Кривые безразличия. Предельная норма замещения

Ординалистский подход допускает лишь определенное ран­жирование, построение ряда товаров и услуг по принципу предпочте­ния. Потребитель, по мнению представителей данного направления, в состоянии присвоить первый, второй, третий и пр. ранги имеющимся альтернативам. Он может сделать, например, заключение, что альтернатива первого ранга обладает большей полезностью, чем альтернатива второго ранга, но не предполагается, что потребитель может измерить насколько. Такой подход не требует какой-либо психологической интерпре­тации выбора. То, что называется «полезностью», отражает только ранжирование предпочтений.

Первые шаги в этом направлении были сделаны российским экономистом Е.Е. Слуцким (1880 1948) в статье «К теории сбалансированного бюджета потребителя». Окончательное оформление ординалистский подход получил в работе Роя Аллена (1906 1983) и Джона Р. Хикса (1904 1989) «Пересмотр теории ценности» (1934).

Поведение потребителя исследуется в три этапа.

Первый заключается в изучении его предпочтений. При этом особенно нужны критерии, по которым потребители могут предпочесть один товар другому.

На втором этапе необходимо учесть тот факт, что потребители сталкиваются с бюджетными ограничениями – они располагают ограниченными доходами для потребления благ. В зависимости от цен на различные товары доходы потребителей позволяют им купить определенный ограниченный набор товаров.

На третьем этапе необходимо совместить потребительские предпочтения с бюджетными ограничениями и определить потребительский выбор. То есть, учитывая предпочтения и ограниченность доходов потребителей, необходимо определить, какие сочетания товаров потребители выберут для покупки, чтобы максимизировать удовлетворение своих потребностей.

Одним из факторов, влияющих на выбор потребителя, являются предпочтения. Предпочтения можно представить теми рангами, которые потребители устанавливают для альтернативных возможностей. То как люди ранжируют доступные альтернативы, дает информацию о том, что им нравится, а что нет.

Однако, наши предпочтения это еще не выбор. Предпочтения это симпатии или антипатии. Люди должны согласовывать мечты о том, что они хотели бы иметь, со своими возможностями, которые зависят от дохода и цен товаров и услуг.

Современный вариант модели потребительского предпочтения (ординалистский подход) основывается на трех аксиомах.

· аксиома полной упорядоченности - при наличии двух различных наборов благ потребитель способен либо соответственно ранжировать предпочтения в пользу одного из них, либо признать их в равной степени предпочтительными. Предпочтение (ранжирование) не озна­чает выбора и не зависит от цен.

· аксиома транзитивности гласит, что если потребитель предпочитает набор А набору В, а последний набору С, то он должен предпочитать набор А набору С. Транзитивность обеспе­чивает последовательность и согласованность в процессе выбора.

· аксиома ненасыщения гласит, что при прочих равных условиях для покупателя большее количество данного блага предпочтительнее меньшему его количеству. «Боль­шее» для потребителя имеет известную ценность, поскольку потребитель рассматривает возможность обмена одного товара на другой, даже если он не желает потреблять больше данного товара.

Графической интерпретацией выбора потребителем того или иного набора благ является кривая безразличия.

Кривая безразли­чия (I – indifference) – это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать, поскольку их полезность одинакова.

X
I
B
A
Y

Рис.4.2

Как видно из рисунка, кривая безразличия имеет отрицательный наклон и форму, вогнутую к началу координат.

Отрицательный наклон кривойбезразличия означает, что покупатель получает удовлетворение от обоих товаров при соблюдении следую­щего условия: если он увеличивает потребление товара X, то должен отказаться от известного количества товара Y, чтобы сохранить об­щий уровень полезности.

Предельной нормой замещения товара Х на товар Y является максимальноеколичество товара Y, от которого готов отказаться потребитель, чтобы получить дополнительную еди­ницу товара X (оставляя при этом постоянным общий уровень удов­летворения).

Если MRSxy предельная норма замещения товара Y на товар X, а ΔY изменение потребления товара Y, Δ Х – изменение потребления товара X, то

Отрицательный знак вводится, чтобы MRSxy в конкретном цифровом выражении была по­ложительным числом (ΔY всегда отрицательно). Предельная норма замещения в любой точке равна абсолютному значению тангенса угла наклона кривой безразличия в этой точке (см. график на рис. 4.2).

Вогнутость кривой безразличия к началу координат означает, что покупатель постоянно уступает уменьшающееся количество Y за постоянный прирост количества X. Иными словами, при перемещении потребителя вдоль кривой безразличия слева направо предельная норма замещения имеет тенденция к уменьшению.

Доказано, что предельная норма замещения одного блага другим равна отношению пре­дельных полезностей этих благ, т.е. чем больше для потребителя значимость бла­га Y, тем меньшее количество его он согласится отдать за единичное приращение блага X.

Предпочтения потребителя могут быть выражены при помощи карты кривых безразличия.

X
I3
I1
I2
Y

Рис. 4.3

Кривые безразличия обладают сле­дующими свойствами.

· Кривых безразличия на каждой карте может быть сколь угодно много.

· Кривые, расположенные дальше от начала координат, соответствуют более высоким уровням общей полезности.

· Кривые безразличия, принадлежащие одной карте предпочтений, никогда не пересекаются и не касаются друг друга, т.к. каждая из них показывает только один уровень полезности, отличный от других.

· Кривые вогнуты в сторону начала координат.

· По мере продвижения по кривой вправо, абсолютное значение ее наклона уменьшается, а кривая становится более пологой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: