Введение.................................................................................... 3
Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая
диагностика детей, имеющих нарушения
фонетической стороны речи, осложненные нетяжелыми,
но достаточно выраженными деформациями строения
органов артикуляции................................................................ 6
1.1. Характеристика детей, имеющих нарушения
звукопроизношения и нетяжелые анатомические
дефекты органов артикуляции............................................. 6
1.2. Этиологические факторы, обуславливающие
появление деформаций строения органов
артикуляционного отдела и речевых расстройств.......... 12
1.3. Научно-теоретические положения, лежащие
в основе методики диагностического обследования
детей со звукопроизносительными расстройствами,
сочетающимися с анатомическими деформациями
органов артикуляции......................................................... 18
1.4. Основные этапы диагностического обследования.... 22
1.5. Оценка физического и неврологического
состояния детей................................................................. 22
1.6. Изучение строения органов артикуляции
(с учетом клинической оценки характера
выявленных патологий и сопутствующих им
функциональных нарушений)........................................... 24
|
|
1.7. Исследование мимической,
артикуляционной и тонкой ручной моторики.................. 40
1.8. Изучение состояния звукопроизношения,
просодической стороны речи и фонематических
процессов при логопедическом обследовании
речевой деятельности детей............................................. 46
1.9. Структура речевого дефекта у детей,
страдающих расстройствами фонетической
стороны речи, сочетающимися с деформациями
строения органов артикуляции........................................ 53
Содержание
Глава 2. Приемы коррекции нарушений
артикуляционной и мимической моторики у детей
со звукопроизносительными расстройствами
и анатомическими дефектами органов
артикуляционного аппарата.................................................. 64
2.1. Массаж мимической и артикуляционной
мускулатуры в системе коррекции
нарушений звукопроизношения..................................... 64
2.2. Миогимнастика......................................................... 78
Приложение 1. Анкета для родителей................................. 85
Приложение 2. Схема клинико-педагогического
обследования детей с нарушениями звукопроизношения,
осложненными анатомическими деформациями
органов артикуляции.............................................................. 91
Приложение 3. Фонетический строй речи.......................... 112
Приложение 4. Аномалии зубочелюстной системы,
ротовой полости и носоглотки, предрасполагающие
к нарушению звукопроизношения (или наиболее
часто осложняющие определенные виды
недостатков фонетического строя речи)............................ 138
Рекомендуемая литература................................................... 140