Предложением называется желание и способность продавцов поставлять товар для продажи на рынок по определенной цене за определенный период.
Закон предложения - прямая зависимость между ценой товара и величиной предложения этого товара при прочих равных условиях.
Функция предложения от цены имеет следующий вид:Q S = f (P),
где Q S - объем предложения,
S - предложение (supply),
Р – цена товара.
Предложение, как и спрос, изображается графиком, однако развернутым в другую сторону - кривая предложения S имеет положительный наклон.
P2 |
Q1 |
Q |
Q2 |
A |
B |
S |
P1 |
P |
Рис. 3.3
Кривая предложения - кривая, показывающая количества товара и услуг которые продавцы предлагают к продаже по разным ценам в течение определенного периода.
Изменение величины предложения – изменение того количества товара, которое производители желают и могут продать в результате изменения цены товара при прочих равных условиях.
Изменение величины спроса показывается перемещением по кривой спроса.
Двигаясь по кривой предложения от точки А к точке В, мы обнаруживаем рост величины предложения товара от Q1 до Q2 под влиянием возросших цен на него; движение вниз по кривой от точки В к точке А означает снижение величины предложения от Q2 до Q1 под влиянием снижающихся цен на этот товар.
Функция предложения от цены – частный случай более общей функции предложения:
Qs = f (P, Pres, Pn, K, T, N, W, B),
где Рres - цены на экономические ресурсы;
Pn - цены на другие товары, в производстве которых используются аналогичные ресурсы;
К - технические возможности производителя, характер применяемой технологии;
Т - налоги и дотации;
N - число производителей;
W - ожидания продавцов;
В - прочие факторы.
Изменение предложения – изменение того количества товара, которое производители желают и могут продать, происходящее в результате изменения неценовых факторов.
Влияние неценовых факторов показывается смещением кривой предложения
P |
Q |
S1 |
S |
S2 |
Рис. 3.4
Сдвиг кривой предложения вправо (кривая S1) означает увеличение предложения, влево (кривая S2) – уменьшение предложения.
Рассмотрим некоторые факторы, изменяющие предложение (смещающие кривую предложения) более подробно:
· Снижение цены на экономические ресурсы ведет к сокращению издержек производства на единицу продукции. Это позволяет производителям увеличивать объем производства и предложения данного товара по любым из возможных цен, следовательно, предложение находится в обратной зависимости от изменения цены на ресурсы.
· При снижении цены на другой товар, производителям выгоднее переключить эти ресурсы на производство данного товара. Это ведет к росту предложения данного товара, следовательно, предложение находится в обратной зависимости от изменения цены на другие товары.
· Совершенствование технологии снижает издержки производства, что позволяет увеличить предложение данного товара.
· Снижение налогов уменьшает издержки производства и реализации и, следовательно, увеличивает предложение данного товара.
· Увеличение числа производителей товара расширяет производственные возможности и увеличивает предложение данного товара на рынке.
· Ожидаемое снижение цены на товар побуждает производителя поторопиться с продажей своей продукции, что ведет к повышению предложения.