Принципы выбора средств измерений

Выбор СИ по коэффициенту уточнения. Это самый простой способ, предусматривающий сравнение точности измерения и точности изготовления (функционирования) объекта контроля. Здесь предусматривается введение коэффициента уточнения Кт (коэффициента закона точности) при известном допуске Т и предельном значении [∆изм] погрешности измерения

Кт= Т/2[∆изм]

Величину, обратную Кт, называют относительной погрешностью метода измерения Амет= 1/Кт.

В соответствии с ГОСТ 8.051—81 значения пределов допускаемых погрешностей [∆изм] для линейных размеров задаются в зависимости от допусков и квалитета (табл. 5.1) как

[∆изм]=(0,20-0,35)Т = рТ.

Для линейных размеров указанное соотношение между [∆изм] и Т от 20 до 35% соответствует Кт =2,5-1,4. При выборе СИ по величине Кт необходимо иметь соответствующие справочные данные о погрешностях конкретных СИ (например, табл. 5.2). Тогда, если измеряемый размер попадает в стандартизованный ГОСТ 8.051—81 интервал 0...500 мм, то используют среднее значение Ктср, а предел основной допускаемой погрешности СИ находят как

∆g = (Т/2)/1,3Ктср

 
 

И из таблицы 5,2 выбирают ближайшее СИ с такой погрешностью.


4 Нормативно-правовые основы
метрологического обеспечения

Значимость и ответственность измерений и измерительной информации обусловливают необходимость установления в законодательном порядке комплекса правовых и нормативных актов и положений (рис. 2.1).

Рисунок 2.1 Комплекс нормативно-правовых актов

Вся метрологическая деятельность в РК основывается на конституционной норме, которая устанавливает, что в государственном ведении находятся стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, и закрепляет централизованное руководство основными вопросами законодательной метрологии, такими, как единицы физических величин, эталоны и связанные с ними другие метрологические основы. В развитие этой конституционной нормы приняты законы «Об обеспечении единства измерений» и «О техническом регулировании», детализирующие основы метрологической деятельности.

Закон «О техническом регулировании» устанавливает правовые основы стандартизации в РК, обязательные для применения, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства путем разработки и применения нормативных документов по стандартизации. Стандартизация — деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

 
 


Рис. 2.2 Нормативная база обеспечения единства измерений

Основными целями Закона "Об обеспечении единства измерений", принятого в 2000 году, являются:

· установление правовых основ обеспечения единства измерений в РК;

· регулирование отношений государственных органов управления с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений;

· защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики РК от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

· содействие прогрессу на основе создания и применения государственных эталонов единиц физических величин;

· гармонизация казахстанской системы измерений с мировой практикой.

Закон закрепляет ряд основных понятий метрологии. Одним из главных является единство измерений — состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью. Кроме этого, в Законе даны определения таких понятий, как средство измерений, эталон единицы величины, метрологическая служба, метрологический контроль и надзор, поверка и калибровка средства измерений, сертификат об утверждении типа средств измерений, аккредитация на право поверки средств измерений, лицензия на изготовление (ремонт, продажу, прокат) средств измерений, сертификат о калибровке. Приведенные определения соответствуют официальной терминологии Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ).

Закон устанавливает, что государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в РК осуществляет Комитет по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт), и определяет его цели, задачи, компетенцию, ответственность и полномочия.

Закон определяет, что в Казахстане допускается к применению единицы ФВ Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам, рекомендованные МОЗМ. Государственные эталоны единиц величин используются в качестве исходных для передачи их размеров всем средствам измерений данных величин на территории РК.

Закон требует, чтобы средства измерений соответствовали условиям эксплуатации и установленным требованиям, разрабатываемым на основе рекомендаций Госстандарта. Решения об отнесении технического устройства к средствам измерений и установлении интервалов между поверками принимает Госстандарт. Измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками. Порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений устанавливает также Госстандарт.

Закон определяет Государственную метрологическую службу и иные государственные службы обеспечения единства измерений, метрологические службы государственных органов управления PК и юридических лиц, их задачи и полномочия. Кроме того, он задает виды, полномочия, зоны ответственности и порядок осуществления государственного метрологического контроля и надзора, осуществляемого Государственной метрологической службой Госстандарта.

Закон "Об обеспечении единства измерений" укрепляет правовую основу для международного сотрудничества в области метрологии. Положения Закона были расширены Государственной системой обеспечения единства измерений (ГСИ), представляющей собой комплекс нормативных документов межрегионального и межотраслевого уровней, устанавливающих правила, нормы, требования, направленные на достижение и поддержание единства измерений в стране (при требуемой точности), утверждаемых Госстандартом страны. Основными объектами ГСИ являются:

· единицы ФВ;

· государственные эталоны и общесоюзные поверочные схемы;

· методы и средства поверки средств измерений СИ;

· номенклатура и способы нормирования метрологических характеристик (MX) СИ;

· нормы точности измерений;

· способы выражения и формы представления результатов и показателей точности измерений;

· методики выполнения измерений;

· методики оценки достоверности и формы представления данных о свойствах веществ и материалов;

· требования к стандартным образцам свойств веществ и материалов;

· термины и определения в области метрологии;

· организация и порядок проведения государственных испытаний СИ, поверки и метрологической аттестации СИ и испытательного оборудования; калибровки СИ, метрологической экспертизы нормативно-технической, проектной, конструкторской и технологической документации, а также экспертизы и данных о свойствах материалов и веществ.

Текущая метрологическая деятельность регламентируется постановлениями Правительства РК.

Для реализации положений законов "Об обеспечении единства измерений" и "О техническом регулировании" РК разрабатываются и принимаются подзаконные акты — нормативные документы — документы, устанавливающие правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

К нормативным документам по метрологии, действующим на территории Казахстана относятся следующие:

Стандарт — нормативный документ по стандартизации, разработанный на основе консенсуса и принятый признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества. Они делятся на ряд видов.

Государственный стандарт РК — национальный стандарт, принятый органом исполнительной власти.

Национальный стандарт — стандарт, принятый национальным органом по стандартизации одной страны.

Межгосударственный стандарт(ГОСТ) — региональный стандарт, принятый государствами, присоединившимися к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (1992 г.) и применяемый ими непосредственно.

Региональный стандарт стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей.

Международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией по стандартизации.

Стандарт организации (СО) — стандарт, принятый субъектом хозяйствования. Стандарты предприятий могут разрабатываться и утверждаться предприятиями самостоятельно, исходя из необходимости их применения в целях совершенствования организации и управления производством. Требования стандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

Большое число стандартов, принимаемых у нас в стране и за ее пределами, заставляет приводить некоторые из них в соответствие друг другу, гармонизировать. Гармонизация стандарта — это приведение его содержания в соответствие с другим стандартом (как правило, международным) для обеспечения взаимозаменяемости продукции (услуг), взаимного понимания результатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах. Соответственно гармонизированными стандартами называются стандарты, принятые различными занимающимися стандартизацией органами, распространяющиеся на одни и те же объекты стандартизации и обеспечивающие взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами. Гармонизации могут быть подвергнуты и иные нормативные документы.

Технические условия (ТУ) — нормативный документ, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция, процесс или услуга. Технические условия на конкретную продукцию (услугу) утверждаются предприятием-разработчиком, как правило, по согласованию с предприятием-заказчиком (потребителем).

Правила (ПР) по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации представляют собой нормативный документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ в перечисленных выше областях.

Рекомендации (Р) (в том числе и межгосударственные РМГ) по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации являются нормативными документами, содержащими добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ, а также рекомендуемые правила выполнения этих работ.

Методические инструкции (МИ) и руководящие документы (РД) являются нормативными документами методического содержания, разрабатываются организациями, подведомственными Госстандарту.

Регламент — документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти. Технический регламент представляет собой документ, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт, технические условия и кодекс установившейся практики, либо путем включения содержания этих документов. Под кодексом установившейся практики понимается документ, рекомендующий правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации оборудования, конструкций или изделий. Кодекс может быть стандартом, его частью или самостоятельным документом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: