Спрос - желание и способность покупателей приобретать товар по данной цене.
Функция спроса – это взаимосвязь между спросом на товар и определяющими его факторами.
Общая функция спроса может быть выражена следующим образом:
Qd = f (P, I, Pa… Pn, W, N, B),
где Qd – объем спроса;
d - спрос (demand);
Р – цена товара:
I - доходы потребителей, определяющие величину потребительского бюджета;
Pa … Pn - цены на другие товары;
W - ожидания потребителей, включая инфляционные;
N - число покупателей или размер рынка;
T - вкусы и предпочтения покупателей, на которые влияет множество факторов – от изменений моды до национальных традиций;
B - прочие факторы.
Допусти, что все факторы, кроме цены, неизменны, тогда объем спроса будет зависеть только от цены.
Между ценой и количеством покупок существует обратная зависимость, т. е. чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) может быть куплено и наоборот. Эту зависимость в экономической теории называют законом спроса, который математически был сформулирован А. Курно: Qd = f (P),
|
|
где Qd – объем спроса (quantity), Р – цена товара (price).
Графической интерпретацией данной зависимости является кривая спроса.
Кривая спроса – это кривая, точки которой показывают, какое количество товара потребители купят при разных ценах.
Кривая спроса имеет отрицательный наклон: с экономической точки зрения это означает, что объем покупок обратно пропорционален уровню цен.
Для построения кривой спроса на оси абсцисс отложим точки, характеризующие количество покупаемого товара, на оси ординат – соответствующую им цену.
Q
Q2
Q1
B
A
P2
P1
P
D
Рис. 3.1
Эффект изменения цены при прочих равных условиях может быть показан какперемещение из одной точки кривой D (например, точки А) в другую точку, лежащую на этой же кривой (точку В ). Это означает, что падение цены (P2< P1), приведет к росту числа покупок (Q2>Q1).
Такое перемещение по кривой спроса вверх или вниз называют изменением величины спроса. Оно отражает реакцию покупателя на изменение цены при прочих равных условиях. При этом сам спрос не меняется, а увеличивается или уменьшается объем спроса, т.е. количество товара, на которое предъявляется спрос при той или иной цене.
Влияние цены на объем спроса обусловлено действием двух факторов: эффекта дохода и эффекта замещения.
Эффект дохода возникает, поскольку снижение цены данного товара увеличивает реальный доход или покупательную способность потребителя.
|
|
Процесс, вызывающий эффект дохода, проходит три стадии: падение цены товара; увеличение реального дохода у потребителя; рост величины спроса.
Эффект замещения проявляется в том, что у потребителя возникает стимул приобрести подешевевший товар вместо аналогичных товаров, ставших относительно него дорогими.
Если потребитель способен выбирать между двумя товарами, то он будет покупать больше того товара, чья относительная цена упала, и меньше того, чья относительная цена выросла.
Эффект замещения всегда имеет одно направление: если относительная цена товара растет, то рациональный потребитель старается уменьшить его потребление. Данный эффект вносит основной вклад в понижающийся наклон кривой спроса.
Эффект дохода имеет разные направления при изменении цены. Для одних товаров его направление совпадает с эффектом замещения. Для других – оно противоположно направлению действия эффекта замещения.
На практике эффект замещения чаще всего бывает больше, чем эффект дохода, а кривая спроса имеет отрицательный наклон: чем выше цена, тем меньшее количество товара готов купить потребитель.
Существование закона спроса не означает, что он всегда и при любых условиях проявляет свою сущность. Следует напомнить о некоторых «парадоксах» закона спроса:
· Эффект «цена – показатель качества», который имеет место, когда покупатели судят о качестве товара по его цене. Снижение цен на товары, в данном случае, может привести к уменьшению спроса на них.
· Эффект престижного спроса или эффект Веблена – это приобретение товаров, обладание которыми связано с привилегиями, высоким престижем в обществе, с особым статусом покупателя. Снижение цен на подобные товары может уменьшить их привлекательность для снобов и поэтому, вероятно, приведет к сокращению объема их продаж. Хотя менее состоятельные потребители могут быть в таком случае заинтересованы покупать эти товары, тем самым, компенсируя потерю для рынка богатых покупателей.
· Эффект ажиотажного спроса – это дополнительный сверх нормального уровня спрос, вызванный ожиданием повышения цены товара или его исчезновение из продажи.
· Эффект Гиффена заключается в росте спроса на товар при повышении цены на него.
Проявление эффекта Гиффена определяется следующими условиями:
во-первых, продукт, на который растет цена, должен принадлежать к предметам первой необходимости;
во-вторых, уровень доходов покупателей должен быть низким, так что изменение цены на этот товар имело бы более чем пропорциональное влияние на их покупательную способность. В этом случае кривая спроса будет иметь не отрицательный, а положительный наклон.
Нарушается ли закон спроса в этих случаях? Нет. Фактически речь идет о направленном воздействии посредством цены на мнение потребителей о качестве товаров, на вкусы и предпочтения потребителей, на ожидания покупателей. А это означает, что изменяется не величина спроса, а сам спрос, речь о котором пойдет ниже.
Изменение спроса вызывается неценовыми факторами и показывается смещением кривой спроса.
Сдвиг кривой спроса вправо (кривая D1) означает увеличение спроса, влево (криваяD2) – уменьшение спроса.
D2 |
Q |
D |
D1 |
P |
Рис. 3.2
Рассмотрим основные неценовые факторы, вызывающие изменения спроса.
1. Уровень доходов в обществе.
Воздействие данного фактора на спрос тесно связано с понятием нормальных и низших товаров.
Нормальный товар – товар, спрос на который растет при росте потребительского дохода.
Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение объема спроса по каждой цене, т.е. сдвиг кривой D в положение D1.
|
|
Однако существуют товары, которые люди начинают покупать в меньших количествах, если их доход увеличивается.
Низший товар – товар, спрос на который падает при росте потребительских доходов (маргарин заменяют сливочным маслом, ремонт обуви - покупкой новой пары и т.д.). С ростом дохода спрос на низшие товары снижается, т.е. кривая перемещается из положения D в положение D2.
Товары являются нормальными и низшими потому, что их так оценил потребитель, эти свойства не являются внутренне присущими товарам.
2. Изменение цены другого товара.
Взаимозаменяемые товары (субституты) – такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к росту спроса на другой товар (кофе – чай).
Взаимодополняющие товары (комплементы) – такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к падению спроса на другой товар (например, бензин и автопокрышки, кофе в зернах и кофемолка, магнитофон и кассеты).
3. Изменение ожиданий– если люди по какой-либо причине ожидают, что относительная цена товара возрастает, то потребители товара стремятся купить товар до ожидаемого изменения.
4.Число покупателей (их увеличение приводит к росту самого спроса и наоборот).
5. Изменение вкусов и предпочтений покупателей.
На изменение вкусов и предпочтений покупателей большое влияние оказывает качество товара; мода; здоровье; престижность; реклама и т.п.