Показатели качества и конкурентоспособности продукции

В условиях рынка и конкуренции при исследовании СУ постоянно возникают задачи по проведению объективной оценки как уровня ка­чества, так и конкурентоспособности продукции. При этом результа­ты такой оценки могут оказать существенное влияние на принятие важнейших управленческих решений.

Среди всех задач по оценке качества и конкурентоспособности продукции можно отметить следующие;

• прогнозирование потребностей, технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции;

• выбор оптимального варианта продукции для ее разработки и постановки на производство;

• определение оптимальных показателей качества, их нормирова­ние, разработка ТУ и стандартов на новую продукцию;

• определение научно-технического уровня НТД;

• расчет и принятие конкурентоспособной иены продукции;

• определение рынков сбыта и целесообразности выхода на меж­дународный рынок;

• планирование разработки и освоения новых видов продукции;

• определение наиболее рациональных путей повышения и обес­печения качества и конкурентоспособности продукции;

• определение коммерческой перспективности, обоснование мо­дернизации и/или снятия с производства продукции;

• планирование повышения качества изготовления продукции;

• планирование технического уровня качества и конкурентоспо­собности выпускаемой продукции;

• проведение контроля и испытаний продукции;

• установление целесообразности капитального ремонта продук­ции и определение качества его проведения;

• выбор моделей сертификации продукции;

• проведение внешними организациями оценок систем качества смежников и поставщиков продукции (сырья, материалов, комплек­тующих деталей и узлов, оборудования и т.п.);

• проведение внутренних оценок результатов функционирования СУ и ее подсистемы УК, а также других подсистем;

• сертификация системы УК;

• аттестация производства;

• выбор продукции при ее приобретении (например, при закупке оборудования, станков, приборов, материалов и т.п.);

• определение и создание оптимальных условий хранения, транс­портировки и восстановления продукции;

• изучение динамики качества и конкурентоспособности продук­ции;

• подведение итогов деятельности предприятия и его подразделе­ний;

• выполнение отчетных и подготовка информационных материа­лов о качестве и конкурентоспособности продукции.

Оценка качества и конкурентоспособности может проводиться по продукции однородного вида (одного класса и назначения) и по разнородной. При этом для различных условий использования и уровней управления для однородной продукции можно выделить задачи по оценке: 1) в одинаковых условиях использования и 2) в различных условиях использования. Применительно к продукции разнородного вида' оценку качества и конкурентоспособности в ряде случаев требуется проводить относительно бригады, участка, пред­приятия, объединения и территориальных структурных образова­ний.

Для того чтобы объективно оцепить уровень качества продукции, необходимо использовать соответствующую номенклатуру показа­телей. При ее определении целесообразно предварительно осуществлять их классификацию.

Рассмотрение классификаций и номенклатуры показателей каче­ства продукции позволяет сделать вывод, что эти вопросы исследо­вались в основном применительно к изготовителю продукции, а не к потребителю. При этом для последних как в иностранных источ­никах, так и в отечественной литературе нет ни четкой классифика­ции, ни детальной разработки номенклатуры показателей качества продукции. Вся система показателей, используемая при оценке ка­чества, может быть представлена как комплекс взаимосвязанных технико-экономических, организационных и других показателей. Ни один показатель, не связанный с другими, не может быть един­ственным для обоснования выводов по результатам оценки. При этом важно, чтобы каждый показатель удовлетворял следующим требованиям:

• конкретизация и видоизменение в зависимости от целей оценки, условий развития и совершенствования продукции, исследования СУ;

• обеспечение единства количественных и качественных характе­ристик;

• адресность;

• сопоставимость;

• взаимосвязанность;

• простота:

• информационность;

• достоверность;

• объективность.

Перед рассмотрением классификации и номенклатуры показате­лей уровня качества продукции необходимо рассмотреть вопрос о классификации непосредственно промышленной продукции. Приме­няя, например, для продукции известный классификационный признак «вид использования», ее можно подразделить на потребляемую и экс­плуатируемую. Однако для целей оценки продукции представляется более целесообразным использовать признак, связанный с последстви­ями от ее отказов, снижения или низкого численного значения какого-либо показателя качества (рис. 2.1).

 
 


Рис. 2.1. Классификация промышленной продукции по признакам ее использования и последствиям от отказа, снижения или низкого значения определенного показателя качества

Услуги также можно классифицировать по ряду признаков (табл. 2.1).

С учетом такой классификации продукции все показатели ее уров­ня качества можно дополнительно подразделить по ряду признаков (помимо тех, которые были известны ранее и широко освещены в ли­тературе), например:

• вид ограничения показателей;

• влияние на качество и конкурентоспособность при изменении абсолютного значения (позитивные, негативные);

• отношение к субъектам оценки (разработчику, изготовителю и т.п.).

В процессе проведения оценки качества продукции и услуг (в том числе и конкурентоспособности) и их систем УК наиболее часто ис­пользуются взаимосвязанные единичные и комплексные, оценивае­мые, базовые и др. показатели (рис. 2.2).

 

Таблица 2.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: