И носоглотки и состояние неречевых функций

этих органов (откусывания, жевания, глотания,

физиологического дыхания)

0 Исследование особенностей строения артикуляционных оргг

нов (на основе осмотра у логопеда и стоматолога-ортодонта):

- прикуса (или окклюзии, т.е. особенности соотношения
смыкания верхней и нижней челюстей);


Приложение 2. Схема клинико-педагогического обследования

челюстей (особенности размера и формы, наличие суже­ния и расширения верхней и нижней челюсти; наличие или отсутствие смещения нижней челюсти - в состоянии покоя или при движении; направление смещения: вперед, назад, вбок — левостороннее или правостороннее смещение);

зубов (особенности строения, формы, размера и местопо­ложения зубов в зубных рядах, при этом отмечается их наклон и поворот вокруг своей оси: например, двойной ряд зубов; редкие, очень мелкие зубы - микрогнатия; очень крупные зубы - макрогнатия; неправильные фор­ма и расположение зубов, зубы вне зубной дуги; сверх­комплектные зубы, отсутствие зубов в соответствии с воз­растной нормой - адентия; диастемы, тремы и т.д.);

языка (нормальное строение и размеры языка, макроглос-сия, микроглоссия; нормальная длина и строение уздеч­ки языка, короткая/укороченная, толстая/утолщенная подъязычная связка; наличие послеоперационного узла);

твердого нёба (нормальное, куполообразное; высокое, «готическое»; низкое, плоское; наличие расщелин и их характер: расщелина сквозная/несквозная, односторон­няя/двусторонняя, полная/неполная, субмукозная);

мягкого нёба (нормальное или укороченное; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые из­менения мягкого нёба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; срастание мягкого нёба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки);

носоглотки, ротовой полости и глотки (носовые поли­пы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление но­совой перегородки; гипертрофия носовых раковин; уве­личение парной нёбной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины и т.д.);

губ (нормальное строение, тонкие, утолщенные; укоро­чение верхней губы, расщелина верхней губы: частичная/ полная, односторонняя/двусторонняя; наличие после­операционных рубцов; короткая/укороченная уздечка


Диагностика и коррекция зв укопроизносительных расстройств у детей______

верхней/нижней губы, наличие послеоперационного узла после проведения пластики уздечки губы).

0 Исследование процессов жевания и глотания, а также воз­можностей физиологического дыхания (на основе наблюде­ний и функциональных проб, проводимых логопедом и сто­матологом-ортодонтом).

- Процесс жевания:

откусывание (не нарушено - при нормальном смыка­нии зубов во фронтальном отделе ребенок откусывает резцами и отрывает кусок клыками, задействован фронтальный отдел; нарушено - при отсутствии нор­мального смыкания зубов во фронтальном отделе ре­бенок может либо при помощи зубов фронтального от­дела не откусывать, а как бы отрывать кусок пищи, либо производить откусывание боковыми зубами с наи­более удобной для него стороны).

Функциональная проба: ребенку предлагает-; ся откусить жесткое яблоко;

собственно процесс жевания (отмечается преимуще­ственное разжевывание пищи на одной стороне, актив­ность жевательных движений, скорость пережевывания пищи, возможности ее размельчения: при нормальном (ортогнатическом) прикусе ядро ореха пережевывают Щ среднем за 14 с; при аномалиях зубочелюстной систе­мы, характеризующихся уменьшением площадей же­вательных поверхностей коронок зубов, контактирую­щих во время жевания, удлиняется время пережевыва­ния пищи и затрудняется ее измельчение).

Функциональные пробы: пережевывание кус­ка яблока; размельчение ядра лесного ореха или миндального ореха.

- Процесс глотания (при нормальном глотании губы
зубы сомкнуты, мышцы лица не напряжены, время нор­
мального глотания жидкой пищи - 0,2 с, твердой - 0,5 с;
при затруднении глотания возникает компенсаторное на­
пряжение мимических мышц в области углов рта, под-


__________ Приложение 2. Схема клинико- педагогического обследования

бородка, могут дрожать и смыкаться веки, вытягивает­ся шея и наклоняется голова; заметно характерное напря­жение мимических мышц - точечные углубления на коже в области углов рта, подбородка (симптом наперст­ка), всасывание губ, щек, нередко видны толчок кончи­ком языка и последующее выбухание губы; при грубом нарушении глотания (часто наблюдающемся при невро­логической симптоматике) возникает поперхивание и захлебывание при глотании).

Функциональная проба: ребенку предлагает­ся проглотить пережеванный им пищевой комок и/или выпить воды.

Характер и возможности физиологического дыхания (носовой тип дыхания; ротовой тип - характерно несмы­кание губ, отвисание нижней челюсти, «аденоидный» тип лица (широкая спинка носа, сглаженность носогубных складок, вялые крылья носа, апатичный взгляд, слегка опущенное, принужденное положение головы; причины: носовые полипы, аденоиды, опухоли носовой полости, искривление носовой перегородки, гипертрофия носовых раковин, увеличение парной нёбной миндалины, непар­ной язычной миндалины, непарной глоточной миндали­ны, деформация верхней челюсти и «готическое» нёбо, что уменьшает объем полости носа, смешенный тип дыхания).

Функциональные пробы (направлены на вы­явление ротового дыхания):

1. К каждой ноздре ребенка подносят ворсинки
ваты и следят за их движениями; при затруднен­
ном носовом дыхании экскурсия ваты минималь­
ная или отсутствует.

2. Ребенку предлагают набрать в рот воды и удер­
жать ее максимальное время; при резком затруд­
нении носового дыхания ребенок вынужден про­
глотить воду, чтобы дышать ртом.

Определение смещения нижней челюсти.

Функциональные пробы: проводят изучение лица ребенка в фас и в профиль (в состоянии по­коя; при сомкнутых зубах и губах - в состоянии привычной окклюзии; при широко открытом рте; при артикулировании во время речи).





Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей

IV. Обследование тонкой, артикуляционной и мимической моторики

0 Выявление латеральных предпочтений.

Определение ведущей руки.

Функциональные пробы:

1. Сложить пальцы рук в «замок» (определяется
верхний большой палец).

2. Сложить руки на груди в «позе Наполеона».

Определение ведущей ноги.

Функциональные пробы:

1. Ударить ногой по воображаемому мячу.

2. Сидя на стуле, положить ногу на ногу.

Определение ведущего глаза.

Функциональные пробы:

1. Сложить из пальцев воображаемый пистолет и
'прицелиться одним глазом.

2. Посмотреть в воображаемую подзорную трубу
(сложенную из пальцев руки).

0 Изучение состояния ручной (мелкой/тонкой) моторики, пальцевого гнозиса.

Оценка уровня развития функции кистей и пальцев рук:

сохранность функции (N); недостаточность мелкой моторики; моторная ограниченность.

Отметить (если выявляются):

гиперкинезы пальцев;

нарушения координации движений;

тремор.

Выполнение заданий (в методику исследования включены 20 проб, предъявляемые: а) по образцу — «делай, как я»; б) по словесной инст­рукции).

Исследуемые компоненты тонких движений рук и
пальцев:

кинестетическая основа организации движений (ста­тическая координация) -пробы № 1-4; кинетическая основа организации движений (динами­ческая координация) — пробы №5-7;


7-2894


Приложение 2. Схема клинико-педагогического обследования

реципроктная координация -пробы №8, 16; оптико-пространственная координация -пробы № 6, 9-12; конструктивный праксис-пробы № 13, 14; ритмичность движений-пробы № 19, 20;

конфликтная двигательная деятельность (выполнение сложных двигательных программ и реакция выбора) -пробы № 17, 18;

двигательная память — пробы № 5, 17; скорость движения рук-пробы № 15, 16; синкинезии - пробы 4-6 (учитываются все пробы); переключаемость движений (учитываются все пробы); дифференциация движений (учитываются все пробы);

двигательная ловкость- пробы № 15, 16 (учитывают­ся все пробы);

точность движений-пробы № 15, 16 (учитываются все пробы).

Приемы обследования ручной моторики.

Кинестетическая основа организации движений (прак­сис позы руки).

1. Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец
правой/левой руки, обеих рук.

2. Одновременно вытянуть указательный и средний паль­
цы правой/левой руки, обеих рук.

3. Положить кисть правой/левой руки с вытянутыми паль­
цами перед собой, поместить указательный палец на сред­
ний (и наоборот).

4. Соединить в кольцо большой палец правой/левой руки, обе­
их рук с указательным/средним/безымянным/мизинцем.

Кинетическая основа организации движений (динами­ческий праксис).

5. Серия движений «кулак-ребро-ладонь», «ладонь-реб­
ро-кулак», «ребро-ладонь-кулак». (Исследуется двига­
тельная память.)


Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей

6. Последовательное касание стола 1-м, а затем 2-м паль­
цем; 2-м, а затем 5-м пальцем (1-2, 2-5) и т.д., и так ме­
няя позы несколько раз. (Исследуется оптико-простран­
ственная координация.)

7. Графическая проба «Заборчик» (инструкция: «Продол­
жай рисовать «забор» по образцу, не отрывая руки»):

- для 5-6 лет — повторение односложного элемента ллл;

- для 6-7 лет - повторение двухсложных элементов /wva;

- для 7-9 лет - повторение трехсложных элементов nwn.

Реципроктная координация.

8. Кисти рук лежат ладонями вниз. Смена рук с одновремен­
ным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием ку­
лака другой кисти («кулак—ладонь»); обязательно одно­
временное и плавное переключение. (Исследуется способ­
ность к одновременности и переключаемости движений.)

Пространственная организация движений (оптико-про­странственная координация).

Пробы Хэда (инструкция: «Делай руками так, как делаю я. Я подниму правую руку, и ты поднимай правую» и т.д.).

Одноручные пробы

9. Кисть руки поднять к подбородку (ладонью к лицу), паль­
цы касаются подбородка.

10. Кисть руки поднять к подбородку (тыльной стороной к
лицу), пальцы касаются подбородка.

Двуручные пробы

11. Кисть одной руки накладывается на тыльную поверх­
ность другой руки, затем производится смена рук.

12. К вертикально стоящей ладони одной руки приставить
перпендикулярно ладонь другой руки, затем произвести
смену рук.

Конструктивный праксис.

13. Копирование фигур, сделанных из палочек педагогом, в
том же пространственном расположении.


______________ Приложение 2. Схема клинико-педагогического обслед ования

14. Копирование пространственно ориентированных геомет­рических рисунков.

Задания для проверки ручной скорости, выявления быст­роты манипуляции мелкими предметами, ручной умелос­ти (работа с секундомером).

15а. Для детей 5-6 лет. Укладывание пуговиц в коробку. Ре­бенку предлагается уложить в коробку 20 пуговиц одной величины, рассыпанных на столе. Пуговицы следует ак­куратно класть в коробку, а не бросать. Задание выпол­няется сначала правой, а затем левой рукой.

156. Для детей 6-7 лет. Укладывание спичек в коробку. В ко­робке 12 красных и 12 белых спичек. По команде ребе­нок высыпает спички на стол, затем собирает в коробку только красные спички сначала правой, потом левой ру­кой.

15в. Для детей 7-9 лет. В спичечной коробке 12 белых и 12 красных спичек. По команде ребенок высыпает спички на стол, затем раскладывает 12 красных спичек по чер­ным линиям, начерченным на белом картоне. Задание выполняется сначала правой, затем левой рукой.

Примечание. При выполнении пробы учитывается скорость дви­жения рук, активность, сосредоточенность, аккуратность в работе.

16а. Для детей 5-6 лет. Укладывание спичек в коробку по 10 штук, расположенных справа и слева от коробки.

166. Для детей 6-7 лет. Укладывание в коробку одной рукой спичек, расположенных справа от коробки, другой - пу­говиц, расположенных слева от коробки (по 10 штук).

16в. Для детей 7-9 лет. Укладывание в коробку обеими рука­ми по 5 спичек и по 5 пуговиц, расположенных справа и слева от коробки. При этом ребенок обеими руками дол­жен брать либо только пуговицы, либо только спички.

Примечание. При выполнении пробы учитывается скорость дви­жений рук и оценивается способность действовать одновременно обеими руками.




/'-2894



Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей

Конфликтная произвольная деятельность рук, сложные двигательные программы, реакция выбора.

17. Поднимание/неподнимание руки в ответ на стук (инст­
рукция: «На один стук - подними руку и сразу опусти.
На два стука - не поднимай руку»).

18. «Кулак-палец» (инструкция: «Когда я подниму кулак,
ты покажи мне палец, а когда я покажу палец, подними
кулак).

Ритмическая организация ручной деятельности.

19.Ребенку предлагается выполнить несколько ритмических
. комбинаций с постоянным усложнением. Ребенок отхло­
пывает или отстукивает ритм, предложенный педагогом
по образцу.

20.Ребенок воспроизводит ритм по написанной схеме: I—III,
II—I и т.д..

0 Изучение состояния произвольной мимической моторики. В течение всего обследования отмечаются особенности есте­ственной мимики: мимика живая, выразительная, отража­ющая эмоциональное состояние ребенка; мимика невырази­тельная; лицо гипомимичное, «маскообразное», отмечается неврологическая симптоматика в лицевой мускулатуре.

Оценка уровня развития функции мышц лица и выяв­
ление неврологического синдрома в мимической мото­
рике:

• состояние тонуса лицевой мускулатуры (спастич-
ность, гипотония, дистония, норма (N);

• гипомимия (недостаточность мимической моторики);

• сглаженность носогубных складок;

• оральные синкинезии;

• асимметрия лица;

• гиперкинезы лица;

• сохранность функции (N).

Исследуемые компоненты произвольных мимических
движений:

• способность к удержанию мимической позы;

• способность к переключению (с одного движения на
другое);


Приложение 2. Схема клинико-педагогического обследования

равномерность работы мышц;

• объем движений;

• тонус мышц (во время движения и при удержании
позы);

• темп движения;

• точность движения;

• дифференциация движения;

• двигательные замены;

• синкинезии.

Выполнение заданий (в методику исследования включены 16 проб, предъяв­ляемые: а) по образцу - «делай, как я»; б) по словесной инструкции).

Приемы обследования произвольной мимической мо­торики.

1. Сморщить лицо.

2. Вытянуть лицо (в длину) с раскрытием рта - «высшая сте-

пень удивления».

3. Поднять брови (удивиться). Глаза при этом широко раскры-

ваются, на лбу появляются горизонтальные морщины.

4. Опустить брови и свести их к переносице (нахмуриться).

Глаза почти закрываются, и над переносицей образуются вертикальные и горизонтальные морщины.

5. Слегка сомкнуть веки.

6. Прищурить глаза - взгляд на яркое солнце.

7. Одновременно закрыть и открыть оба глаза (плотное смы-

кание век).

8. Попеременно закрывать правый и левый глаз.

9. Зажмуриться.

10. Попеременно зажмуривать правый и левый глаз.

11. Сморщить нос.

12. Надуть щеки - «толстячок».

13. Попеременно, с паузами, надувать то правую, то левую
щеку.

14. Попеременно быстро надувать щеки - имитировать полос­
кание зубов.

15. Втянуть щеки - «худышка».

16. Попеременно, с паузами, втягивать то правую, то левую
щеку.


Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей

0 Изучение состояния артикуляционной моторики.

В течение всего обследования в процессе речи отмечаются осо­бенности артикуляции: артикуляция четкая, движения ак­тивные, точные, дифференцированные, воспроизводятся в полном объеме; артикуляция «смазанная», сжатая, нечет­кая, страдает дифференциация и точность движений, кото­рые воспроизводятся в неполном объеме, отмечается сниже­ние амплитуды движений артикуляционных органов, а так­же слабовыраженная неврологическая сиптоматика; артику­ляция грубо нарушена, объем и амплитуда движений арти­куляционных органов строго ограничены, отмечается доста­точно выраженная неврологическая симптоматика в артику­ляционных органах.

Оценка у ровня развития функции мышц артикуляци­онных органов и выявление неврологического синдро­ма в артикуляционной моторике: •. сохранность функции (N);

• состояние тонуса мышц органов артикуляции:

норма (N), ■ 1

дистония,

гипотония,

спастичность;

• подвижность артикуляционных органов:

норма (N), недостаточна, строго ограничена;

• неврологический синдром в артикуляционной мото­
рике:

отсутствует (N), спастический парез,

тонические нарушения управления речевой дея­тельностью типа ригидности, гиперкинезы, атаксия, апраксия;

• состояние глоточного и нёбного рефлексов:

норма (N),


Приложение 2. Схема клинико-педагогического обследования

повышен, понижен;

• наличие/отсутствие патологических рефлексов орально­го автоматизма:

гиперсаливация (слюноотделение в норме (N); уси­ливается при определенных условиях; постоянная).

- Исследуемые компоненты артикуляционных движений:

• способность к удержанию артикуляционной позы;

• способность к переключению (с одного движения на
другое);

• равномерность работы мышц;

• объем движений;

• тонус мышц (во время движения и при удержании
позы);

• темп движения;

• точность движения;

• дифференциация движения;

• двигательные замены;

• синкинезии.

Выполнение заданий (в методику исследования включены 4 теста, объединя­ющие 31 пробу. Пробы предъявляются: а) по образцу - «делай, как я»; б) по словесной инструкции).

Исследуются двигательные возможности отдельных органов артикуляции, а также координация движений, одновременное выполнение движений ниж­ней челюстью, языком, губами (оральный праксис).

- Приемы обследования произвольной артикуляцион­
ной моторики.

Движения губ.

1. Крепко сжать губы - «упрямец».

2. Сложить губы для свиста.

3. Широко улыбнуться (губы сомкнуты).

4. Попеременно поднимать углы рта. (При спокойном состо­
янии левой половины рта поднимается правый угол рта,
и наоборот).

5. Поднять верхнюю губу (обнажить верхний ряд зубов).

6. Опустить нижнюю губу (обнажить нижний ряд зубов).

7. Одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю
губу.


Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей

8. «Улыбка». Растянуть губы в улыбке, обнажив передние
зубы верхнего и нижнего ряда.

9. Вытянуть губы «трубочкой» (губы сомкнуты).

10. Чередовать «улыбку» - «трубочку».

11. Произносить (без голоса) с утрированной артикуляцией
цепочку из гласных звуков: [А] - [У] - [И] - [Ы].

На основе полученных результатов дается общая характеристика тонуса губ­ной мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма) и подвижности губ (малоподвижны, недостаточно подвижны, подвижны), отмечается нали­чие асимметрии в губной мускулатуре.

Движения нижней челюсти.

12. Широко открыть рот (движение нижней челюсти вниз).

13. Плавно закрыть рот, сомкнуть зубы и губы (движение ниж­
ней челюсти вверх).

14. Имитация жевания.

15. Плавные движения нижней челюсти вправо-влево с удер­
жанием челюсти в смещенном положении.

16. Выдвижение нижней челюсти вперед.

17. Максимальное оттягивание нижней челюсти назад.

На основе полученных результатов дается общая характеристика подвижнос­ти нижней челюсти (строго ограничена; недостаточна - объем артикуляцион­ных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отме­чается наличие смещения нижней челюсти в состоянии покоя, при закрытом рте и сомкнутых челюстях, при широко открытом рте в движении.

Движения языка.

18. Высунуть широкий язык «лопаточкой» и удержать его
5-7 с на нижней губе.

19. Высунуть узкий язык «иголочкой» и потянуть его к под­
бородку.

20. Чередовать «иголочку» и «лопаточку».

21. Высунуть язык и поднять кончик языка к носу.

22. Помещать широкий язык поочередно то на верхнюю, то
на нижнюю губу - «качели».

23. Движения языком вправо-влево - «маятник».

24. Движения языка от правого к левому углу рта и обратно
по нижней губе.

25. Движения языка от правого к левому углу рта и обратно
по верхней губе.


Приложение 2. Схема клинико-педагогического обследования

26. Высунуть язык «лодочкой» (боковые края языка припод­
няты).

27. Сделать язык «чашечкой» (язык широкий, передний и бо­
ковые края приподняты).

28. Пощелкать (поцокать) языком - «лошадка».

29. Присосать язык к нёбу - «грибок».

На основе полученных результатов дается характеристика тонуса язычной мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма), подвижности (стро­го ограничена; недостаточна - объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие гиперкине-зов, тремора, девиации (отклонения в сторону) языка.

Движения мягкого нёба.

30. Отрывисто на твердой атаке голоса при широко открытом
рте произнести звук [А].

31. Широко открыть рот и зевнуть.

На основе полученных результатов дается характеристика тонуса мягкого нёба (спастичность, гипотония, дистония, норма) и подвижности (строго ограни­ченная, недостаточная, норма), отмечается наличие отклонения всего мягко­го нёба или его язычка в сторону, отсутствие или недостаточное смыкание мягкого нёба с задней стенкой глотки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow