Спрос индивидуального потребителя

Спро­с - желание и способность покупателей приобретать товар по данной цене.

Функция спроса – это взаимосвязь между спросом на товар и определяющими его факторами.

Общая функция спроса может быть выражена следующим образом:

Qd = f (P, I, Pa… Pn, W, N, B),

где Qd – объем спроса;

d - спрос (demand);

Р – цена товара:

I - до­хо­ды потребителей, определяющие величину потребительского бюджета;

Pa … Pn - це­ны на дру­гие то­ва­ры;

W - ожи­да­ния по­тре­би­те­лей, включая инфляционные;

N - чис­ло по­ку­па­те­лей или размер рынка;

T - вку­сы и пред­поч­те­ния по­ку­па­те­лей, на которые влияет множество факторов – от изменений моды до национальных традиций;

B - прочие факторы.

Допусти, что все факторы, кроме цены, неизменны, тогда объем спроса будет зависеть только от цены.

Ме­ж­ду це­ной и ко­ли­че­ст­вом по­ку­пок су­ще­ст­ву­ет об­рат­ная за­ви­си­мость, т. е. чем ни­же це­на то­ва­ра, тем боль­шее его ко­ли­че­ст­во (при про­чих рав­ных ус­ло­ви­ях) мо­жет быть ку­п­ле­но и на­обо­рот. Эту за­ви­си­мость в эко­но­ми­че­ской тео­рии на­зы­ва­ют за­ко­ном спро­са, ко­то­рый ма­те­ма­ти­че­ски был сфор­му­ли­ро­ван А. Кур­но: Qd = f (P),

где Qd – объем спроса (quantity), Р – цена товара (price).

Графической интерпретацией данной зависимости является кривая спроса.

Кри­вая спро­са – это кри­вая, точ­ки ко­то­рой по­ка­зы­ва­ют, какое количество товара потребители купят при разных ценах.

Кривая спроса имеет отрицательный наклон: с экономической точки зрения это означает, что объем покупок обратно пропорционален уровню цен.

Для построения кривой спроса на оси абсцисс отложим точки, характеризующие количество покупаемого товара, на оси ординат – соответствующую им цену.

Q
Q2
Q1
B
A
P2
P1
P
D

Рис. 3.1

Эф­фект из­ме­не­ния це­ны при про­чих рав­ных ус­ло­ви­ях мо­жет быть по­ка­зан какпе­ре­ме­ще­ние из од­ной точ­ки кри­вой D (например, точки А) в дру­гую точ­ку, ле­жа­щую на этой же кри­вой (точку В ). Это означает, что падение цены (P2< P1), приведет к росту числа покупок (Q2>Q1).

Такое пе­ре­ме­ще­ние по кри­вой спро­са вверх или вниз на­зы­ва­ют из­ме­не­ни­ем ве­ли­чи­ны спро­са. Оно от­ра­жа­ет ре­ак­цию по­ку­па­те­ля на из­ме­не­ние це­ны при про­чих рав­ных ус­ло­ви­ях. При этом сам спрос не ме­ня­ет­ся, а уве­ли­чи­ва­ет­ся или умень­ша­ет­ся объ­ем спро­са, т.е. ко­ли­че­ст­во то­ва­ра, на ко­то­рое предъ­яв­ля­ет­ся спрос при той или иной це­не.

Влияние цены на объем спроса обусловлено действием двух факторов: эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода возникает, поскольку снижение цены данного товара увеличивает реальный доход или покупательную способность потребителя.

Процесс, вызывающий эффект дохода, проходит три стадии: падение цены товара; увеличение реального дохода у потребителя; рост величины спроса.

Эффект замещения проявляется в том, что у потребителя возникает стимул приобрести подешевевший товар вместо аналогичных товаров, ставших относительно него дорогими.

Если потребитель способен выбирать между двумя товарами, то он будет покупать больше того товара, чья относительная цена упала, и меньше того, чья относительная цена выросла.

Эффект замещения всегда имеет одно направление: если относительная цена товара растет, то рациональный потребитель старается уменьшить его потребление. Данный эффект вносит основной вклад в понижающийся наклон кривой спроса.

Эффект дохода имеет разные направления при изменении цены. Для одних товаров его направление совпадает с эффектом замещения. Для других оно противоположно направлению действия эффекта замещения.

На практике эффект замещения чаще всего бывает больше, чем эффект дохода, а кривая спроса имеет отрицательный наклон: чем выше цена, тем меньшее количество товара готов купить потребитель.

Существование закона спроса не означает, что он всегда и при любых условиях проявляет свою сущность. Следует напомнить о некоторых «парадоксах» закона спроса:

· Эффект «цена – показатель качества», который имеет место, когда покупатели судят о качестве товара по его цене. Снижение цен на товары, в данном случае, может привести к уменьшению спроса на них.

· Эффект престижного спроса или эффект Веблена – это приобретение товаров, обладание которыми связано с привилегиями, высоким престижем в обществе, с особым статусом покупателя. Снижение цен на подобные товары может уменьшить их привлекательность для снобов и поэтому, вероятно, приведет к сокращению объема их продаж. Хотя менее состоятельные потребители могут быть в таком случае заинтересованы покупать эти товары, тем самым, компенсируя потерю для рынка богатых покупателей.

· Эффект ажиотажного спроса – это дополнительный сверх нормального уровня спрос, вызванный ожиданием повышения цены товара или его исчезновение из продажи.

· Эффект Гиффена заключается в росте спроса на товар при повышении цены на него.

Проявление эффекта Гиффена определяется следующими условиями:

во-первых, продукт, на который растет цена, должен принадлежать к предметам первой необходимости;

во-вторых, уровень доходов покупателей должен быть низким, так что изменение цены на этот товар имело бы более чем пропорциональное влияние на их покупательную способность. В этом случае кривая спроса будет иметь не отрицательный, а положительный наклон.

Нарушается ли закон спроса в этих случаях? Нет. Фактически речь идет о направленном воздействии посредством цены на мнение потребителей о качестве товаров, на вкусы и предпочтения потребителей, на ожидания покупателей. А это означает, что изменяется не величина спроса, а сам спрос, речь о котором пойдет ниже.

Изменение спроса вызывается неценовыми факторами и показывается смещением кривой спроса.

Сдвиг кривой спроса вправо (кривая D1) означает увеличение спроса, влево (криваяD2) – уменьшение спроса.

D2
Q
D
D1
P

Рис. 3.2

Рассмотрим основные неценовые факторы, вызывающие изменения спроса.

1. Уро­вень до­хо­дов в об­ще­ст­ве.

Воз­дей­ст­вие дан­но­го фак­то­ра на спрос тес­но свя­за­но с по­ня­ти­ем нор­маль­ных и низ­ших то­ва­ров.

Нор­маль­ный то­вар – то­вар, спрос на ко­то­рый рас­тет при рос­те по­тре­би­тель­ско­го до­хо­да.

Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение объема спроса по каждой цене, т.е. сдвиг кривой D в положение D1.

Од­на­ко су­ще­ст­ву­ют то­ва­ры, ко­то­рые лю­ди на­чи­на­ют по­ку­пать в мень­ших ко­ли­че­ст­вах, ес­ли их до­ход уве­ли­чи­ва­ет­ся.

Низ­ший то­вар то­ва­р, спрос на ко­то­рый па­да­ет при рос­те по­тре­би­тель­ских до­хо­дов (мар­га­рин за­ме­ня­ют сли­воч­ным мас­лом, ре­монт обу­ви - по­куп­кой но­вой па­ры и т.д.). С ростом дохода спрос на низшие товары снижается, т.е. кривая перемещается из положения D в положение D2.

То­ва­ры яв­ля­ют­ся нор­маль­ны­ми и низ­ши­ми по­то­му, что их так оце­нил по­тре­би­тель, эти свой­ст­ва не яв­ля­ют­ся внут­рен­не при­су­щи­ми то­ва­рам.

2. Из­ме­не­ние це­ны дру­го­го то­ва­ра.

Взаи­мо­за­ме­няе­мые то­ва­ры (суб­сти­ту­ты) та­кие па­ры то­ва­ров, для ко­то­рых рост це­ны од­но­го то­ва­ра при­во­дит к рос­ту спро­са на дру­гой то­вар (ко­фе чай).

Взаи­мо­до­пол­няю­щие то­ва­ры (ком­пле­мен­ты) та­кие па­ры то­ва­ров, для ко­то­рых рост це­ны од­но­го то­ва­ра при­во­дит к па­де­нию спро­са на дру­гой то­вар (на­при­мер, бен­зин и ав­то­по­крыш­ки, ко­фе в зер­нах и ко­фе­мол­ка, маг­ни­то­фон и кас­се­ты).

3. Из­ме­не­ние ожи­да­ний– ес­ли лю­ди по ка­кой-ли­бо при­чи­не ожи­да­ют, что от­но­си­тель­ная це­на то­ва­ра воз­рас­та­ет, то по­тре­би­те­ли то­ва­ра стре­мят­ся ку­пить то­вар до ожи­дае­мо­го из­ме­не­ния.

4.Чис­ло по­ку­па­те­лей (их уве­ли­че­ние при­во­дит к рос­ту са­мо­го спро­са и на­обо­рот).

5. Из­ме­не­ние вку­сов и пред­поч­те­ний по­ку­па­те­лей.

На из­ме­не­ние вку­сов и пред­поч­те­ний по­ку­па­те­лей боль­шое влия­ние ока­зы­ва­ет ка­че­ст­во то­ва­ра; мо­да; здо­ро­вье; пре­стиж­ность; рек­ла­ма и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: