Равновесие на рынке

Ры­нок на­хо­дит­ся в рав­но­ве­сии, ко­гда ве­ли­чи­на спро­са рав­на ве­ли­чи­не пред­ло­же­ния.

P
Е
Q
Q0
D
S
P0

Рис. 3.5

Точ­ка пе­ре­се­че­ния кри­вых спроса и предложения (точ­ка Е на гра­фи­ке) на­зы­ва­ет­ся точ­кой рав­но­ве­сия. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, есть равновесная цена. Объем спроса, равный объему предложения, есть равновесный объем

При лю­бой це­не, пре­вы­шаю­щей рав­но­вес­ную це­ну, ве­ли­чи­на пред­ло­же­ния ока­жет­ся боль­ше ве­ли­чи­ны спро­са. Этот из­бы­ток вы­зо­вет сби­ва­ние це­ны про­дав­ца­ми, стре­мя­щи­ми­ся из­ба­вить­ся от сво­его из­лиш­ка. Сни­же­ние це­ны со­кра­тит пред­ло­же­ние про­дук­та и од­но­вре­мен­но по­бу­дит по­ку­па­те­лей по­ку­пать его в боль­шем ко­ли­че­ст­ве.

Лю­бая це­на ни­же рав­но­вес­ной вле­чет за со­бой воз­ник­но­ве­ние не­хват­ки про­дук­та, то есть при этом ве­ли­чи­на спро­са пре­вы­ша­ет ве­ли­чи­ну пред­ло­же­ния. Пред­ла­гае­мые по­ку­па­те­ля­ми, кон­ку­ри­рую­щи­ми за дан­ный про­дукт, над­бав­ки к це­не бу­дут тол­кать ее к рав­но­вес­но­му зна­че­нию. Та­кое по­вы­ше­ние цен од­но­вре­мен­но за­став­ля­ет про­из­во­ди­те­лей уве­ли­чи­вать пред­ло­же­ние, по­тре­би­те­ли же ску­па­ют имею­щий­ся про­дукт; в ре­зуль­та­те из­ли­шек ис­че­за­ет. Спо­соб­ность сил пред­ло­же­ния и спро­са ус­та­нав­ли­вать це­ну на уров­не, на ко­то­ром ре­ше­ния о ку­п­ле и про­да­же совпадают, на­зы­ва­ет­ся урав­но­ве­ши­ваю­щей функ­ци­ей це­ны.

С по­ня­ти­ем ры­ноч­но­го рав­но­ве­сия тес­но свя­за­ны та­кие по­ня­тия, как по­тре­би­тель­ский из­ли­шек и из­ли­шек про­из­во­ди­те­лей.

Раз­ность ме­ж­ду це­ной спроса, т.е. максимальной ценой, ко­то­рую по­тре­би­тель го­тов был за­пла­тить за ка­ж­дую до­пол­ни­тель­ную еди­ни­цу то­ва­ра, и фак­ти­че­ской ве­ли­чи­ной ры­ноч­ной це­ны, ко­то­рую он ре­аль­но пла­тит за еди­ни­цу про­дук­ции, на­зы­ва­ет­ся по­тре­би­тель­ским из­лиш­ком, при­хо­дя­щим­ся на дан­ную еди­ни­цу блага.

Ес­ли то­вар бу­дет бес­ко­неч­но де­лим, то из­ли­шек в этом слу­чае мо­жет быть пред­став­лен пло­ща­дью тре­уголь­ни­ка Р0­ PmaxЕ (Рис.3.6).

D
Q
Q0
Е
P
Pmin
Pmax
P0
S

Рис.3.6

По ана­ло­гии, из­ли­шек про­из­во­ди­те­ля, по­лу­чен­ный им с ка­ж­дой еди­ни­цы про­дан­ной про­дук­ции, мо­жет быть рас­счи­тан как раз­ность ме­ж­ду ры­ноч­ной це­ной и тем ми­ни­му­мом це­ны, на ко­то­рую был го­тов про­из­во­ди­тель, про­да­вая дан­ную еди­ни­цу сво­его то­ва­ра. Об­щий из­ли­шек про­из­во­ди­те­ля, по­лу­чен­ный им от про­да­жи всей про­дук­ции, ко­то­рую он был го­тов про­дать по рав­но­вес­ной це­не, ра­вен, как это сле­ду­ет из рис.3.6, пло­ща­ди фи­гу­ры P0 PminE.

Сумма излишков потребителей и производителей, изображенная на рисунке в виде двух треугольников характеризует общественную выгоду, возникшую в связи с существованием рыночного равновесия.

Она иллюстрирует важное экономическое явление: цена рыночного равновесия позволяет рыночным агентам согласовать свои действия, прийти к взаимному компромиссу.

Благодаря равновесной цене потребители купили больше и дешевле, чем первоначально были согласны, а производители продали дороже и больше, чем готовы были.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: