Мораль является одной из основных духовных ценностей общества, особенно современного, а также одним из основных видов социальных норм. В чем же ее особенности? Прежде всего, в том, что мораль определяет не познание мира, не переживания, а действия или поведение в целом. Она регулирует не чувства и разум, а волю. Действия воли измеряется категориями «добро» и «зло».
Характерной чертой морали является ее универсальный характер. Это значит, что она должна быть значима для всех членов общества. Например, правила техники безопасности важны только для тех, кто занимается каким-либо специализированным видом деятельности. Такое правило, как запрет на плагиат, т.е. использование чьих-либо идей без указания на их автора, значимо только для членов научного коллектива. Эти правила называют «профессиональной этикой». А требование «возлюби ближнего» предполагает отношение ко всем членам общества.
Универсальность означает, что все частные системы предписаний должны согласовываться с моралью. Бессмысленно оценивать правила поведения ученого с позиций профессиональной этики врача. Ведь профессиональная этика, в конечном счете, определяется тем, насколько эффективно она позволяет добиваться целей той или иной профессии. Но вот с позиций морали мы вполне можем оценивать и действия врача, и действия ученого.
|
|
Универсальность морали состоит, конечно, не в единообразии моральных норм, а в характере исполнения ее предписаний. Она должна определять поведение человека и быть основополагающей причиной его действий. Это значит, что человек, принявший на себя моральные обязательства, должен быть последовательным, т.е. руководствоваться ими везде, всегда и по отношению ко всем.
Каков же должен быть характер предписаний, чтобы они могли носить универсальный характер? Моральное действие должно отличаться от действий, причиной которых является чувственное желание. Чем? Внешне они могут быть одинаковы. Так, человек может помочь другому человеку, потому что испытывает к нему симпатию. Такие действия, которые свершаются под влиянием наших чувств (симпатий или антипатий, радости, ненависти и т.д.), получили название «склонности».
Разница в том, что действие, совершенное только из-за чувства симпатии, не имеет общезначимого, универсального характера. Ведь тогда человек помогал бы только тем людям, к кому он испытывает симпатию, или помогал бы только тогда, когда у него есть соответствующее настроение. Универсальность же состоит в том, что делать добро я должен любому человеку везде и всегда вне зависимости от моих личных симпатий или антипатий. А такая универсальность может быть обеспечена не влечением чувств, а силой разума. Вот почему исполнение моральных норм приобретает характер долга. Это не значит, что разум подавляет чувства. В морали задача разума или правил направлять чувства.
|
|
Поэтому содержание моральных норм носит характер императивов, т.е. повелений. В отличие от советов, которым можно подчиниться, а можно и нет, мораль требует беспрекословного выполнения. Это проявляется в характере формулировки моральных принципов. «Возлюби», «Помоги», «Будь справедливым». Почему? Потому что советы не носят обязательного для исполнения характера. Можешь делать, а можешь и не делать.
В чем специфика морали по сравнению с другими сферами духовной жизни, также содержащими нормы. Впервые моральные нормы возникают в рамках религий. Более того, современная мораль во многом имеет религиозное происхождение. Но по сути своей религия есть учение о спасении. Ее конечной целью является определение условий, обеспечивающих возможность перехода из мира земного в мир иной, потусторонний. Поэтому, в конечном счете, нормы морали для религии играют роль средства, способствующего достижению цели спасения. А для некоторых религий являются лишь одним из таких средств. Вот почему религия не является этической системой.
Мораль же предназначена обеспечить регулирование поведения людей в этом земном мире и для этого мира. Более того, только тогда те или иные нормы поведения становятся моралью, когда их выполнение становится самоцелью. Вот почему в морали цель и средства не различаются. Это значит, что любое моральное предписание нельзя рассматривать как средство достижения каких внешних по отношению к морали задач. Ближнего следует любить ради него самого.
Еще одним регулятором поведения является традиция. Это слово многозначно. В частности под ней понимают некоторый неписаный, часто стихийно складывающийся, лишенный авторства комплекс правил поведения. Особенность традиции также состоит в том, что в ней четко не отделены друг от друга религиозные, правовые и собственно моральные предписания. Кроме того, обычно основой соблюдения тех или иных норм в традиции является давление общественного мнения. Т.е. человек соблюдает те или иные правила только потому, что боится осуждения окружающих. Сейчас бы мы назвали такого человека лицемером.
Сравнение с традицией позволяет также лучше понять отличие правовых норм от моральных. В современном индустриальном мире право также выступает универсальным регулятором человеческого поведения. Как и мораль, право является видом нормативности, а иногда по содержанию не отличается от нее. Как и мораль, оно носит императивный характер, т.е. требует беспрекословного подчинения.
Но, исполнение правовых норм гарантируется угрозой наказания со стороны государственных органов в случае их не соблюдения. Поэтому мотивом, побуждающим к соблюдению правовых норм, является страх наказания. Исполнение моральных норм осуществляется и должно осуществляться только силой собственного разума. Поэтому единственным мотивом, побуждающим к моральному поведению, может быть лишь совесть.
Кроме того, как правило, правовые нормы носят запретительный характер. Право повелевает, что не следует делать. Оно не может указывать человеку, что он должен делать и к чему он должен стремиться. В лучшем случае оно указывает, что он может делать как субъект права. А вот мораль как раз предназначена определять цели человеческих действий и требовать их выполнения. Всегда возможно определить правовое наказание за убийство другого человека и тем самым ограничить подобные действия. Но заставить с помощью органов государства любить другого весьма проблематично.
|
|
Отсюда вытекает и третье отличие морали от права. Можно конечно с помощью государственных органов заставлять людей любить друг друга. Но при этом трудно определить их подлинное внутреннее отношение к этому. Вот почему право не посягает на мысли людей, а регулирует лишь реально совершенные поступки. Мораль же требует, чтобы не только поступок, но стремление человека было нравственным.
Наконец, универсальность права отличается от универсальности морали. Оно едино и обязательно только для подданных или граждан государства, а мораль требует одинакового отношения к любому разумному существу.
Конечно, морали вообще нет. Она всегда существует в исторически конкретных формах. Совокупность исторически определенных правил поведения, т.е. правил, которые существовали или существуют в том или ином обществе в то или иное время, принято назвать словами «этос» или «нравы». Так, когда мы говорим о «нравах древнегреческого полиса», то хотим отметить специфические черты тех норм, что определяли поведение афинян, спартанцев и т.д.
В той степени, в какой правила поведения приобретают формализованный характер, они становятся этикетом. Формализованность их проявляется в том, что правила этикета обычно не допускают отклонений, могут быть легко записаны и определяют только характер исполнения действия или поступка.
Поскольку знания и возможности людей исторически ограничены, то они вполне могут ошибаться в поиске норм поведения. Поэтому в человеческой культуре возникает потребность в рефлексии или размышлении над существующими нравами. Ту часть философии, которая занимается изучением существующих правил поведения, размышлением над ними, выработкой критериев их верности, принято называть этикой.
Еще одно понятие, относящееся к морали, - это нравственность. Нравственность - это знание человеком правил поведения, умение, а главное, желание ими руководствоваться. Нравственный человек - это человек, которые сам желает жить согласно законам морали и не мыслит своей жизни иначе. Нравственность - это идеал, к которому следует стремиться человеку и обществу.