double arrow

V. Логопедическое обследование

2

0 Контактность(соответствующее подчеркнуть): легко и бы­стро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность (N); контакт избирательный; в контакт вступает не сразу, с боль­шим трудом, не проявляет заинтересованности в контакте; кон­такт формальный (чисто внешний); в контакт не вступает.

0 Эмоционально-волевая сфера:активность, бодрость, пози­тивное отношение к происходящему; пассивность, инертность, равнодушное отношение к происходящему; неадекватное поведе­ние; избалованность; капризность; конфликтность; колебания на­строения.)

0 Реакция на одобрение:адекватная (радуется одобрению, ждет его); неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему).

0 Реакция на замечание:адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечанием); адекватная (обижается); нет реак­ции на замечание; негативная реакция (делает назло).


Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей

- Фонематический анализ (сформирован; недостаточен; не
сформирован):

• определение места ударного гласного в слове (в начале, в
середине, в конце);

• выделение ударного гласного в начале слова;

• определение места заданного согласного звука в слове (в
начале, в середине: между гласными или в стечении со­
гласных, в конце);

• определение согласного звука по месту в слове (в начале:
перед гласными или в стечении согласных; в середине:
между гласными или в стечении согласных; в конце: пос­
ле гласных или в стечении согласных);

• определение места звука в слове по отношению к другим
звукам.

- Фонематический синтез (сформирован; недостаточен; не
сформирован):

• составление слов из последовательно предъявляемых звуков.

- Фонематические представления (сформированы; недоста­
точны; не сформированы):

• нахождение картинки или предмета, в названии которых
есть заданный звук;

• подбор слов с заданным звуком;

• составление предложения, все слова которого начинают­
ся на заданный звук;

• определение звука, преобладающего в словах предъявля­
емой фразы (предложения, текста).

0 Состояние фонетического строя речи:


Ф'


Приложение 2. Схема клинико-


педагогичс



Фоне­ма Изоли­рован­ное произ­несе­ние В сло­гах В словах Во фра­зах Общая харак­терис­тика дефек­та
Вна­чале В сере­дине В кон­це В стече­нии соглас­ных
А                
О                

Л -------- _™ л к 1- =   к ---------- ----------- i     - =




Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей

- Общая характеристика состояния звукопроизношения:




фонетический строй сформирован достаточно (N); изолиро­ванно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи. Фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизно­шения - искажения:

• усредненность гласных;

• недостаток произношения свистящих;

• недостаток произношения шипящих;

• недостаток произношения сонорных;

• недостаток произношения губно-губных;

• недостаток произношения губно-зубных;

• недостаток произношения средненёбных;

• недостаток произношения заднеязычных;

• недостаток произношения твердых согласных;

• недостаток произношения звонких согласных.
Фонологические дефекты (нарушения дифференциации звуков):

• замены;

• смешения.

- Степень разборчивости речи: разборчивость речи не наруше­
на (N); разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая;
речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих.

0 Дыхание.

- Тип физиологического дыхания: носовое (N); ротовое; сме­
шанное.

- Вид физиологического дыхания: ключичное/верхнегруд­
ное;
диафрагмальное; брюшное/нижнереберное; смешанное.

- Нарушения дыхания: отсутствуют, дыхание свободное (N);
затрудненное; поверхностное; неровное, неритмичное.

- Дифференциация ротового и носового выдоха: сохранна
(N); нарушена; ротовой выдох укорочен, вдох неглубокий.

- Речевое дыхание: объем речевого выдоха (нормальный; не­
достаточный); длительность и интенсивность (норма; недоста­
точная); ритмичность (сохранна; нарушена); синхронность
(сохранна; нарушена); плавность (сохранна; нарушена).




ования

Приложение 2. Схема клинико-педагогического обслед

0 Голос.

Основные голосовые характеристики.

Голос сильный, звонкий (N).

Способность модулировать голос по высоте и силе: сохранна (N); нарушена.

Нарушения силы голоса: чрезмерно громкий; тихий; слабый; истощающийся.

Нарушения тембра голоса: глухой; сдавленный; хриплый; резкий; фальцет на фоне грудного регистра; назализованный; на­пряженный; дрожащий.

- Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции.

Сохранна (N). Нарушена.

0 Просодическая организация звукового потока (просодика).

- Мело дико-интонационная сторона речи: не нарушена
(N); слабая выраженность голосовых модуляций (голос моно­
тонный, маломодулированный); отсутствие голосовых моду­
ляций (голос не модулированный); нарушение интонацион­
ного оформления речи.

- Темп речи: нормальный (N); ускоренный (тахилалия); за­
медленный (брадилалия); запинки; заикание.

- Ритм речи: нормальный (N); дисритмия: растянутый, скан­
дированный, зависит от проявления гиперкинезов.

- Паузация (правильность расстановки пауз в речевом пото­
ке): сохранна (N); нарушена.

- Выразительность: тембр (эмоциональная окраска выска­
зывания); интонирование (способность употреблять основные
виды интонации: повествовательную, восклицательную, вопро­
сительную); употребление ударения (словесного, логического).

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

111


       
 
   
 

Приложение

Аномалии зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки1, предрасполагающие к нарушению звукопроизношения (или наиболее часто осложняющие определенные виды недостатков фонетического строя речи)

Нарушения звуко­произношения Аномалии аубочелюстной системы Аномалии строения органов ротовой полости и носоглотки, а также органически обусловленные нарушения их функции
Снгматизмы груп­пы свистящих зву­ков (С, С, 3, 3 , Ц) Межзубный сигматизм Нейтральный прикус с протрузией верхних резцов; нейтральный фрон­тальный открытый прикус; дисталь-ный прикус с протрузией верхних рез­цов; дистальный фронтальный отк­рытый прикус; мезиальный фрон­тальный открытый прикус; ранняя потеря молочных зубов • Аденоидные разращения, затрудня­ющие носовое дыхание (у ребенка постоянно приоткрыт рот); массив­ный недостаточно пластичный, ма­лоподвижный язык. • Парез мышц языка
Боковой сигматизм Односторонний или двусторонний нейтральный боковой открытый при­кус; односторонний или двусторон­ний дистальный боковой открытый прикус; односторонний или двусто­ронний мезиальный боковой откры­тый прикус; односторонний или двусторонний перекрестный прикус • Узкий язык, приводящий к отсут­ствию смычки боковых краев языка с верхними зубами. • Парез мышц языка
Призубный сигматизм Глубокий прикус в сочетании с нейт­ральным, дистальным или мезиаль-ным прикусом; прямой прикус в со­четании с нейтральным, дистальным или мезиальным прикусом Парез мышц языка
Губно-зубной сигматизм Дистальный прикус с протрузией верхних зубов Парез мышц языка
Шипящий сигматизм Мезиальный прикус и его разновид­ности Парез мышц языка
Носовой сигматизм   • Аденоидные разращения; нарушение функции мягкого нёба вследствие удаления аденоидов; искривление носовой перегородки; хронические риниты, тонзиллиты; увеличение нёбных миндалин вследствие хрони­ческого воспалительного процесса. • Парез мышц мягкого нёба
Сигматизмы группы шипящих звуков (Ш, Ж, Щ, Ч) Межзубный сигматизм Нейтральный прикус с протрузией верхних резцов; нейтральный фрон­тальный открытый прикус; дисталь­ный прикус с протрузией верхних резцов; дистальный фронтальный открытый прикус; мезиальный фрон- • Аденоидные разращения, затрудня­ющие носовое дыхание (у ребенка постоянно приоткрыт рот); массив­ный недостаточно пластичный, ма­лоподвижный язык; укороченная уздечка языка.

Приложение 4. Аномалии зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки

  тальный открытый прикус; ранняя потеря молочных зубов • Парез мышц языка
Боковой сигматизм Односторонний или двусторонний нейтральный боковой открытый при­кус; односторонний или двусторон­ний дистальныйбоковой открытый прикус; односторонний или двусто­ронний мезиальный боковой откры­тый прикус; односторонний или двусторонний перекрестный прикус • Узкий язык, приводящий к отсут­ствию смычки боковых краев языка с верхними зубами. • Парез мышц языка
Призубный сигматизм Глубокий прикус в сочетании с нейт­ральным, дистальным или мезиаль­ным прикусом; прямой прикус в со­четании с нейтральным, дистальным или мезиальным прикусом • Укорочение уздечки языка. • Парез мышц языка
Губно-зубн ой сигматизм Дистальный прикус с протрузией верхних зубов Парез мышц языка
Шипящий сигматизм Мезиальный прикус и его разновид­ности Парез мышц языка
Носовой сигматизм - • Аденоидные разращения; нарушение функции мягкого нёба вследствие удаления аденоидов; искривление носовой перегородки; хронические риниты, тонзиллиты; увеличение нёбных миндалин вследствие хрони­ческого воспалительного процесса. • Парез мышц мягкого нёба
Свистящий сигматизм (чаще встречается при нарушении фонематического восприятия) Мезиальный прикус и его разновид­ности • Укороченная уздечка языка, затруд­няющая подъем языка к нёбу. • Парез мышц языка
Ламбдацизм(Л, Л)   • Укороченная уздечка языка. • Парез мышц языка; парез мышц мяг- | кого нёба, обуславливающий назали- ; зацию звука
Ротацизм (Р, Р)   • Короткая уздечка языка; узкое и ' высокое твердое нёбо; чрезмерно уз­кий или массивный, недостаточно пластичный язык. • Парез мышц языка; парез мышц мяг­кого нёба, обуславливающий назали­зацию звука
Дефекты группы заднеязычных зву­ков: каппацизмы (К, К'), гаммацизмы (Г, Г), хитизмы (X, X)   • Слишком высокое и узкое («готичес­кое») твердое нёбо, что затрудняет образование смычки между ним и ЯЗЫКОМ.• Парез мышц языка; парез мышц мягкого нёба
Межзубное произ­несение звуков (Т, т\д,д\н,Н) Нейтральный прикус с протрузией верхних резцов; нейтральный фрон­тальный открытый прикус; дисталь­ный прикус с протрузией верхних резцов; дистальный фронтальный открытый прикус; мезиальный фронтальный открытый прикус; ран­няя потеря молочных зубов • Короткая подъязычная связка, зат- j рудняющая поднятие языка к верх­ним зубам; аденоидные разращения, затрудняющиеносовое дыхание (у ре- . бенка постоянно приоткрыт рот); массивный недостаточно пластич­ный, малоподвижный язык.' • Легкий парез мышц языка


1 В таблице не рассматриваются расщелины губы и нёба. 138



Рекомендуемая литература


Рекомендуемая литература

Блыскина И.В., Ковшиков ВЛ. Массаж в коррекции артику-ляторных расстройств. - СПб.: Сатис, 1995.

Волкова JI.С, Лалаева Р.И, Мастюкова Е.М., Гриншпун Б.М., Чиркина Г.В., Лаврова Е.В., Волкова ГЛ., Селиверстов В.И., Шаховская С.Н., Бурлакова М.К., Парамонова Л.Г., Филиче-ва Т.Б., Белякова Л.И. Логопедия. - В 2 т. - М.: Просвеще­ние: Владос, 1995.

ВараваГ.М., Стрелковский К.М. Ортодонтия и протезирова­ние в детском возрасте. - М.: Медицина, 1979.

Григоренко Н.Ю., Синяева М.Л. Логопедический и медицин­ский аспекты органической дислалии и способы ее коррек­ции // Дефектология. - 2000. - № 4. - С. 22-31.

Дедюхина Г.В., Могучая Л Д., Яньшина ТЛ. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3—5 лет, страдаю­щими детским церебральным параличом. - М.: Гном-Пресс, 1999.

Зубкова Л.П., Хорошилкина ФЛ. Лечебно-профилактические мероприятия в ортодонтии. - Киев: Здоров1я, 1993.

Илъина-Маркосян Л.В. Морфологические изменения прику­са, возникающие в связи с ранней потерей зубов и нарушени­ями мышечного равновесия в челюстно-лицевой области // В сб. «Морфология и физиология в ортопедической стомато­логии». - Рига, 1968.

КалвелисДЛ., Ортодонтия. Зубочелюстные аномалии в кли­нике и эксперименте. - Элиста: АПП «Джангар», 1994.

Камышева Л.И., Теблоева Л.Т., Сашенкова Т.П. Этиология зубочелюстных аномалий. Связь с заболеваниями матери и ребенка. - М.: Изд-во МСХА, 1993.

Окушко В.П. Зубочелюстные аномалии, связанные с вредны­ми привычками, и их лечение. Канд. дис. - М., 1965.

Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Леви­ной. - М.: Просвещение, 1967.


Панченко И.И. Дизартрические и анартрические расстрой­ства речи у детей с церебральными параличами и особеннос­ти логопедической работы с ними. Канд. дис. - М., 1974.

Патологическая анатомия болезней плода и ребёнка: Руковод­ство для врачей / Под ред. Т.Е. Ивановской и Л.В. Леоновой. -В 2 т. - М.: Медицина, 1989.

Пискунов МЛ. Анатомо-физиологические основы и терапия косноязычия. - М.: МЕДГИЗ, 1962.

Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Владос, 1997. Правдина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1969.

Романенко Е.В. Особенности звуковой стороны речи детей с церебральными параличами второго года жизни и методика логопедической работы. Канд. дис. - М., 1984г. Руководство по ортодонтии / Под ред. Ф.Я. Хорошилкиной. -М.: Медицина, 1999.

Тератология человека: Руководство для врачей / Под ред. Г.И. Лазюка. — М.: Медицина, 1991.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произноше­ния. - М.: Просвещение, 1989.

Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. - М.: Ак­вариум; СПб.: Дельта, 1996.

Чучалина Л.Н. Взаимосвязь и взаимообусловленность строе­ния и функции речевого аппарата при зубочелюстных анома­лиях // Дефектология. - 1976. - № 5. - С. 34-36.





Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
2

Сейчас читают про: