Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

V. Логопедическое обследование




0 Контактность(соответствующее подчеркнуть): легко и бы­стро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность (N); контакт избирательный; в контакт вступает не сразу, с боль­шим трудом, не проявляет заинтересованности в контакте; кон­такт формальный (чисто внешний); в контакт не вступает.

0 Эмоционально-волевая сфера:активность, бодрость, пози­тивное отношение к происходящему; пассивность, инертность, равнодушное отношение к происходящему; неадекватное поведе­ние; избалованность; капризность; конфликтность; колебания на­строения.)

0 Реакция на одобрение:адекватная (радуется одобрению, ждет его); неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему).

0 Реакция на замечание:адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечанием); адекватная (обижается); нет реак­ции на замечание; негативная реакция (делает назло).


Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей

- Фонематический анализ (сформирован; недостаточен; не
сформирован):

• определение места ударного гласного в слове (в начале, в
середине, в конце);

• выделение ударного гласного в начале слова;

• определение места заданного согласного звука в слове (в
начале, в середине: между гласными или в стечении со­
гласных, в конце);

• определение согласного звука по месту в слове (в начале:
перед гласными или в стечении согласных; в середине:
между гласными или в стечении согласных; в конце: пос­
ле гласных или в стечении согласных);

• определение места звука в слове по отношению к другим
звукам.

- Фонематический синтез (сформирован; недостаточен; не
сформирован):

• составление слов из последовательно предъявляемых звуков.

- Фонематические представления (сформированы; недоста­
точны; не сформированы):

• нахождение картинки или предмета, в названии которых
есть заданный звук;

• подбор слов с заданным звуком;

• составление предложения, все слова которого начинают­
ся на заданный звук;

• определение звука, преобладающего в словах предъявля­
емой фразы (предложения, текста).

0 Состояние фонетического строя речи:


Ф'


Приложение 2. Схема клинико-


педагогичс



Фоне­ма Изоли­рован­ное произ­несе­ние В сло­гах В словах Во фра­зах Общая харак­терис­тика дефек­та
Вна­чале В сере­дине В кон­це В стече­нии соглас­ных
А                
О                

Л -------- _™ л к 1- =   к ---------- ----------- i     - =




Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей




- Общая характеристика состояния звукопроизношения:

фонетический строй сформирован достаточно (N); изолиро­ванно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи. Фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизно­шения - искажения:

• усредненность гласных;

• недостаток произношения свистящих;

• недостаток произношения шипящих;

• недостаток произношения сонорных;

• недостаток произношения губно-губных;

• недостаток произношения губно-зубных;

• недостаток произношения средненёбных;

• недостаток произношения заднеязычных;

• недостаток произношения твердых согласных;

• недостаток произношения звонких согласных.
Фонологические дефекты (нарушения дифференциации звуков):

• замены;

• смешения.

- Степень разборчивости речи: разборчивость речи не наруше­
на (N); разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая;
речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих.

0 Дыхание.

- Тип физиологического дыхания: носовое (N); ротовое; сме­
шанное.

- Вид физиологического дыхания: ключичное/верхнегруд­
ное;
диафрагмальное; брюшное/нижнереберное; смешанное.

- Нарушения дыхания: отсутствуют, дыхание свободное (N);
затрудненное; поверхностное; неровное, неритмичное.

- Дифференциация ротового и носового выдоха: сохранна
(N); нарушена; ротовой выдох укорочен, вдох неглубокий.

- Речевое дыхание: объем речевого выдоха (нормальный; не­
достаточный); длительность и интенсивность (норма; недоста­
точная); ритмичность (сохранна; нарушена); синхронность
(сохранна; нарушена); плавность (сохранна; нарушена).




ования

Приложение 2. Схема клинико-педагогического обслед

0 Голос.

Основные голосовые характеристики.

Голос сильный, звонкий (N).

Способность модулировать голос по высоте и силе: сохранна (N); нарушена.

Нарушения силы голоса: чрезмерно громкий; тихий; слабый; истощающийся.

Нарушения тембра голоса: глухой; сдавленный; хриплый; резкий; фальцет на фоне грудного регистра; назализованный; на­пряженный; дрожащий.

- Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции.

Сохранна (N). Нарушена.

0 Просодическая организация звукового потока (просодика).

- Мело дико-интонационная сторона речи: не нарушена
(N); слабая выраженность голосовых модуляций (голос моно­
тонный, маломодулированный); отсутствие голосовых моду­
ляций (голос не модулированный); нарушение интонацион­
ного оформления речи.

- Темп речи: нормальный (N); ускоренный (тахилалия); за­
медленный (брадилалия); запинки; заикание.

- Ритм речи: нормальный (N); дисритмия: растянутый, скан­
дированный, зависит от проявления гиперкинезов.

- Паузация (правильность расстановки пауз в речевом пото­
ке): сохранна (N); нарушена.

- Выразительность: тембр (эмоциональная окраска выска­
зывания); интонирование (способность употреблять основные
виды интонации: повествовательную, восклицательную, вопро­
сительную); употребление ударения (словесного, логического).

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

111


       
 
   
 

Приложение

Аномалии зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки1, предрасполагающие к нарушению звукопроизношения (или наиболее часто осложняющие определенные виды недостатков фонетического строя речи)

Нарушения звуко­произношения Аномалии аубочелюстной системы Аномалии строения органов ротовой полости и носоглотки, а также органически обусловленные нарушения их функции
Снгматизмы груп­пы свистящих зву­ков (С, С, 3, 3 , Ц) Межзубный сигматизм Нейтральный прикус с протрузией верхних резцов; нейтральный фрон­тальный открытый прикус; дисталь-ный прикус с протрузией верхних рез­цов; дистальный фронтальный отк­рытый прикус; мезиальный фрон­тальный открытый прикус; ранняя потеря молочных зубов • Аденоидные разращения, затрудня­ющие носовое дыхание (у ребенка постоянно приоткрыт рот); массив­ный недостаточно пластичный, ма­лоподвижный язык. • Парез мышц языка
Боковой сигматизм Односторонний или двусторонний нейтральный боковой открытый при­кус; односторонний или двусторон­ний дистальный боковой открытый прикус; односторонний или двусто­ронний мезиальный боковой откры­тый прикус; односторонний или двусторонний перекрестный прикус • Узкий язык, приводящий к отсут­ствию смычки боковых краев языка с верхними зубами. • Парез мышц языка
Призубный сигматизм Глубокий прикус в сочетании с нейт­ральным, дистальным или мезиаль-ным прикусом; прямой прикус в со­четании с нейтральным, дистальным или мезиальным прикусом Парез мышц языка
Губно-зубной сигматизм Дистальный прикус с протрузией верхних зубов Парез мышц языка
Шипящий сигматизм Мезиальный прикус и его разновид­ности Парез мышц языка
Носовой сигматизм   • Аденоидные разращения; нарушение функции мягкого нёба вследствие удаления аденоидов; искривление носовой перегородки; хронические риниты, тонзиллиты; увеличение нёбных миндалин вследствие хрони­ческого воспалительного процесса. • Парез мышц мягкого нёба
Сигматизмы группы шипящих звуков (Ш, Ж, Щ, Ч) Межзубный сигматизм Нейтральный прикус с протрузией верхних резцов; нейтральный фрон­тальный открытый прикус; дисталь­ный прикус с протрузией верхних резцов; дистальный фронтальный открытый прикус; мезиальный фрон- • Аденоидные разращения, затрудня­ющие носовое дыхание (у ребенка постоянно приоткрыт рот); массив­ный недостаточно пластичный, ма­лоподвижный язык; укороченная уздечка языка.

Приложение 4. Аномалии зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки

  тальный открытый прикус; ранняя потеря молочных зубов • Парез мышц языка
Боковой сигматизм Односторонний или двусторонний нейтральный боковой открытый при­кус; односторонний или двусторон­ний дистальныйбоковой открытый прикус; односторонний или двусто­ронний мезиальный боковой откры­тый прикус; односторонний или двусторонний перекрестный прикус • Узкий язык, приводящий к отсут­ствию смычки боковых краев языка с верхними зубами. • Парез мышц языка
Призубный сигматизм Глубокий прикус в сочетании с нейт­ральным, дистальным или мезиаль­ным прикусом; прямой прикус в со­четании с нейтральным, дистальным или мезиальным прикусом • Укорочение уздечки языка. • Парез мышц языка
Губно-зубн ой сигматизм Дистальный прикус с протрузией верхних зубов Парез мышц языка
Шипящий сигматизм Мезиальный прикус и его разновид­ности Парез мышц языка
Носовой сигматизм - • Аденоидные разращения; нарушение функции мягкого нёба вследствие удаления аденоидов; искривление носовой перегородки; хронические риниты, тонзиллиты; увеличение нёбных миндалин вследствие хрони­ческого воспалительного процесса. • Парез мышц мягкого нёба
Свистящий сигматизм (чаще встречается при нарушении фонематического восприятия) Мезиальный прикус и его разновид­ности • Укороченная уздечка языка, затруд­няющая подъем языка к нёбу. • Парез мышц языка
Ламбдацизм(Л, Л)   • Укороченная уздечка языка. • Парез мышц языка; парез мышц мяг- | кого нёба, обуславливающий назали- ; зацию звука
Ротацизм (Р, Р)   • Короткая уздечка языка; узкое и ' высокое твердое нёбо; чрезмерно уз­кий или массивный, недостаточно пластичный язык. • Парез мышц языка; парез мышц мяг­кого нёба, обуславливающий назали­зацию звука
Дефекты группы заднеязычных зву­ков: каппацизмы (К, К'), гаммацизмы (Г, Г), хитизмы (X, X)   • Слишком высокое и узкое («готичес­кое») твердое нёбо, что затрудняет образование смычки между ним и ЯЗЫКОМ.• Парез мышц языка; парез мышц мягкого нёба
Межзубное произ­несение звуков (Т, т\д,д\н,Н) Нейтральный прикус с протрузией верхних резцов; нейтральный фрон­тальный открытый прикус; дисталь­ный прикус с протрузией верхних резцов; дистальный фронтальный открытый прикус; мезиальный фронтальный открытый прикус; ран­няя потеря молочных зубов • Короткая подъязычная связка, зат- j рудняющая поднятие языка к верх­ним зубам; аденоидные разращения, затрудняющиеносовое дыхание (у ре- . бенка постоянно приоткрыт рот); массивный недостаточно пластич­ный, малоподвижный язык.' • Легкий парез мышц языка


1 В таблице не рассматриваются расщелины губы и нёба. 138



Рекомендуемая литература


Рекомендуемая литература

Блыскина И.В., Ковшиков ВЛ. Массаж в коррекции артику-ляторных расстройств. - СПб.: Сатис, 1995.

Волкова JI.С, Лалаева Р.И, Мастюкова Е.М., Гриншпун Б.М., Чиркина Г.В., Лаврова Е.В., Волкова ГЛ., Селиверстов В.И., Шаховская С.Н., Бурлакова М.К., Парамонова Л.Г., Филиче-ва Т.Б., Белякова Л.И. Логопедия. - В 2 т. - М.: Просвеще­ние: Владос, 1995.

ВараваГ.М., Стрелковский К.М. Ортодонтия и протезирова­ние в детском возрасте. - М.: Медицина, 1979.

Григоренко Н.Ю., Синяева М.Л. Логопедический и медицин­ский аспекты органической дислалии и способы ее коррек­ции // Дефектология. - 2000. - № 4. - С. 22-31.

Дедюхина Г.В., Могучая Л Д., Яньшина ТЛ. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3—5 лет, страдаю­щими детским церебральным параличом. - М.: Гном-Пресс, 1999.

Зубкова Л.П., Хорошилкина ФЛ. Лечебно-профилактические мероприятия в ортодонтии. - Киев: Здоров1я, 1993.

Илъина-Маркосян Л.В. Морфологические изменения прику­са, возникающие в связи с ранней потерей зубов и нарушени­ями мышечного равновесия в челюстно-лицевой области // В сб. «Морфология и физиология в ортопедической стомато­логии». - Рига, 1968.

КалвелисДЛ., Ортодонтия. Зубочелюстные аномалии в кли­нике и эксперименте. - Элиста: АПП «Джангар», 1994.

Камышева Л.И., Теблоева Л.Т., Сашенкова Т.П. Этиология зубочелюстных аномалий. Связь с заболеваниями матери и ребенка. - М.: Изд-во МСХА, 1993.

Окушко В.П. Зубочелюстные аномалии, связанные с вредны­ми привычками, и их лечение. Канд. дис. - М., 1965.

Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Леви­ной. - М.: Просвещение, 1967.


Панченко И.И. Дизартрические и анартрические расстрой­ства речи у детей с церебральными параличами и особеннос­ти логопедической работы с ними. Канд. дис. - М., 1974.

Патологическая анатомия болезней плода и ребёнка: Руковод­ство для врачей / Под ред. Т.Е. Ивановской и Л.В. Леоновой. -В 2 т. - М.: Медицина, 1989.

Пискунов МЛ. Анатомо-физиологические основы и терапия косноязычия. - М.: МЕДГИЗ, 1962.

Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Владос, 1997. Правдина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1969.

Романенко Е.В. Особенности звуковой стороны речи детей с церебральными параличами второго года жизни и методика логопедической работы. Канд. дис. - М., 1984г. Руководство по ортодонтии / Под ред. Ф.Я. Хорошилкиной. -М.: Медицина, 1999.

Тератология человека: Руководство для врачей / Под ред. Г.И. Лазюка. — М.: Медицина, 1991.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произноше­ния. - М.: Просвещение, 1989.

Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. - М.: Ак­вариум; СПб.: Дельта, 1996.

Чучалина Л.Н. Взаимосвязь и взаимообусловленность строе­ния и функции речевого аппарата при зубочелюстных анома­лиях // Дефектология. - 1976. - № 5. - С. 34-36.









Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 797; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9605 - | 7299 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. ОБСЛЕДОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ВЫЯВЛЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ АГРАММАТИЗМОВ)
  2. III глава. Логопедическое обследование детей с дизартрическими расстройствами
  3. Алмагул Обследование
  4. В.21.Логопедическое обследование. Формы, содержание, оценка результатов
  5. Весеннее обследование
  6. Вопрос 3. Обследование ствола скважин. Виды печатей
  7. Глава 2. Обследование зданий и сооружений
  8. ДИАГНОСТИКА. Логопедическое обследование слабослышащих детей должно быть направлено на возможно полное и всестороннее выявление симптоматики речевых нарушений
  9. ДИАГНОСТИКА. Обследование артикуляционного аппаратаначинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов
  10. ДИАГНОСТИКА. Обследование артикуляционного аппаратаначинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов
  11. ДИАГНОСТИКА. Обследование ведется комплексно


 

18.212.83.37 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.006 сек.