Понятие глобальных проблем

Сегодня в распоряжении человечества находятся такие силы, с по­мощью которых оно изменяет саму планету. В результате их воздействия и родились так называемые «глобальные проблемы», которые ставят под угрозу как само существование человечества, так и условия его бытия (природу). Адекватное осознание этих проблем способствует возникно­вению «нового мышления», которое приобретает глобальный характер и которое состоит в том, чтобы измерять все действия интересами челове­чества, а не интересами отдельной нации или любой группы людей.

Итак, какие проблемы мы можем назвать глобальными. Это про­блемы, которые существуют или возникают в одной стране, но послед­ствия их таковы, что затрагивают все человечество. Например, катас­трофа в Чернобыле. Или это одинаковые проблемы в большинстве стран, например, демографические или истощения природных ресурсов. И, на­конец, по характеру это такие проблемы, которые могут привести к по­следствиям, губительным как для человечества в целом, так и для среды его обитания.

Что можно считать такими проблемами? К ним относят: возмож­ность глобального военного конфликта с применением оружия массового поражения; возможность экологического кризиса, бедственное поло­жение населения экономически слабых стран мира или проблема богато­го Севера и бедного Юга, достижение приемлемых темпов роста населе­ния (демографическая проблема), проблема истощения природных ре­сурсов планеты, борьба против распространения наиболее опасных бо­не шей. В эту группу иногда включают другие проблемы, близкие по зна­чению к перечисленным, такие как борьба против наркомании и наркобизнеса, а также против международного терроризма, прекращение региональных военных конфликтов и гражданских войн, ликвидация массовой неграмотности и т.д.

Степень остроты этих проблем настолько высока, что есть все осно­вания говорить о подлинном кризисе, который в наше время переживает пес' человечество. В последние десятилетия ученые, политики, бизнесме­ны, религиозные деятели и другие заинтересованные люди разных стран пытались объединить усилия в поисках путей выхода из кризиса, обусловленного обострением глобальных проблем современности. Это находит выражение в создании и деятельности авторитетных правительственных и i ^правительственных международных организаций (Римский клуб, ЮНЕС­КО) и др.), проведении разного рода международных совещаний и конфе­ренций, заключении многосторонних межгосударственных соглашений, непосредственно касающихся глобальных проблем.

Международная практика, однако, показывает, что бороться про­сто за охрану окружающей среды или прекращение гонки вооружений явно недостаточно. Решение глобальных проблем требует выявления и преодоления самих причин их возникновения. Каковы же они?

1. Прежде всего, отметим, что исток возможных проблем, особен­но экологических, лежит в самой специфике человеческого бытия, а имен­но и преобразовательном отношении к миру. Конечно, это не причина существования самих сегодняшних проблем, но условие, которое создает возможность их возникновения, если не отнестись к нему серьезно.

2. Условие, которое усиливает возможность глобальных проблем -это способ существования индустриальной цивилизации. Традиционные, аграрные общества в силу низких технологий и боязни новизны существовали как локальные объединения и в относительном равновесии с природой. Поэтому кризисы и катастрофы, которые их сотрясали, не могли ска­заться на других регионах. Индустриальное общество резко нарушает это положение дел. Ведь суть его существования - активное и превращенное и ценность преобразовательное отношение к миру.

3. Чертой, которую смело можно считать определяющей причиной сегодняшних глобальных проблем, является рыночная экономика с ее ус­тановками. Ее развитие с необходимостью сопровождается интенсивным ростом потребления невосполнимых природных ресурсов. Дело в том,
что рыночная экономика ориентирована на безграничный рост потреб­ностей, а это заставляет существующую экономическую систему произ­водить на пределе возможностей, что усиливает давление на природу.

Рыночный характер экономики, а именно стремление к сбыту про­изводимой продукции для получения прибыли, заставляет индустриаль­ные цивилизации распространять свое влияние по всему миру в поисках потенциальных потребителей, производителей, ресурсов. Логика рынка заставляет их повсюду разрушать традиционный уклад, вызывая соответ­ствующую реакцию. Но разрушение традиционного образа жизни не со­провождается автоматическим переходом к индустриальному способу существования. Ведь для этого необходимо полностью изменить миро­воззрение и принципы жизни, складывавшиеся тысячелетиями.

4. Наконец, важной причиной возникновения глобальных проблем является господствующее мировоззрение индустриальной цивилизации. Оно строится на принципе бесконечного прогресса. Суть этой идеи состо­ит в убеждении, что современные индустриальные общества воплощают наиболее передовой уровень развития человечества. Это дает им право пренебрежительно относиться как к природе, которую они рассматрива­ют как объект для покорения, так и к другим культурам, которые они счи­тают примитивными, отсталыми. Вот почему индустриальные цивилиза­ции считают правомерным навязывать свой способ жизни всем осталь­ным народам и культурам.

Анализ причин возникновения глобальных проблем указывает и на возможные пути их преодоления.

1. Отказ от природопотребляющих технологий и повсеместное внедрение ресурсосберегающих производственных процессов. Природа долгое время рассматривалась как неисчерпаемый поставщик готовых благ, которые следовало лишь распределить. Теперь встает задача сбережения и искусственного создания этих благ

2.Отказ от искусственного стимулирования потребления и произ­водства на пределе возможностей, столь характерного для индустриаль­ного общества. Исследователи считают, что у современного человека много по существу ненужных потребностей (примеров таких потребностей предостаточно, вы с легкостью сможете сами их привести). Вот от них-то и необходимо отказаться. Вместо привычного установки на «уровень жиз­ни» (количество потребляемых жизненных благ) они предлагают ориентироваться на «качество жизни», а именно на чистоту воздуха, воды, пищевых продуктов, общее состояние окружающей природной среды. Вот эти блага и следует не просто беречь, а создавать.

3. Установление в мире нового социально-политического поряд­ка. В последнее столетие геополитическая ситуация в мире представляла собой динамическое равновесие, основанное на противоборстве разных сил. Его можно было обозначить как противостояние «Восток-Запад».
Авангардом «Востока» в этом противостоянии была система советского социализма. Оно сформировало и способ международных отношений, который строился и продолжает строиться на принципе создания и борьбы центров сил. Эти центры сил в лице США и Советского Союза, обладая
наибольшей мощью, вступали в борьбу друг с другом и вынуждали тем самым остальные общества присоединяться либо к одному, либо к друго­му лагерю. Падение Советского Союза привело к краху одного из противоборствующих лагерей, но сохранило сам принцип деления мира на «центр»
и «периферию».

Однако в то же время все больше о себе заявляет противостояние типа «Север-Юг». Индустриальная цивилизация («Север») продолжает экспансию, расширение сферы своего влияния на планете. Однако боль­шая группа стран, стремящихся к самостоятельности («Юг»), активно отвергает ценности индустриальной цивилизации и предлагаемые ей способы решения проблем (например, резкое сокращение рождаемости для предотвращения голода и прочих бед, связанных с избытком населения).

Тенденции современного развития позволяют сформулировать. Очень важный вывод. Если кризис, обусловленный глобальными проблемами, разрешим только совместными усилиями всех народов, то в инте­ресах его преодоления необходимо не только ликвидировать остатки противостояния «Восток-Запад», но и найти пути к взаимопониманию между Севером и Югом. Это и означало бы установление нового социально-политического порядка в мире, который строился бы не на конфликте и борьбе цивилизаций, а также на доминировании одной цивилизации над другими, а на сотрудничестве равноправных партнеров.

4. Мировоззренческая революция или фундаментальное изменение ценностных ориентации и понимания своего места в мире. «Жизнь-это борьба» - к такой мысли привыкли многие поколения людей. Имеется в виду борьба с природой за жизненные блага, конкуренция с другими людьми за лучшие условия жизни. Индустриальная цивилизация успех в соперничестве не с другими людьми в целом возводит в ранг абсолютной ценности. В противоположность этому в наше время в религиях, философии набирает популярность идея солидарности людей на основе общих духовных ценностей. Суть их состоит в реализации принципа диалога, который предполагает сохранение и признание ценности уникальности каждой куль­турной формы, а также ее развитие и обогащение благодаря контакту с другими такими же уникальными и неповторимыми культурными фор­мами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: