Имущественные права муниципальных образований

Под имущественными правами муниципальных образований понимается совокупность норм, осуществляющих регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью (имуществом муниципальных образований).

В современном мире самостоятельность экономического субъекта невозможна без наличия у последнего прав собственности, в особенности это касается муниципальных образований.

Статья 132 Конституции РФ наделила на конституционном уровне органы местного самоуправления полномочиями по управлению муниципальной собственностью, а также правом реализации бюджетных полномочий. Но ответ на вопрос, что именно включено в право собственности, каковы его границы для муниципальных образований, дается в Гражданском кодексе РФ, в котором данному вопросу посвящена целая глава «Право собственности и другие вещные права».

Муниципальные образования обладают комплексом видов вещных прав, в частности, к ним относятся непосредственно право собственности, право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом.

Содержание права собственности муниципальных образований включает в себя право владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципальных образований.

Данное положение находит свое подтверждение в Гражданском кодексе РФ, в ст. 209 ГК РФ:

«1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом».

В соответствии с положениями, закрепленными в ст. 124 ГК РФ, муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. В подобных случаях применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

 
 


Правомочие владения предполагает юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства собственника над вещью. Правомочие пользования предполагает юридически обеспеченную возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе её личного или производственного потребления. Правомочие пользования обычно опирается на правомочие владения, но иногда можно пользоваться вещью и не владея ею. Правомочие распоряжения – это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи.

Право собственности обеспечивает возможность муниципальным образованиям как субъектам экономики участвовать в экономических отношениях и в этих отношениях проявляется их социально-ориентированная сущность.

Поскольку общими целями муниципальных образований является удовлетворение потребностей местного населения в различного рода социальных потребностях: образовании, жилье, работе и др. Безусловно, муниципальное образование, как и любое другое образование, обладает и собственными потребностями, необходимыми для его нормального функционирования.

В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды муниципальных унитарных предприятий:

1) муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;

2) муниципальные казенные предприятия (учреждения), основанные на праве оперативного управления.

Ст. 295 Гражданского кодекса РФ наделяет собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении, правом создания, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения директора (руководителя) предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Распоряжение имуществом без согласия собственника запрещено, также запрещена продажа принадлежащего на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества, сдача его в аренду, передача в залог и т.д.

Право хозяйственного ведения используется для обозначения объема вещных прав унитарного предприятия на закрепленное за ним муниципальное имущество. Общие ограничения правомочий унитарного предприятия по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом определяются предметом и целями его деятельности, закрепленными в уставе.

Что касается права оперативного управления, то ст. 296 Гражданского кодекса РФ относит данное право в основном к казённым предприятиям и учреждениям. Распоряжение недвижимым имуществом предприятия с согласия собственника запрещено, также запрещено и распоряжение движимым имуществом, при этом разрешено распоряжение произведенной продукцией.

Как правило, муниципальные учреждения, основанные на праве оперативного управления, создаются собственником (муниципальным образованием) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Право оперативного управления предоставляет возможности ограниченного владения и пользования муниципальным имуществом.

Следует обратить внимание и на бюджетные полномочия муниципальных образований, ведь в процессе осуществления бюджетных полномочий происходит расходование денежных средств и поэтому право собственности на деньги, а точнее, определение его границ имеет огромное значение. Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 130 относит деньги к движимому имуществу, поэтому правомочия муниципального образования как собственника вещи по владению, пользованию и распоряжению относятся и к деньгам.

Бюджетные полномочия муниципальных образований отражены в ст.9 Бюджетного кодекса РФ.

Так, муниципальные образования осуществляют бюджетные полномочия при: установлении порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; установлении и исполнении расходных обязательств муниципального образования; осуществлении муниципальных заимствований, предоставлении муниципальных гарантий и бюджетных кредитов, управлении муниципальным долгом и муниципальными активами, иными полномочиями, предусмотренными Бюджетным кодексом РФ.

Таким образом, органы местного самоуправления в пределах собственной компетенции осуществляют все полномочия собственников. Они от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в их развитие нормативными актами органов местного самоуправления. Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ, субъектов Федерации, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Органы местного самоуправления осуществляют правомочия собственника в отношении муниципального имущества в рамках своей компетенции.

Представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, а исполнительные органы местного самоуправления исходя из заданной нормативной программы непосредственно владеют, пользуются, распоряжаются этим имуществом.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какой состав финансово-экономической основы местного самоуправления?

2. Охарактеризуйте местные финансы.

3. Что может находиться в собственности муниципальных образований?

4. Назовите бюджетные полномочия (компетенцию) муниципальных образований.

5. Назовите виды муниципальных учреждений и охарактеризуйте их.

6. Что составляет правовую основу бюджетных полномочий (компетенции) муниципальных образований.

7. Какова роль местного бюджета?

8. В чем заключается специфика бюджетного устройства на уровне муниципальных образований?

9. В какой правовой форме утверждаются местные бюджеты?

10. Перечислите бюджеты, входящие в состав консолидированного бюджета муниципального района.

11. Каковы основные направления местных бюджетных расходов?

12. В результате чего возникают расходные обязательства муниципального образования?

13. В соответствии с каким документом осуществляются расходы местных бюджетов?

14. Какой порядок установления местных налогов предусмотрен законодательством?

15. Назовите нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных налогах и сборах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: