С глубокими нарушениями интеллекта

Известно, что большая часть умственно отсталых де­тей поступает в детские дома, специальные дошкольные учреждения без речи. Речь же говорящих детей имеет сво­еобразие, которое проявляется в недоразвитии лексико-грамматического строя, нарушении звукопроизношения, несформированности смысловой стороны. Это объясня­ется первичным интеллектуальным дефектом, отсутстви­ем необходимых предпосылок развития речи. У детей не развита ориентировка в окружающем и предметная дея­тельность, отсутствует потребность в общении.

В связи с особенностями развития умственно отсталые дети нуждаются в большей мере, чем нормально развива­ющиеся, в целенаправленном обучении. Спонтанное ус­воение общественного опыта, особенно в дошкольном возрасте, у них практически не происходит. У этих детей отмечаются патологическая инертность, отсутствие инте­реса к окружающему, неполные и порой искаженные пред­ставления об окружающей действительности; замедленный темп, нарушение целостности, меньшая дифференцированность восприятия; сниженная активность, некритичность, нелогичность, замедленный темп и слабая регулирующая роль мышления; замедленность и непрочность процесса запоминания, неточность воспроизведения материала, быстрота забывания; малая устойчивость, трудности рас­пределения внимания, замедленная его переключаемость; недоразвитие эмоций, патологические эмоциональные состояния, слабость собственных побуждений, большая внушаемость.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразви­тие психических процессов являются причиной ряда спе­цифических особенностей личности умственно отсталого ребенка.

В работе по развитию речи следует учитывать это сво­еобразие, которое проявляется в ограниченности представ­лений об окружающем мире, примитивности интересов, элементарности потребностей и мотивов, снижении в це­лом активности всей деятельности.

Работу по развитию речи следует начинать как можно раньше. Коррекционное воздействие необходимо вести в двух направлениях: 1) создание предпосылок речевого раз­вития, 2) развитие основных функций речи (функции общения, познавательной функции и функции регуляции де­ятельности).

Речь развивается и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, про­текающими в сенсорной, интеллектуальной, эмоциональ­но-волевой сферах. Эти связи проявляются как в нормаль­ном, так и в аномальном развитии. Поэтому в ходе исправ­ления речевых нарушений, устранения речевого недораз­вития возможно корригировать и психические процессы, и, наоборот, воздействие на психические процессы и их развитие оказывает стимулирующее влияние на речь. Это обусловливает комплексный подход в коррекционном обучении с использованием разнообразных средств, раз­личных видов деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: