Условно-безвозвратные займы - займы, от погашения которых кредитор отказывается при выполнении определенных предписанных условий.
Государственная помощь может принимать разнообразные формы, отличающиеся по характеру и условиям предоставления, но в любом случае она способствует совершению компанией определенных действий, не предпринимаемых без предоставления помощи.
Раскрытие информации о государственной помощи в финансовой отчетности необходимо по следующим причинам:
- методы отражения в учете ресурсов могут различаться;
- необходимо отразить результаты, связанные с получением компанией государственной помощи.
Государственные субсидии также могут отличаться терминами: дотации, субвенции, премии.
Государственные субсидии в соответствии с МСБУ 20
"Учет государственных субсидий и раскрытие информации
о государственной помощи"
Государственные субсидии, в том числе неденежные, по справедливой стоимости не должны признаваться до тех пор, пока не возникнет обоснованная уверенность, что:
- компания выполнит условия предоставления субсидии;
- субсидии будут получены.
Государственная субсидия не признается до тех пор, пока не появится обоснованная уверенность в том, что компания будет соблюдать условия, связанные с субсидией, и что субсидия будет получена. В то же время получение субсидии не является окончательным доказательством того, что условия, связанные с ней, выполнены или будут выполнены.
Способ получения субсидии не влияет на выбор метода ее учета, и субсидии учитываются одинаково независимо от формы поступления.
Условно-безвозвратный заем, поступивший от государства, учитывается как государственная субсидия, когда имеется обоснованная уверенность в том, что компания выполняет условия, достаточные для невозвращения ссуды.
Условные события, возникающие после признания государственной субсидии, учитываются в соответствии с МСБУ 37.
Государственные субсидии должны признаваться в качестве дохода тех периодов, что и соответствующие расходы, которые они должны компенсировать на систематической основе, и не должны отражаться непосредственно на счете "Капитал".
МСБУ 20 отмечает, что существуют два основных подхода к учету государственных субсидий:
1) подход с позиции капитала, в соответствии с которым субсидия относится на счет капитала;