Глава 4. Кручение

При кручении в поперечном сечении стержня возникает крутящий момент М К. Нагрузкой при кручении являются скручивающие моменты mi, действующие относительно продольной оси стержня. Крутящий момент определяется методом сечений и равен алгебраической сумме внешних (скручивающих) моментов, действующих на рассматриваемую часть стержня: М К = ∑ mi. Момент считается положительным, если он направлен против хода часовой стрелки (при взгляде со стороны сечения).

При кручении в поперечном сечении стержня возникают касательные напряжения τ. Касательные напряжения τ распределяются по площади круглого поперечного сечения стержня неравномерно, нарастая от оси вала к поверхности по линейному закону, наибольшие напряжения возникают по контуру сечения. Закон распределения напряжений τ вдоль произвольного радиуса в сечении изображен на рис. 13. Во всех точках окружности радиуса ρ напряжение τ = const и направлено по касательной к этой окружности. Напряжения τ в сечении сводятся к крутящему моменту М К(рис.13):

М К = .

Формула для определения τ имеет вид

,

где Ip – полярный момент инерции сечения, м4; для сплошного круглого сечения (прил. 4);

М К – крутящий момент, Н·м.

Рис. 13. Распределение касательных напряжений

в сечении при кручении

Условие прочности имеет следующий вид:

,

где – геометрическая характеристика прочности при кручении, называемая полярным моментом сопротивления, м3;

к] – допускаемое напряжение на кручение, Па.

Для сплошного круглого сечения (рис. 14)

.

Рис.14. К определению полярного момента сопротивления Wp

длясплошного круглого сечения

Для полого толстостенного цилиндра (рис. 15)

.

Рис. 15. К определению полярного момента сопротивления Wp

дляполого толстостенного цилиндра

Деформация при кручении характеризуется углом закручивания на единицу длины стержня θ:

.

Величина θ называется относительным углом закручивания и имеет размерность рад/м.

Условие жесткости имеет вид

,

где G – модуль упругости материала при сдвиге, Па.

Зависимость между модулями упругости Е и G имеет вид

,

где μ – коэффициент Пуассона;

[θ] – допускаемый относительный угол закручивания на единицу длины стержня (рад/м).

Диаметр стержня, работающего на кручение, определяется из двух условий: прочности и жесткости. Во внимание берется наибольший диаметр. Окончательное значение его принимается согласно стандарту.

Пример 4

Определить диаметры поперечных сечений участков стержня (вала) (рис. 16, а), если [τK] = 100 МПа, G = 80 ГПа, [θ] = 1,5о/м. Построить эпюру углов поворота сечений φ.

[θ] = 1,5о/м = рад/м.

Рис.16. Построение эпюр крутящих моментов М к

и углов поворота сечений φ:

а – расчетная схема; б – эпюра крутящих моментов М к;

в – эпюра углов поворота сечений φ

Должно выполняться условие равновесия ∑ mx = 0:

mx = m 1m 2m 3 + m 4 = 2 – 1 – 4 + 3 = 0.

Для определения крутящих моментов М к на участках стержня будем рассматривать левую часть его.

Участок I: М KI = m 1 = 2 кН·м.

Участок II: М KII = m 1m 2 = 2 – 1 = 1 кН·м.

Значение М КIII определите самостоятельно (М КIII = – 3 кН·м).

По вычисленным значениям М к строится эпюра (см. рис. 16, б).

Преобразуем условия прочности и жесткости к виду, удобному для определения диаметра стержня.

Условие прочности:

, .

Условие жесткости:

,

откуда

.

Вычисляем диаметр вала из условий прочности и жесткости.

На первом участке:

– диаметр вала из условия прочности

;

– диаметр вала из условия жесткости

.

Принимаем d 1 = 6 см.

На втором участке:

– диаметр вала из условия прочности

;

– диаметр вала из условия жесткости

.

Принимаем d 2 = 5 см.

Диаметр поперечного сечения на участке III рассчитайте самостоятельно (d 3 = 5,35 см, d 3 = 6,18 см, принимаем d 3 = 7 см).

Если стержень имеет постоянное сечение, то диаметр его определяется исходя из максимального значения М к.

Определим деформации участков стержня:

.

Значения φ на других участках следующие:

.

Углы поворота характерных сечений (границ участков) равны:

;

.

Значение φ D определите самостоятельно (φ D = – 0,429о).

Эпюра углов поворота сечений показана на рис. 16, в.

Вычислим максимальные напряжения на участках стержня:

Вычисленные значения диаметров участков стержня обеспечивают его прочность и жесткость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: