имитация жевания.
15. Плавные движения нижней челюсти вправо-влево с удер
жанием челюсти в смещенном положении.
16. Выдвижение нижней челюсти вперед.
17. Максимальное оттягивание нижней челюсти назад.
На основе полученных результатов дается общая характеристика подвижности нижней челюсти (строго ограничена; недостаточна - объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие смещения нижней челюсти в состоянии покоя, при закрытом рте и сомкнутых челюстях, при широко открытом рте в движении.
Движения языка.
18. Высунуть широкий язык «лопаточкой» и удержать его
5-7 с на нижней губе.
19. Высунуть узкий язык «иголочкой» и потянуть его к под
бородку.
20. Чередовать «иголочку» и «лопаточку».
21. Высунуть язык и поднять кончик языка к носу.
22. Помещать широкий язык поочередно то на верхнюю, то
на нижнюю губу - «качели».
23. Движения языком вправо-влево - «маятник».
24. Движения языка от правого к левому углу рта и обратно
по нижней губе.
25. Движения языка от правого к левому углу рта и обратно
по верхней губе.
Приложение 2. Схема клинико-педагогического обследования
26. Высунуть язык «лодочкой» (боковые края языка припод
няты).
27. Сделать язык «чашечкой» (язык широкий, передний и бо
ковые края приподняты).
28. Пощелкать (поцокать) языком - «лошадка».
29. Присосать язык к нёбу - «грибок».
На основе полученных результатов дается характеристика тонуса язычной мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма), подвижности (строго ограничена; недостаточна - объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие гиперкине-зов, тремора, девиации (отклонения в сторону) языка.
Движения мягкого нёба.
30. Отрывисто на твердой атаке голоса при широко открытом
рте произнести звук [А].
31. Широко открыть рот и зевнуть.
На основе полученных результатов дается характеристика тонуса мягкого нёба (спастичность, гипотония, дистония, норма) и подвижности (строго ограниченная, недостаточная, норма), отмечается наличие отклонения всего мягкого нёба или его язычка в сторону, отсутствие или недостаточное смыкание мягкого нёба с задней стенкой глотки.