Инжиниринг и реинжиниринг на предприятии

Термин «инжиниринг » (от лат. «изобретательность»). Основной перечень инжиниринговых услуг:

- маркетинговые исследования целесообразности проекта;

- изучение технических возможностей его реализации;

- надзор за изготовлением оборудования;

- помощь в обучении персонала;

- пуск объектов эксплуатации.

Понятие «инжиниринг» вошло в бизнес–практику с середины 80-х гг. и представляет собой инженерно-консультационные услуги, обособленные в самостоятельную сферу коммерческой деятельности.

Такие услуги делятся на две группы:

1) услуги, связанные с подготовкой производственного процесса;

2) услуги по обеспечению нормального хода процесса производства и реализации продукции.

Цель инжиниринговой деятельности – повышение эффективности производства на основе известных науке и практике достижений в области инженерных знаний, то есть это процесс доведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до стадии производства.

Как свидетельствует мировой производственный опыт, прирост конечного результата производства при использовании практики инжиниринга составляет примерно 10-20%. Более существенных результатов позволяет достигать реинжиниринг бизнес–процесса. Данное понятие введено впервые М. Хаммером и Дж. Чампи «Реинжиниринг корпораций: революция в бизнесе». Реинжиниринг представляет собой инновационный процесс, направленный на кардинальное перепроектирование бизнеса для достижения скачкообразного улучшения деятельности организации (предприятия). Реинжиниринг рассматривается не как традиционное улучшение (усовершенствование или модернизация), а как изобретение, позволяющее увеличить некоторые показатели деятельности организации (предприятия) в среднем в 5-10 раз и более).

В экономической литературе по реинжинирингу выделяются два вида деятельности:

- кризисный реинжиниринг;

- реинжиниринг развития.

По пути кризисного реинжиниринга идут в том случае, если организация оказалась в чрезвычайно сложной ситуации. Реинжиниринг же развития приемлем, когда у организации (предприятия) наметились тенденции ухудшения экономических показателей деятельности, и возникла угроза завоевания рынков.

Контрольные вопросы по теме:

1) Что понимается под инвестиционной деятельностью?

2) Назовите объекты инвестиционной деятельности и источники инвестиций.

3) Что подразумевается под инновационной деятельностью организаций (предприятий)?

4) По каким признакам классифицируются инновации?

5) Охарактеризуйте инжиниринг и реинжиниринг в организации (на предприятии).

Тема 4.7 Планирование в организации (на предприятии)

Система планирования производственной и сбытовой деятельности любой организации включает три тесно взаимосвязанные подсистемы стратегического, текущего и оперативного планирования.

Целью разработки стратегии развития организации является выявление главных направлений дальнейшего ее развития на основе максимального

использования научно-технического, производственного и кадрового потенциала. Стратегическое планирование, как правило, включает разработку долгосрочных планов, рассчитанных на 10-15 лет.

Стадии процесса стратегического планирования организации (предприятия), ориентированной на рынок, представлены на рис. 4.7.1.

Рисунок 4.7.1 - Стадии процесса стратегического планирования организации, ориентированной на рынок

При разработке долгосрочных планов определяются главные направления, по которым будет развиваться организация, устанавливаются содержание и последовательность выполнения важнейших организационно-экономических и технических мероприятий, обеспечивающих достижения поставленных главных целей.

Важное место впроцессе стратегического планирования организации занимает определение уровня стратегических сфер деятельности. В их числе четыре стадии:

1) продуктовая стратегия;

2) коммуникационная стратегия;

3) ценовая стратегия;

4) распределительная стратегия.

На основе стратегического долгосрочного плана развития организации, рассчитанного на 10-15 лет, разрабатываются перспективные планы развития на 5-10 лет. В дореформенный период широко были распространены 5-летние перспективные планы развития предприятий. В них содержались более детализированные показатели из долгосрочных 10-15-летних стратегических планов развития.

На основе 5-летних перспективных планов развития предприятия, с учетом произошедших за тот или иной период изменений разрабатываются планы на год. Такие планы носят название текущих.

В современных условиях наиболее актуальным видом текущего планирования, учитывающим как действующие сферы функционирования организации, так и новые сферы, служит бизнес-план.

Строго регламентированного по разделам плана развития предприятия не существует. Исходя из практики работы организаций и рекомендаций ряда авторов план развития может включать следующие разделы:

- план производства продукции (производственная программа);

- план по маркетингу;

- план научных исследований и разработок;

- план инвестиций и капитального строительства;

- план по внешнеэкономической деятельности;

- план материально-технического обеспечения;

- план по труду и кадрам;

- план по издержкам производства и реализации продукции;

- финансовый план;

- план природоохранных и экологических мероприятий.

Центральный раздел плана развития организации – план производства продукции.

План производства продукции разрабатывается только теми организациями, которые в своем инвестиционном проекте предусматривают производство товаров. Он состоит из следующих расчетов:

1) баланс производственных мощностей;

2) производственная программа организации.

Производственная программа организации содержит натуральные и стоимостные показатели объема производства продукции.

К натуральным показателям относят номенклатуру и ассортимент.

Номенклатура продукции – это перечень изделий, планируемых к изготовлению.

Ассортимент – соотношение удельных весов отдельных видов изделий в общем объеме производства продукции.

К стоимостным показателям объема производства относятся: товарная продукция, валовая продукция, реализованная продукция.

Товарная продукция – это продукция, подлежащая реализации на сторону. Она включает:

- стоимость готовой продукции;

- стоимость полуфабрикатов собственной выработки;

- стоимость продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенная для реализации на сторону;

- стоимость работ промышленного характера, выполненных на сторону.

Валовая продукция – это стоимость всей промышленной продукции, независимо от степени ее готовности. Она включает в себя: товарную продукцию и изменение остатков незавершенного производства на начало и конец планируемого периода

Вп = Тп – Нн + Нк

где Тп – товарная продукция;

Нн и Нк – остатки незавершенного производства на начало и конец планового периода.

Реализованная продукция – это стоимость готовой продукции (выполненных работ), отгруженной покупателю, в оплату которой полностью поступили средства на расчетный счет организации.

Реализованная продукция равна остаткам нереализованной продукции на начало года + товарная продукция – остатки нереализованной продукции на конец года.

Остатки нереализованной продукции на начало года включают:

- товары, срок оплаты которых не наступил;

- товары, не оплаченные в срок;

- товары на складе.

Остатки нереализованной продукции на конец года включают:

- товары, срок оплаты которых не наступил в результате пробега документов.

Объем производства продукции в стоимостном выражении планируется по одному из рассмотренных нами показателей.

Финансовый план просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции с учетом налоговых условий и включает в себя следующие самостоятельные разделы:

- план по себестоимости.

Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на её производство и реализацию. Затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по элементам;

- план по прибыли.

Различают несколько видов расчетной прибыли: валовая, балансовая, налогооблагаемая прибыль;

- прогноз объема реализации.

Данный прогноз строится на основе прогнозирования размеров продаж (по меньшей мере, на 3 года);

- баланс активов и пассивов.

Данный раздел как оценочный и аналитический документ особенно важен для инвесторов и кредиторов;

- баланс денежных расходов и поступлений.

Раздел позволяет определить общую сумму необходимых для реализации денежных средств, с разбивкой их по конкретным этапам реализации проекта;

- расчет условий безубыточности.

Под точкой безубыточности (под критической) понимается та точка объема производства, в которой затраты равны выручке от реализации всей продукции, то есть где нет ни прибыли, ни убытков. Для ее вычисления используют три метода:

- метод уравнений;

- метод маржинальной прибыли;

- метод графического изображения.

Рассмотрим один из них как наиболее распространенный. Это метод уравнений. В качестве исходного уравнения для анализа принимают следующее соотношение выручки, издержек и прибыли:

выручка – переменные затраты – постоянные затраты = прибыль.

Если выручку представить как произведение цены продажи единицы изделия и количества проданных единиц, а затраты пересчитать на единицу изделия, то в точке критического объема производства будем иметь

Qкрит.*P – Qкрит.*VC - FC =0

Исходя из этого уравнения

Qкрит. = FC/P-VC

где Qкрит. – объем производства продукции в критической точке (количество единиц);

FC – постоянные расходы;

Р – цена единицы продукции;

VC – удельные переменные затраты на единицу продукции.

Бизнес-план – целевой программный документ, представляющий собой систему расчетов, технико-экономических обоснований, совокупность экономических показателей, описание мер и действий, посвященных реализации основной цели предпринимательской деятельности – получения максимальной прибыли от нее.

Цель, назначение бизнес-плана – обоснование деятельности организации, стратегии и тактики хозяйственного поведения, планирование и прогнозирование результатов деятельности, привлечение инвесторов и спонсоров для определенного предпринимательского проекта, расширение круга предприятий-партнеров.

Бизнес-план составляется не по приказу сверху и не имеет строгой регламентации ни по объему информации, ни по структуре документа. Материал бизнес-плана должен излагаться просто и понятно. Он должен быть доступен различным группам людей, даже тем, которые имеют ограниченные знания о продукте (услугах) и рынке. Следует стремиться к тому, чтобы объем бизнес-плана не превышал пятидесяти страниц.

Наиболее распространенные в организациях формы бизнес-плана содержат:

- титульный лист (реквизиты предприятия, авторы предпринимательского проекта, наименование и суть проекта);

- резюме (основные положения предполагаемого коммерческого проекта: за счет каких ресурсов, срок окупаемости проекта, финансовые результаты с расчетом предполагаемого размера продаж и выручки от реализации);

- меморандум конфиденциальности;

- описание организации (предприятия) и отрасли (описание истории организации, если она работает уже в течение нескольких лет, описание тенденций развития отрасли, ее текущего состояния и перспектив, способных оказать негативное или позитивное влияние на реализацию проекта);

- анализ рынка сбыта (степень насыщенности данного рынка конкурирующими товарами, расчет общей емкости рынка по предполагаемому товару, проведение сегментирования рынка);

- описание продукции, работ, услуг (какова патентная защищенность нового товара, его достоинства, характеристика жизненного цикла, анализ конкурентоспособности данного товара);

- стратегия маркетинга (в плане маркетинга оцениваются рыночные возможности организации и объем сбыта продукции), он состоит из трех частей:

- описание структуры рынка;

- оценка собственных возможностей организации;

- разработка стратегии и тактики маркетинга;

- инвестиционный план (определяется размер необходимых инвестиций, их распределение по этапам осуществления проекта и по направлениям);

- производственный план – существует только на предприятиях, осуществляющих производство товаров, выполнение работ, оказание услуг;

- организационный план (в нем закладываются основные правовые аспекты функционирования предприятия и система его организации).

- финансовый план (включает прогноз объема реализации, баланс денежных расходов и поступлений, баланс активов и пассивов, план по себестоимости продукции, план по прибыли, расчет условий безубыточности);

- схема финансирования (когда собственных, внутренних источников финансирования недостаточно, привлекаются внешние по одной из схем):

А) дополнительное привлечение средств вкладчиков или акционеров;

Б) долевое и заемное финансирование (кредиты коммерческих банков, централизованные государственные кредиты, ипотечные ссуды, долговые обязательства);

В) лизинговое финансирование, когда лизинговая компания приобретает, либо самостоятельно, либо с участием третьей финансирующей стороны необходимые для реализации проекта основные средства, сдавая их предприятию во временное пользование);

- оценка рисков и страхования (рассматриваются виды рисков, методы их нейтрализации);

- выводы о целесообразности и эффективности проекта (на основе расчетов единовременных и текущих затрат, предполагаемой рентабельности производства делается заключение о возможной реализации всего проекта);

- приложения (содержат расчеты и технико-экономические обоснования).

Организации в процессе деятельности постоянно приходится принимать решения о цене, по которой продукция будет реализована, о переменных и постоянных издержках, о приобретении и использовании ресурсов. Для этого необходимо точно и достоверно организовать уровни затрат и прибыли.

Контрольные вопросы по теме:

1) Охарактеризуйте подсистемы стратегического, текущего и оперативного планирования в организации.

2) Какие разделы: может включать план развития организации?

3) Дайте характеристику плана производства продукции как центрального раздела плана развития организации.

4) Какие натуральные и стоимостные показатели объема производства продукции содержит производственная программа организации?

5) Опишите разделы финансового плана организации.

6) Назовите основные методы расчета точки безубыточности.

7) Что такое бизнес-план? Каковы его цели, задачи и содержание?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: