Виды человеческой деятельности

Конечно, нет человеческой деятельности вообще. Она существует в определенных формах. Попробуем их выделить и охарактеризовать. Это труд, общение, игра, творчество.

Начнем с труда. Выделим наиболее существенные признаки, по ко­торым труд можно отличить от других форм человеческой деятельности.

1. Труд всегда связан с присутствием усилия, напряженности, преодолением какого-либо препятствия. Труд-это трудно.

2. Труд предполагает нацеленность на получение результата. Тру­диться значит создавать какой-то продукт.

3. Особенность труда определяется характером его целей. Он на­правлен на обеспечение выживания или самосохранения. Конечно, со временем для выживания человеку требуется все больше и больше. Вряд ли современный человек представляет себе жизнь без сложной техники, без развитой системы социальных отношений. Поэтому в условия его выживания начинают входить не только потребности в пище, жилище и одежде, но и потребности в машинах, компьютерах, государстве, науке, искусстве. Это значит, что сфера труда расширяется. Он направляется не только на освоение природы, но и на изменения в самой общественной жизни. Но до тех пор, пока все эти стороны жизни рассматриваются как условия выживания человека, мы имеем дело с трудом. Поэтому, если преобразовательная деятельность человека направлена на создание пред­метов, которые должны обеспечить его выживание (будь то продукты пи­тания или отношения между людьми), она является трудовой деятельнос­тью. Эта сторона труда придает ему необходимый или вынужденный ха­рактер. Итак, если человек создает какие-то предметы, чтобы обеспечить свое выживание, значит, он трудится.

4. Труд связан с преобразовательным характером действий. В этом смысле животное не трудится, поскольку не осуществляет операций пре­образования мира. Трудится только человек.

Второй вид отношения человека к миру, возникающий на базе деятельности - общение. Общение - это все способы связей людей друг с другом. Любовь, дружба, сотрудничество, конкуренция и т.д. относятся к видам общения. В нем может преобладать эмоциональное начало, что более типично для индивидуального общения. А вот взаимодействия лю­дей как членов общества больше строятся на соответствии специально придуманным правилам или социальным нормам.

Кроме того, общение может выступать в качестве средства и цели. Мы помним, что от природы человек - это существо стадное или коллек­тивное. Чтобы выжить, он должен сотрудничать с другими людьми, напри­мер, в добывании пищи, создании жилища и т.д. В этом случае общение приобретает характер средства, а окружающие интересуют лишь с точки зрения их пригодности для достижения поставленных задач. Нетрудно за­метить, что такое общение носит вынужденный характер.

Но коллективность проявляется еще в одном свойстве - потребнос­ти в контакте с другими и ориентированности на сам контакт. Подчеркнем одно новое обстоятельство. Суть общения как цели состоит в том, что для человека становится важной сама близость других людей. Это значит, что он перестает рассматривать окружающих только как партнеров по совме­стному выживанию. Новизна проявляется в том, что теперь люди предста­ют интересными сами по себе, а не потому что могут быть чем-то полез­ны. Общение как цель предполагает, что стремлением человека становит­ся связь с другими людьми, желание общаться, любить, дружить, помо­гать, сострадать, властвовать над другими и т.д.

Понятно, что общество наиболее заинтересовано в развитии этой формы общения. Ведь если человеку интересен другой человек сам по себе, значит связь с ним лишена принуждения. Она свободна и поэтому более прочна. А тогда прочно и общество. К тому же, если эта связь осу­ществляется свободно, то человек удовлетворен жизнью в обществе.

Еще более ярко эти новые тенденции проявляются в таком виде человеческой активности, как «игра». Мы обычно связываем игру с пери­одом детства. Это в целом верно и позволяет нам выделить признаки, отли­чающие игру от труда и общения.

1. В отличие от труда это деятельность не вынужденная, а произ­вольная, можно сказать, беззаботная. Трудиться человек вынужден, в игру он волен играть или не играть. Произвольность означает возможность выбора в процессе осуществления каких-либо действий и отсутствие жес­ткой предопределенности в этих действиях.

2. Это деятельность бесцельная. Труд направлен на достижение ре­зультата или осуществление цели. Причем в труде цель и средства отлича­ются друг от друга. Ведь одно дело - строить дом, а другое - сам выстроенный дом как результат строительства. Целью игры является сама игра, по­этому в игре процесс и результат неразличимы, или решающее значение приобретает процесс, а не результат, или результат невозможно точно пред­сказать (игра на бирже). Всякий, наверное, замечал, что там, где начинают играть только ради того, чтобы выиграть, постепенно исчезает само оча­рование процесса игры.

3. Важное свойство игры состоит в ее вымышленном, фантазийном характере. Причем это свойство может прекрасно осознаваться челове­ком. Такое состояние обозначают словом «понарошку». Наиболее ярко это проявляется в театральном искусстве. В игре человек как бы обособля­ется от обычного серьезного мира и сознательно перемещает себя в мир имитации, условности, представляет, воображает себя кем-то другим, на­деляет окружающие предметы совсем не тем смыслом, который они име­ют в обычной жизни. Искусственность человеческого существования, т.е. сотворенность социальных норм, зависимость их осуществления от жела­ния самого человека, здесь проявляется наиболее ярко.

Может показаться, что игра связана только с периодом детства или является чем-то малозначимым в жизни. Но если мы внимательно проана­лизируем способ человеческого существования, то увидим, что игры со­храняются во взрослом возрасте и не только в виде спортивных состяза­ний, праздников или в форме искусства. Многие стороны человеческой жизни сохраняют очень сильное игровое начало. Это проявляется, когда людям становится важным соблюдение правильности самого действия, например, в исполнении религиозных обрядов, ритуалов. Вымышленность или фантазийность ярко проявляется в украшении себя и своего рабочего места, в часто проявляющем стремлении воображать себя другим. Это значит, что игровые моменты пронизывают все сферы человеческой жиз­ни, даже если она не выделяется в специальное время и место, даже если сами люди думают, что совершают серьезные вещи.

Поэтому мы смело можем сказать, если большее внимание начи­нает уделяться процессу, а не результату, если в процессе деятельности человек начинает воображать себя не тем, кем он является, тогда в этом виде действий сознательно или бессознательно усиливаются игровые мо­менты. Отметим, что игру не следует связывать с легкомысленностью или несерьезностью. Как вид человеческой активности это не развлечение, а особый способ человеческого бытия, проявляющийся в совокупности признаков, отличающих его от других видов деятельности.

Такая роль игры связана с взаимодействием природного и соци­ального начал в человеческом существовании. Ведь человек вынужден сохранять себя не только как живое, но и как социальное существо. При этом ему часто приходится подавлять или ограничивать свои желания, эмоции. Такое положение дел наиболее ярко проявляется в труде. Но с другой стороны социальное существование никогда не будет прочным, если самими людьми воспринимается как тягота, отчуждение. Поэтому игра или игровые моменты в труде, общении являются воплощением свя­зи природного и социального, чувств и разума. Игровое отношение спо­собствует развитию удовлетворенности человека социальной жизнью.

Еще одна сфера человеческой активности - это творчество. Творче­ство есть создание новых, ранее не существовавших предметов. Ими могут быть материальные вещи, идеи, человеческие качества, отношения между людьми.

1. Первым признаком творчества является уникальность, неповто­римость созданного предмета (искусство), либо уникальность и неповто­римость самого действия, открытие, изобретение (наука). Естественно, что творчество имеет место не только в искусстве и науке. Даже в обыч­ной повседневной жизни оно проявляется, когда человек хочет изменить нечто в своей одежде, привычках, характере.

2. В отличие от игры творчество предполагает ориентированность на результат, а не процесс. Это роднит творчество с трудом.

3. Но в отличие от труда творчество не носит вынужденный харак­тер. Человек творит, если он создает новые предметы не для того, чтобы выжить, а чтобы получить удовлетворение от их создания и созерцания созданного.

В самом широком смысле творчеством является вся человеческая деятельность в целом, поскольку она является преобразованием природ­ного мира и созданием мира искусственного. В более узком смысле твор­чество есть создание новых предметов с целью удовлетворения от их сози­дания.

Значение творчества состоит в том, что удовлетворенность челове­ка от умения преобразовывать и создавать новые вещи, от созерцания созданных их предметов, от осознания того, что эти вещи могут принести удовлетворение другим людям, является залогом прочности социального существования и стремления человека его сохранять и совершенствовать. Творчество в наиболее яркой форме воплощает наслаждение человека своей специфичностью и удовлетворенность от ее реализации. Наконец, творчество соединяет природное - чувственность, эмоциональность и со­циальное, т.е. способность преобразовывать мир.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: