Теперь посмотрим, к чему же приводит деятельностное отношение к миру.
1. Прежде всего, именно деятельность выступает необходимым условием применения сознания. Это не означает, что наше сознание работает только тогда, когда мы созидаем нечто новое, но именно там оно необходимо. Сознание является необходимым инструментом для эффективного осуществления деятельности. Конечно, это не значит, что сначала появилась деятельность, а потом возникло сознание. Ведь, для преобразовательного действия необходимо наличие плана, схемы, образца желаемой вещи в сознании. Поэтому отношение сознания и деятельности лучше обозначить словами «взаимосвязь» и «взаимозависимость». Итак, первый вывод, который мы можем сделать, состоит в том, что принципиальные свойства сознания определяются характером деятельности.
Давайте посмотрим, что это за принципиальные свойства. Прежде всего, это уже известное нам целеполагание. Нетрудно заметить, что создание новых вещей, новых способов решения жизненных ситуаций требует развития еще одного свойства. Его принято называть словом «самосознание». Самосознание - это способность отличать себя и свои действия от состояний внешней среды. Образно говоря, самосознание есть способность сказать «Я», осознать свою непохожесть, отличие своих свойств и действий от а) свойств природы (быть человеком, а не животным), б) действий других социальных групп (Мы - Они), в) действий других людей вообще (Я - Ты). Проявляется потребность в самосознании тогда, когда повторение опыта других людей или своего собственного опыта перестает давать положительные результаты. Для определения причин неудачи и создания нового проекта действий мы, образно говоря, выходим из погруженности в мир и заглядываем внутрь себя, т.е. начинаем анализировать свои собственные свойства и способности.
Создание плана, проекта, образца перед началом действия требует применения еще одного свойства сознания. Его принято называть словом «мышление». Мышление есть способность соединять и разъединять предметы в своем сознании. Иначе эти черты мышления называют словами «анализ», или разделение на части, и «синтез», или соединение частей в целое. Нетрудно заметить, что в применении мышления нуждается только то существо, которое переделывает окружающий мир. Ведь чтобы получить желаемый предмет, вещество природы сначала надо разбить на части, а потом соединить их в желаемом виде.
2. Деятельность порождает опосредованный характер связи человека с миром. Во взаимоотношениях между природой и человеком встает посредник. Ведь человек потребляет не вещество природы в готовом виде, а только те предметы, которые сам создает. А прежде чем предмет потребить, он должен его создать. Можно сказать, что связь человечества с природой опосредована сотворенными им предметами потребления, а получение их опосредовано совокупностью трудовых операций.
Данный посредник в самом общем виде можно назвать словом «искусственная среда» или «вторая природа». Это сами предметы потребления (пища, жилища, одежда, например) и средства их получения или способы преобразования природы. Они состоят из «техники» - орудий, которые человек использует, и «технологии» - приемов, правил, которые человек применяет в процессе создания нужных ему предметов.
Эта искусственная среда выполняет две функции:
а) она является средством освоения природного мира через технику и технологии.
б) она является конечной целью человеческих усилий.
Ведь сама по себе природа в ее естественном виде не столь нужна человеку. Она важна ему в форме продуктов его деятельности. Это значит, что человек нуждается в искусственной среде как в условии своего существования, поскольку только ее наличие делает его человеческим существом. Вот почему мир природы он воспринимает и осваивает опосредованно через свои потребности, теории, технику и технологию.
3.Опосредованное отношение к миру определяет универсальность человеческого существования. Оно возможно повсюду и применимо по отношению ко всему. Деятельность приводит к тому, что человек начинает зависеть не от мира природы, а от своих собственных целей и продуктов собственной активности. Можно сказать, что поведение человека задается миром культуры. Мир культуры есть область образцов человеческого существования. Они определяют, к чему должен стремиться человек и как он должен действовать. Поэтому человек сначала помещает в природную среду искусственную оболочку, которая обеспечивает ему возможность су шествовать везде.
4.Существование человека приобретает искусственный характер. Это означает, что приемы овладения природой и образцы желаемых вещей по наследству не передаются, не закладываются в генетическую или видовую программу. Они являются продуктом творческой активности и требуют специальных усилий по их сохранению. Пока люди желают сохранять их, найденные способы человеческого выживания будут действовать. Поэтому в человеческой культуре важнейшее значение приобретает разработка способов хранения, передачи и закрепления накопленных человеческих навыков.
5.Существование человека обладает еще одной особенностью. Оно носит общественный характер. В чем он проявляется? В первую очередь о том. что хотя сохранения и передачи накопленного опыта этого необходим коллективный способ существования. Только коллектив может сохранить открытые навыки и передать их по наследству.
Но и коллектив должен быть организован особым способом, чтобы навыки имели значение. Можно сказать, что люди - это стадные или стайные существа. Но деятельность влияет на характер этой коллективности. Преобразовательный характер активности (например, занятия сельским хозяйством) требует как постоянных совместных усилий, так и специфического характера этой совместности. Это разделение труда, когда одни делают орудия, к примеру, а другие их используют. Но самое главное, что связи между людьми начинают строиться на других принципах, а именно на нормах, придуманных ими самими. Суть этих правил состоит в обеспечении особого взаимодействия между людьми, порожденного деятельностью.
Вот теперь мы видим, как связана деятельность с важнейшими свойствами человека, позволяющими ему выживать. Деятельность определяет сознание, опосредованное отношение к миру, универсальность отношения к миру, искусственный и общественный характер человеческого существования.