Асимметричная информация и неопределенность

Успех рынка зависит от того, насколько точно цены передают необходимую информацию. Рассматривая модель совершенной конкуренции, мы исходили из симметричного распределения информации, т. е. полной информированности участников рыночного процесса (покупателей и продавцов). Хотя наличие точной информации и не гарантирует успеха, но значительно облегчает его достижение, способствуя повышению эффективности координации, оптимальному распределению имеющихся ресурсов.

Однако реальная действительность далека от идеальной картины. Для многих ситуаций в бизнесе характерна неполнота или асимметрия информации.

Асимметричная инфор­мация означает ситуацию, когда отдельные участники имеют доступ к важной информации, которой не обладают остальные заинтересован­ные лица.

Возникает проблема неопределенностинедостат­ка информации о вероятных будущих событиях. Неопреде­ленность мешает экономическим субъектам вести себя рациональным образом и является барьером на пути эф­фективного использования ресурсов.

Причина возникновения неопределенности обусловлена тем, что транзакционные издержки по сбору 100%-ной информации могут оказаться очень высокими и перекроют ожидаемую выгоду от обладания полной информацией.

В результате асимметричной информа­ции нарушается сам принцип действия рыночного меха­ низма, поскольку ценовые сигналы перестают отражать ре­альное положение дел.

Классический пример изложен в статье Джорджа Акерлофа «Рынок лимонов» (1970 г.), описывающей ситуацию на рынке подержанных автомоби­ лей.

На рынке продаются подержанные автомобили, нахо­дящиеся, тем не менее, в хорошем состоянии.

Пусть, за такой подержанный автомобиль покупатель согласен уплатить 120 тыс. руб., а продавец согласен на любую цену выше 100 тыс. руб. Но на этом же рынке другие продавцы пытаются сбыть так назы­ваемые «лимоны» — дефектные автомобили (на американ­ском жаргоне), за которые они были бы согласны получить цену выше 40 тыс. руб., а покупатели заплатили бы за такую машину не больше 60 тыс. руб.

Если бы информация рас­пределялась симметрично, существовали бы рынки и для тех, и для других машин.

Но в том-то и дело, что симметрия отсутствует. Только продавец знает о своей машине все. Покупатель же не знает о ней ничего. Устанавливается средняя цена: 90 тыс. [(60000 + 120000):2] руб. По такой цене продавцы хороших машин просто не будут их сбывать, а «лимоны» пойдут по цене, превышающей их реальную ценность.

«Лимоны» вытеснят качественный товар с рын­ка, что в терминах экономической теории называется от­рицательной селекцией. Таким образом, асимметричность информации приводит к «фиаско» рынка.

Н рынок подержанных автомобилей похож, при всех его особенностях, рынок страхования.

Основное его отличие заключается в том, что информация о качестве здесь находится в руках у покупателей страховых полисов. Действительно, кто больше за­интересован в страховании жизни: здоровый человек или больной? Очевидно, что огромный риск потерь почти наверняка заставит обратиться к услугам страховых компаний, прежде всего, людей со слабым здоровьем. Это приводит к тому, что риск высокой степени вытесняет с рынка страхования риск низких степеней. Это заста­вит страховые компании поднять цену страховки, а она отвратит здоровых людей от страхования. Таким образом, спираль «высокая цена – опасные клиенты» усилит неблагоприятный отбор и за­вершится тем, что страхование станет доступно лишь по ценам максимального риска.

Проблемы несостоятельности рынка такого типа заставляют государство вмешиваться в подобные ситуации. В свою очередь, пытаясь элиминировать послед­ствия неблагоприятного отбора по всем возрастным группам, страховые компании предлагают групповые полисы по страхованию здоровья по месту работы.

Однако страхование таит в себе опасности и другого рода, это касается, прежде всего, морального риска.

Моральный рискповедение индивида, сознательно увеличивающего вероят­ность возможного ущерба в надежде, что убытки будут полнос­тью (или даже с избытком) покрыты страховой компанией.

Человек, застраховавший жизнь и имущество, чувствует себя увереннее. Однако эта уверенность на некоторых действует рас­слабляюще: они перестают выполнять те меры предосторожности, которые были для них обязательными до страхования. Это повы­шает риск и делает более вероятным то событие, от которого че­ловек застрахован. Если человек, застраховавшийся от кражи, на­чинает пренебрегать обычными для него мерами предосторожности, то, естественно, вероятность кражи значительно возрастет. Такое халатное поведение приносит доход недобросовестным и нечест­ным людям за счет честных и порядочных. Это тем более относится к таким людям, которые в расчете на большую страховку созна­тельно идут на преступления: поджигают свой старый дом, разби­вают надоевшую машину и даже убивают родственников.

Страховые ком­пании пытаются минимизировать моральный риск следующими мерами:

· осуществляют более тщательный отбор кандидатов, классифицируя клиентов по группам риска (и дифференцируя страховые взносы);

· не заключают договоров страхования с группами клиентов повышенного риска (наркоманами, водителями, ранее задержи­вавшимися за управление автомобилем в нетрезвом виде, и т. д.);

· идут на частичное возмещение ущерба (т. е. разделяя с клиентом опасность морального риска).

Важной мерой борьбы с асимметрией информации и мораль­ным риском являются рыночные сигналы.

Концепция сигналов рынка бала впервые разработана Михаэлем Спенсом, который показал, что на некоторых рынках продавцы подают покупателям своего рода сигналы, выражающие информацию о качестве товаров.

Например, при найме на работу даже самое хорошее впечатление при собеседовании не позволяет нанимателю в должной мере разграничить высокоэффективных и неэффективных работников. Таким значимым сигналом на рынке труда может быть образование. Уровень образования индивида может быть измерен несколькими параметрами – количеством лет обучения, полученной степенью, репутацией университета, средним баллом и т. д. Образование является важным сигналом эффективности работника, поскольку оно прямо или косвенно улучшает способности, а, значит, и возможности человека: он получает информацию, навыки, общие знания, полезные в работе и т.п.

Сильным сиг­налом служат гарантии и поручительства.

Гарантии и поручительства имеют большое значение на рынках таких товаров длительного пользования, как телевизоры, радиоаппаратура, кино- и фототовары, холодильники. Многие фирмы производят эти товары, но некоторые из них более надежны, чем остальные. Если потребители не смогут определить, какая марка окажется более на­дежной, то лучшие марки не могут быть проданы по более высоким ценам. Фирмы, производящие высококачествен­ную, надежную продукцию информируют об этом потребителей с помощью гарантий и поручительств.

Гарантии и поручительства эффективно сигнализируют о качестве продукта, поскольку долгосрочные обязатель­ства такого рода обходятся дороже производителю низкокачественного товара, чем высококачественного. Пер­вый чаще требует обслуживания по гарантии, которое производитель должен оплачивать. Вследствие этого производители низкокачественного товара не заинтересо­ваны в долгосрочных гарантиях. Таким образом, по­требители могут справедливо оценивать гарантии как сигналы высокого качества товаров и будут платить за них больше.

Немаловажным обстоя­тельством является репутация фирмы: марка учреждения, фир­менные знаки и т. д. Пока продавцы не смогут предоставить информацию о качестве покупа­телям, низкокачественные товары и услуги будут вытеснять высококачественные и рынок не сработает. Поэтому продавцы последних весьма заинтересованы в том, чтобы убедить потребителей в высоком качестве их товара. Это достигается в основном репутацией.

Иногда бизнесмены не в состоянии поддерживать свою репутацию. Например, большая часть клиентов кафе, находящегося у скоростной автострады, заходят туда всего один раз или изредка, во время путешествия. Как в таком случае быть этим кафе с проблемой «лимонов»? Единственный способ ее решения — это стандартизация. Живя в родном городе, вы, возможно, не захотите питаться в кафе «Мастер-фуд». Однако проезжая по скоростной трассе и захотев позавтракать, вы выберете именно «Мастер-фуд». Дело в том, что здесь предложат стандартизованный продукт, может быть, другое кафе приготовит нечто лучшее, но вы точно знаете, что вы купите в «Мастер-фуде».

На заре рыночной экономики господствовал юридический принцип caveat emptor (пусть остерегается покупатель", лат). Это означает, что продавцы товара отвечали только за опре­деленный круг его качественных характеристик. В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой этот юридический принцип вытеснен другим –"caveat venditor" ("пусть остерега­ется продавец"). Новый принцип означает, что покупатель имеет право требовать компенсацию за физический и моральный урон, связанный с использованием купленного товара. Такая компенсация может быть обусловлена даже такими дефектами, о существовании которых продавец не знал, а также дефектами, возникшими в ре­зультате неправильного использования товара покупателем.

Известно, что абсолютно безопасных товаров просто не существует (особенно если их использовать не по прямому назначе­нию), к тому же попытки создания только абсолютно безопасных товаров резко увеличили бы их цены. Защита прав потребителей, конечно, необходима, но только в разумных пределах.

Защита прав потребителя должна опираться на полную информацию о качестве продаваемых товаров и услуг. Важную роль здесь должны играть общества потребите­лей, средства массовой информации (газеты, радио, телевидение), законодательные и исполнительные органы власти и, конечно, сами фирмы, активно рекламирующие свою продукцию.

Однако, большая часть информации, поступающей в форме рекламы, достаточно противоречива. Часто довольно трудно ответить на вопрос, чего в рекламе больше: информации или дезинформации, правды или обмана. К тому же, обращенная к большой аудитории, она по-разному интерпретируется различными категориями граж­дан. Чем шире аудитория – тем выше коэффициент расщепления информации, тем больше вероятность того, что эту рекламу разные категории читателей и слушателей поняли неоднозначно, со зна­чительными отклонениями, пропустив важные "куски информации".

Изменение качества, ассортимента, цены товара потребуют поиска дополнительной информации о нем. Однако информация не бесплатна. Поэ­тому важным критерием становится не достижение полной информированности, а оптимальное соотношение качества и цены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: