Термин «инжиниринг » (от лат. «изобретательность»). Основной перечень инжиниринговых услуг:
- маркетинговые исследования целесообразности проекта;
- изучение технических возможностей его реализации;
- надзор за изготовлением оборудования;
- помощь в обучении персонала;
- пуск объектов эксплуатации.
Понятие «инжиниринг» вошло в бизнес–практику с середины 80-х гг. и представляет собой инженерно-консультационные услуги, обособленные в самостоятельную сферу коммерческой деятельности.
Такие услуги делятся на две группы:
1) услуги, связанные с подготовкой производственного процесса;
2) услуги по обеспечению нормального хода процесса производства и реализации продукции.
Цель инжиниринговой деятельности – повышение эффективности производства на основе известных науке и практике достижений в области инженерных знаний, то есть это процесс доведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до стадии производства.
Как свидетельствует мировой производственный опыт, прирост конечного результата производства при использовании практики инжиниринга составляет примерно 10-20%. Более существенных результатов позволяет достигать реинжиниринг бизнес–процесса. Данное понятие введено впервые М. Хаммером и Дж. Чампи «Реинжиниринг корпораций: революция в бизнесе». Реинжиниринг представляет собой инновационный процесс, направленный на кардинальное перепроектирование бизнеса для достижения скачкообразного улучшения деятельности организации (предприятия). Реинжиниринг рассматривается не как традиционное улучшение (усовершенствование или модернизация), а как изобретение, позволяющее увеличить некоторые показатели деятельности организации (предприятия) в среднем в 5-10 раз и более).
|
|
В экономической литературе по реинжинирингу выделяются два вида деятельности:
- кризисный реинжиниринг;
- реинжиниринг развития.
По пути кризисного реинжиниринга идут в том случае, если организация оказалась в чрезвычайно сложной ситуации. Реинжиниринг же развития приемлем, когда у организации (предприятия) наметились тенденции ухудшения экономических показателей деятельности, и возникла угроза завоевания рынков.
Контрольные вопросы по теме:
1) Что понимается под инвестиционной деятельностью?
2) Назовите объекты инвестиционной деятельности и источники инвестиций.
3) Что подразумевается под инновационной деятельностью организаций (предприятий)?
4) По каким признакам классифицируются инновации?
5) Охарактеризуйте инжиниринг и реинжиниринг в организации (на предприятии).
Тема 4.7 Планирование в организации (на предприятии)
|
|
Система планирования производственной и сбытовой деятельности любой организации включает три тесно взаимосвязанные подсистемы стратегического, текущего и оперативного планирования.
Целью разработки стратегии развития организации является выявление главных направлений дальнейшего ее развития на основе максимального
использования научно-технического, производственного и кадрового потенциала. Стратегическое планирование, как правило, включает разработку долгосрочных планов, рассчитанных на 10-15 лет.
Стадии процесса стратегического планирования организации (предприятия), ориентированной на рынок, представлены на рис. 4.7.1.
Рисунок 4.7.1 - Стадии процесса стратегического планирования организации, ориентированной на рынок
При разработке долгосрочных планов определяются главные направления, по которым будет развиваться организация, устанавливаются содержание и последовательность выполнения важнейших организационно-экономических и технических мероприятий, обеспечивающих достижения поставленных главных целей.
Важное место впроцессе стратегического планирования организации занимает определение уровня стратегических сфер деятельности. В их числе четыре стадии:
1) продуктовая стратегия;
2) коммуникационная стратегия;
3) ценовая стратегия;
4) распределительная стратегия.
На основе стратегического долгосрочного плана развития организации, рассчитанного на 10-15 лет, разрабатываются перспективные планы развития на 5-10 лет. В дореформенный период широко были распространены 5-летние перспективные планы развития предприятий. В них содержались более детализированные показатели из долгосрочных 10-15-летних стратегических планов развития.
На основе 5-летних перспективных планов развития предприятия, с учетом произошедших за тот или иной период изменений разрабатываются планы на год. Такие планы носят название текущих.
В современных условиях наиболее актуальным видом текущего планирования, учитывающим как действующие сферы функционирования организации, так и новые сферы, служит бизнес-план.
Строго регламентированного по разделам плана развития предприятия не существует. Исходя из практики работы организаций и рекомендаций ряда авторов план развития может включать следующие разделы:
- план производства продукции (производственная программа);
- план по маркетингу;
- план научных исследований и разработок;
- план инвестиций и капитального строительства;
- план по внешнеэкономической деятельности;
- план материально-технического обеспечения;
- план по труду и кадрам;
- план по издержкам производства и реализации продукции;
- финансовый план;
- план природоохранных и экологических мероприятий.
Центральный раздел плана развития организации – план производства продукции.
План производства продукции разрабатывается только теми организациями, которые в своем инвестиционном проекте предусматривают производство товаров. Он состоит из следующих расчетов:
1) баланс производственных мощностей;
2) производственная программа организации.
Производственная программа организации содержит натуральные и стоимостные показатели объема производства продукции.
К натуральным показателям относят номенклатуру и ассортимент.
Номенклатура продукции – это перечень изделий, планируемых к изготовлению.
Ассортимент – соотношение удельных весов отдельных видов изделий в общем объеме производства продукции.
К стоимостным показателям объема производства относятся: товарная продукция, валовая продукция, реализованная продукция.
Товарная продукция – это продукция, подлежащая реализации на сторону. Она включает:
- стоимость готовой продукции;
|
|
- стоимость полуфабрикатов собственной выработки;
- стоимость продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенная для реализации на сторону;
- стоимость работ промышленного характера, выполненных на сторону.
Валовая продукция – это стоимость всей промышленной продукции, независимо от степени ее готовности. Она включает в себя: товарную продукцию и изменение остатков незавершенного производства на начало и конец планируемого периода
Вп = Тп – Нн + Нк
где Тп – товарная продукция;
Нн и Нк – остатки незавершенного производства на начало и конец планового периода.
Реализованная продукция – это стоимость готовой продукции (выполненных работ), отгруженной покупателю, в оплату которой полностью поступили средства на расчетный счет организации.
Реализованная продукция равна остаткам нереализованной продукции на начало года + товарная продукция – остатки нереализованной продукции на конец года.
Остатки нереализованной продукции на начало года включают:
- товары, срок оплаты которых не наступил;
- товары, не оплаченные в срок;
- товары на складе.
Остатки нереализованной продукции на конец года включают:
- товары, срок оплаты которых не наступил в результате пробега документов.
Объем производства продукции в стоимостном выражении планируется по одному из рассмотренных нами показателей.
Финансовый план просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции с учетом налоговых условий и включает в себя следующие самостоятельные разделы:
- план по себестоимости.
Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на её производство и реализацию. Затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по элементам;
- план по прибыли.
Различают несколько видов расчетной прибыли: валовая, балансовая, налогооблагаемая прибыль;
|
|
- прогноз объема реализации.
Данный прогноз строится на основе прогнозирования размеров продаж (по меньшей мере, на 3 года);
- баланс активов и пассивов.
Данный раздел как оценочный и аналитический документ особенно важен для инвесторов и кредиторов;
- баланс денежных расходов и поступлений.
Раздел позволяет определить общую сумму необходимых для реализации денежных средств, с разбивкой их по конкретным этапам реализации проекта;
- расчет условий безубыточности.
Под точкой безубыточности (под критической) понимается та точка объема производства, в которой затраты равны выручке от реализации всей продукции, то есть где нет ни прибыли, ни убытков. Для ее вычисления используют три метода:
- метод уравнений;
- метод маржинальной прибыли;
- метод графического изображения.
Рассмотрим один из них как наиболее распространенный. Это метод уравнений. В качестве исходного уравнения для анализа принимают следующее соотношение выручки, издержек и прибыли:
выручка – переменные затраты – постоянные затраты = прибыль.
Если выручку представить как произведение цены продажи единицы изделия и количества проданных единиц, а затраты пересчитать на единицу изделия, то в точке критического объема производства будем иметь
Qкрит.*P – Qкрит.*VC - FC =0
Исходя из этого уравнения
Qкрит. = FC/P-VC
где Qкрит. – объем производства продукции в критической точке (количество единиц);
FC – постоянные расходы;
Р – цена единицы продукции;
VC – удельные переменные затраты на единицу продукции.
Бизнес-план – целевой программный документ, представляющий собой систему расчетов, технико-экономических обоснований, совокупность экономических показателей, описание мер и действий, посвященных реализации основной цели предпринимательской деятельности – получения максимальной прибыли от нее.
Цель, назначение бизнес-плана – обоснование деятельности организации, стратегии и тактики хозяйственного поведения, планирование и прогнозирование результатов деятельности, привлечение инвесторов и спонсоров для определенного предпринимательского проекта, расширение круга предприятий-партнеров.
Бизнес-план составляется не по приказу сверху и не имеет строгой регламентации ни по объему информации, ни по структуре документа. Материал бизнес-плана должен излагаться просто и понятно. Он должен быть доступен различным группам людей, даже тем, которые имеют ограниченные знания о продукте (услугах) и рынке. Следует стремиться к тому, чтобы объем бизнес-плана не превышал пятидесяти страниц.
Наиболее распространенные в организациях формы бизнес-плана содержат:
- титульный лист (реквизиты предприятия, авторы предпринимательского проекта, наименование и суть проекта);
- резюме (основные положения предполагаемого коммерческого проекта: за счет каких ресурсов, срок окупаемости проекта, финансовые результаты с расчетом предполагаемого размера продаж и выручки от реализации);
- меморандум конфиденциальности;
- описание организации (предприятия) и отрасли (описание истории организации, если она работает уже в течение нескольких лет, описание тенденций развития отрасли, ее текущего состояния и перспектив, способных оказать негативное или позитивное влияние на реализацию проекта);
- анализ рынка сбыта (степень насыщенности данного рынка конкурирующими товарами, расчет общей емкости рынка по предполагаемому товару, проведение сегментирования рынка);
- описание продукции, работ, услуг (какова патентная защищенность нового товара, его достоинства, характеристика жизненного цикла, анализ конкурентоспособности данного товара);
- стратегия маркетинга (в плане маркетинга оцениваются рыночные возможности организации и объем сбыта продукции), он состоит из трех частей:
- описание структуры рынка;
- оценка собственных возможностей организации;
- разработка стратегии и тактики маркетинга;
- инвестиционный план (определяется размер необходимых инвестиций, их распределение по этапам осуществления проекта и по направлениям);
- производственный план – существует только на предприятиях, осуществляющих производство товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- организационный план (в нем закладываются основные правовые аспекты функционирования предприятия и система его организации).
- финансовый план (включает прогноз объема реализации, баланс денежных расходов и поступлений, баланс активов и пассивов, план по себестоимости продукции, план по прибыли, расчет условий безубыточности);
- схема финансирования (когда собственных, внутренних источников финансирования недостаточно, привлекаются внешние по одной из схем):
А) дополнительное привлечение средств вкладчиков или акционеров;
Б) долевое и заемное финансирование (кредиты коммерческих банков, централизованные государственные кредиты, ипотечные ссуды, долговые обязательства);
В) лизинговое финансирование, когда лизинговая компания приобретает, либо самостоятельно, либо с участием третьей финансирующей стороны необходимые для реализации проекта основные средства, сдавая их предприятию во временное пользование);
- оценка рисков и страхования (рассматриваются виды рисков, методы их нейтрализации);
- выводы о целесообразности и эффективности проекта (на основе расчетов единовременных и текущих затрат, предполагаемой рентабельности производства делается заключение о возможной реализации всего проекта);
- приложения (содержат расчеты и технико-экономические обоснования).
Организации в процессе деятельности постоянно приходится принимать решения о цене, по которой продукция будет реализована, о переменных и постоянных издержках, о приобретении и использовании ресурсов. Для этого необходимо точно и достоверно организовать уровни затрат и прибыли.
Контрольные вопросы по теме:
1) Охарактеризуйте подсистемы стратегического, текущего и оперативного планирования в организации.
2) Какие разделы: может включать план развития организации?
3) Дайте характеристику плана производства продукции как центрального раздела плана развития организации.
4) Какие натуральные и стоимостные показатели объема производства продукции содержит производственная программа организации?
5) Опишите разделы финансового плана организации.
6) Назовите основные методы расчета точки безубыточности.
7) Что такое бизнес-план? Каковы его цели, задачи и содержание?