Структура и инфраструктура рынка

Структура рынка это внутреннее строение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание структуры зависит от выбранных критериев: по объектам, по субъектам, по географическому положению, по степени ограничения конкуренции, по характеру продаж и т.п.

По объектам структура рынка может быть представлена следующим образом.

Ры­нок то­ва­ров и ус­луг обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, отдельной семьи, каждого человека. На потребительском рынке продукция переходит из собственности производителя (продавца) в собственность потребителя в результате акта купли-продажи, це­ны на нем фак­ти­че­ски фор­ми­ру­ют­ся по­сле про­из­вод­ст­ва то­ва­ров, поэтому ос­нов­ной риск бе­рет на се­бя биз­нес.

Основная масса покупок государства на рынке товаров и услуг выступает в форме правительственных заказов бизнесу на производство различной продукции и услуг общенационального значения (строительство дорог, проведение фундаментальных исследований, разработка и производство вооружения и т.п.). В этом случае работа осуществляется в соответствии с контрактом, в котором заблаговременно до производства продукции оговариваются ее цены, количество и условия поставок. Рынок контрактов -это более устойчивый рынок с разделением риска между правительством и бизнесом.

Рынок факторов производства включает в себятри взаимосвязанных рынка: рынок труда, рынок землепользования и рынок капитала. Взаимосвязь между рынками обусловлена зависимостью спроса и предложения на одном рынке от ситуации на других, в силу известной замещаемости факторов производства для бизнеса. Товар-фактор в результате акта купли-продажи не переходит в собственность покупателя, а остается собственностью продавца: характер вовлечения в производство принадлежащих домашним хозяйствам экономических ресурсов носит черты аренды их бизнесом за определенную плату.

Финансовый рынок разнообразен, но предмет купли-продажи становятся деньги, предоставляемые в пользование в различных формах. Хозяйственные субъекты, имеющие избыток средств, предоставляют их субъектам, испытывающим недостаток в средствах.

По принципу возвратности финансовый рынок делитсяна рынок долговых обязательств и рынок собственности. На рынке долговых обязательств (например, облигаций) деньги предоставляются в долг на время. На рынке собственности (например, акций) покупают и продают право на получение дохода от вложенных денег. Покупатель, получивший право, становится совладельцем организации, это право продавшей. Но в любом случае сделка оформляется некоторым документом, называемым обычно ценной бумагой.

По характеру движения ценных бумаг финансовый рынок подразделяется на первичный и вторичный. На первичном рынке продаются и покупаются бумаги новых выпусков, на вторичном перепродаются ранее выпущенные ценные бумаги. Первичный рынок существует, в основном, в виде разветвленной сети финансовых брокеров и дилеров, вторичный рынок – это, как правило, фондовые биржи и та часть брокерской и дилерской сети, через которую проходят операции по перепродаже ценных бумаг.

По сроку предоставления денег финансовый рынок подразделяется на рынок денег и рынок капиталов (инвестиционных фондов). На рынке денег обращаются краткосрочные обязательства (сроком до одного года). В основном, это обязательства правительства и банков.

На рынке капиталов обращаются долгосрочные обязательства, выпущенные правительством, включая местные власти, а также акции и облигации корпораций.

Информационный рынок – это особый рынок, предметом купли-продажи на котором является информационный продукт (книги, газеты, картины, различного рода реклама и множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию). Функциональное назначение этого рынка сводится к обеспечению хозяйственных субъектов самой разнообразной информацией краткосрочного и среднесрочного характера.

Рынок инноваций – рынок, на котором предметом сделки являются нововведения, изобретения, рационализаторские предложения. Частью данного рынка является рынок лицензий. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, содержащей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченной патентной защитой) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.

По субъектам различают:

· рынок покупателей, на котором предложение превышает спрос, что позволяет покупателю, сравнивая множество товаров, отдавать предпочтение наилучшему;

· рынок продавцов характеризуется значительным превышением спроса над предложением, отсутствием конкуренции между производителями, бедностью товарного ассортимента;

· рынок государственных учреждений включает сделки по купле и аренде государственными организациями товаров, необходимых им для выполнения своих основных функций по отправлению власти;

· рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

Выделяют следующие виды рынков:

· попространственному признаку: местный (локальный), региональный, национальный; мировой;

· по степени ограниченности конкуренции: свободный, монополистический, олигополистический, смешанный;

· по организации рыночного обмена: оптовый, розничной, экспортный, импортный.

С развитием рыночного механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков и системы рынков в целом.

Инфраструктура рынка – совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются биржи, аукционы, ярмарки, аудиторские и консультационные компании, информационные технологии и средства деловой коммуникации, рекламные агентства, информационные центры, таможенная система, профсоюзы работающих по найму и т.п.

Инфраструктуры рынка выполняет следующие функции:

· облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

· повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе их специализации;

· организационное оформление рыночных отношений;

· облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;

· подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.

Рынок имеет как неоспоримые преимущества, так и ряд недостатков.

Преимущества рынка заключаются в том, что он обеспечивает:

· функционирование экономики на основе саморегулирующегося механизма;

· эффективное распределение ресурсов при производстве необходимых обществу товаров;

· гибкость и адаптивность к изменяющимся условиям производства;

· свободу выбора и действий рыночных субъектов;

· максимальное использование достижений НТП;

· способность к удовлетворению разнообразных потребностей;

· повышение качества товаров и услуг, относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия.

Недостатки рынка:

· отрицательно сказывается на защите окружающей среды;

· не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;

· не обеспечивает действенную мотивацию для развития фундаментальных исследований;

· не гарантирует право на труд;

· воспроизводит социальную несправедливость и расслоение общества на богатых и бедных;

· подвержен нестабильному развитию с соответствующими циклическими и инфляционными процессами.

Контрольные вопросы

1. Что является критерием отличия правовой и экономической сторон собственности?

2. Как бы вы сформулировали суть прав владения, пользования, распоряжения?

3. Почему экономисты говорят, что для возникновения рыночных отношений необходима частная собственность?

4. Какие функции выполняет рынок? Чего больше в рыночной организации: хаоса или автоматизма?

5. Охарактеризуйте важнейшие взаимосвязи между субъектами рынка в модели экономического оборота.

6. Какова структура развитого рынка?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: