Под имущественными правами муниципальных образований понимается совокупность норм, осуществляющих регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью (имуществом муниципальных образований).
В современном мире самостоятельность экономического субъекта невозможна без наличия у последнего прав собственности, в особенности это касается муниципальных образований.
Статья 132 Конституции РФ наделила на конституционном уровне органы местного самоуправления полномочиями по управлению муниципальной собственностью, а также правом реализации бюджетных полномочий. Но ответ на вопрос, что именно включено в право собственности, каковы его границы для муниципальных образований, дается в Гражданском кодексе РФ, в котором данному вопросу посвящена целая глава «Право собственности и другие вещные права».
Муниципальные образования обладают комплексом видов вещных прав, в частности, к ним относятся непосредственно право собственности, право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом.
Содержание права собственности муниципальных образований включает в себя право владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципальных образований.
Данное положение находит свое подтверждение в Гражданском кодексе РФ, в ст. 209 ГК РФ:
«1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом».
В соответствии с положениями, закрепленными в ст. 124 ГК РФ, муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. В подобных случаях применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
![]() |
Правомочие владения предполагает юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства собственника над вещью. Правомочие пользования предполагает юридически обеспеченную возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе её личного или производственного потребления. Правомочие пользования обычно опирается на правомочие владения, но иногда можно пользоваться вещью и не владея ею. Правомочие распоряжения – это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи.
Право собственности обеспечивает возможность муниципальным образованиям как субъектам экономики участвовать в экономических отношениях и в этих отношениях проявляется их социально-ориентированная сущность.
Поскольку общими целями муниципальных образований является удовлетворение потребностей местного населения в различного рода социальных потребностях: образовании, жилье, работе и др. Безусловно, муниципальное образование, как и любое другое образование, обладает и собственными потребностями, необходимыми для его нормального функционирования.
В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды муниципальных унитарных предприятий:
1) муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;
2) муниципальные казенные предприятия (учреждения), основанные на праве оперативного управления.
Ст. 295 Гражданского кодекса РФ наделяет собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении, правом создания, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения директора (руководителя) предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Распоряжение имуществом без согласия собственника запрещено, также запрещена продажа принадлежащего на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества, сдача его в аренду, передача в залог и т.д.
Право хозяйственного ведения используется для обозначения объема вещных прав унитарного предприятия на закрепленное за ним муниципальное имущество. Общие ограничения правомочий унитарного предприятия по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом определяются предметом и целями его деятельности, закрепленными в уставе.
Что касается права оперативного управления, то ст. 296 Гражданского кодекса РФ относит данное право в основном к казённым предприятиям и учреждениям. Распоряжение недвижимым имуществом предприятия с согласия собственника запрещено, также запрещено и распоряжение движимым имуществом, при этом разрешено распоряжение произведенной продукцией.
Как правило, муниципальные учреждения, основанные на праве оперативного управления, создаются собственником (муниципальным образованием) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Право оперативного управления предоставляет возможности ограниченного владения и пользования муниципальным имуществом.
Следует обратить внимание и на бюджетные полномочия муниципальных образований, ведь в процессе осуществления бюджетных полномочий происходит расходование денежных средств и поэтому право собственности на деньги, а точнее, определение его границ имеет огромное значение. Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 130 относит деньги к движимому имуществу, поэтому правомочия муниципального образования как собственника вещи по владению, пользованию и распоряжению относятся и к деньгам.
Бюджетные полномочия муниципальных образований отражены в ст.9 Бюджетного кодекса РФ.
Так, муниципальные образования осуществляют бюджетные полномочия при: установлении порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; установлении и исполнении расходных обязательств муниципального образования; осуществлении муниципальных заимствований, предоставлении муниципальных гарантий и бюджетных кредитов, управлении муниципальным долгом и муниципальными активами, иными полномочиями, предусмотренными Бюджетным кодексом РФ.
Таким образом, органы местного самоуправления в пределах собственной компетенции осуществляют все полномочия собственников. Они от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в их развитие нормативными актами органов местного самоуправления. Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ, субъектов Федерации, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Органы местного самоуправления осуществляют правомочия собственника в отношении муниципального имущества в рамках своей компетенции.
Представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, а исполнительные органы местного самоуправления исходя из заданной нормативной программы непосредственно владеют, пользуются, распоряжаются этим имуществом.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какой состав финансово-экономической основы местного самоуправления?
2. Охарактеризуйте местные финансы.
3. Что может находиться в собственности муниципальных образований?
4. Назовите бюджетные полномочия (компетенцию) муниципальных образований.
5. Назовите виды муниципальных учреждений и охарактеризуйте их.
6. Что составляет правовую основу бюджетных полномочий (компетенции) муниципальных образований.
7. Какова роль местного бюджета?
8. В чем заключается специфика бюджетного устройства на уровне муниципальных образований?
9. В какой правовой форме утверждаются местные бюджеты?
10. Перечислите бюджеты, входящие в состав консолидированного бюджета муниципального района.
11. Каковы основные направления местных бюджетных расходов?
12. В результате чего возникают расходные обязательства муниципального образования?
13. В соответствии с каким документом осуществляются расходы местных бюджетов?
14. Какой порядок установления местных налогов предусмотрен законодательством?
15. Назовите нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
