Социальные функции искусства

Итак, какие же функции выполняет или может выполнять искусст­во в обществе?

1. Это функция эстетическая. Искусство является способом удов­летворения потребности в переживаниях. Развитие цивилизаций приводит к тому, что за удовлетворение различных потребностей начинают отвечать определенные социальные институты, и люди привыкают к этому. Каж­дый сейчас знает, что для удовлетворения потребности в переживаниях достаточно пойти в кино, библиотеку, музей и т.д.

2.Это функция компенсаторная. Под компенсацией понимается дополнение, восполнение тех переживаний, которые человек не получает в ходе реальной жизни. Но не стоит связывать ее только с развлекательной музыкой, литературой и кино, помогающей человеку отвлечься от забот повседневной жизни. И состоит такое восполнение не только в восстанов­лении подавленных или отложенных переживаний. Эта функция заключа­ется также в своеобразном достраивании человеческого мира. Мир обра­зов, созданный искусством, как бы достраивает реальный мир. Ведь не везде мы можем побывать, не все жизненные ситуации примерить на себя, не все чувства пережить. И дело не только в том, что реальная жизнь плоха, 1 социальные отношения несправедливы.

Выражение разнообразных состояний души в художественной фор­ме позволяет читателю испытать полноту переживаний, всю ту гамму чувств, из которых складывается человеческая жизнь, но которые не всегда возможны в повседневной жизни. Описание ситуаций и состояний, испытываемых героями произведений, позволяет побывать в тех мирах, прожить такие жизни, приобрести такой опыт, который нужен для человеческой жизни, но который не всегда предоставляет повседневная жизнь.

3. Это функция мировоззренческая. Мы помним, что мировоззрение содержит принципы человеческого отношения к миру и выражает их через знания и ценности. Как может искусство формировать мировоззре­ние? Прежде всего, через форму подачи идей. Ведь одно дело мысли, воплощенные в сухой, невыразительной форме. Другое дело - яркость, эмоциональная насыщенность повествования, необычные образы, сильные метафоры. Рисуя состояния, которые испытывают герои произведений, сталкивая персонажей во множестве нравственных ситуаций, изображая их страдания, муки и радости силой своего языка, искусство может сде­лать нас чувствительными к переживаниям других людей, повлиять на нашу оценку их поведения, сформировать ценностные ориентиры.

Но искусство может воздействовать не только посредством фор­мы. Ведь сила переживания состоит не только в изобразительных особен­ностях языка искусства, но и в содержании произведений. Искусство ри­сует возможные миры. В художественных произведениях, как правило, описываются самые разнообразные жизненные ситуации (от малых до великих, от личного до общественного), а также даются варианты их реше­ния. Проживая и переживая их, человек приобретает жизненный опыт, который он не получил бы в силу ограниченности личного опыта. Такой опыт позволяет сформировать жизненные ориентиры и эффективнее ре­шать те реальные проблемы, с которыми предстоит столкнуться. Тем са­мым, если посредством компенсаторной функции искусство достраивало реальный мир, чтобы дать возможность получить новый опыт, то миро­воззренческую функцию оно осуществляет тем, что оформляет этот опыт так, чтобы его можно было снова использовать в реальной жизни для ре­шения реальных проблем.

И, наконец, мировоззренческую функцию искусство реализует тем, что указывает ценности, к которым следует стремиться. Что это значит? Ведь ценности и идеалы нам указывает либо религия, либо философия, идеология и наука. Однако мы видим, и это особенно характерно для со­временного общества, что часто именно искусство формирует ориенти­ры для подражания. Вымышленные персонажи, сами деятели искусства, актеры, певцы, музыканты становятся для нас образцами поведения. Дело в том, что искусство занимает ту нишу, на которую религия или филосо­фия часто не обращали внимание. Это область повседневной жизни. Этим искусство дополняет другие мировоззренческие системы.

Но есть еще один вид ценностей, которые формирует только искус­ство. Ведь мы часто даем оценку произведениям, квалифицируя их как плохие, хорошие, примитивные, сложные и т.д. Т.е. мы применяем к ним особую мерку, которая называется «художественным вкусом». А произ­ведения, являющиеся образцами или воплощением такой мерки, называ­ются "классическими". Тем самым, подобно тому, как мораль указывает нам образцы поведения, которых мы должны придерживаться, искусство указывает нам образцы переживаний, т.е. формирует наш вкус.

4. Это функция коммуникативная. Искусство объединяет людей, прежде всего, силой и общностью переживания. Ведь многие виды искус­ства рассчитаны именно на коллективное потребление.

Кроме того, в современном мире искусство также выступает од­ним из условий формирования социальных групп. Единство вкуса, эстети­ческих убеждений, симпатия к одним и тем же произведениям, стремле­ние воплотить те или иных эстетические программы объединяет творцов или потребителей, становясь решающим фактором, определяющим их поведение, их интересы.

Коммуникативную роль искусство выполняет также, связывая ав­тора и читателя. Ведь произведение есть некоторое послание. Оно прини­мается только тогда, когда находит отклик в душах людей, и посылается в расчете на такой отклик. Дело конечно не в том, что мы связываемся опос­редованно, отправляя друг другу письма или телеграммы. Силой своего таланта художник открывает темы, на которые мы не обращали внимание. Силой своего языка он заставляет нас почувствовать их важность. Широ­той охвата темы он придает ей общественное звучание. Иначе говоря, люди осуществляют совместные действия или вырабатывают единство отноше­ния к тем или иным вопросам благодаря тем сюжетам, которые поднима­ет писатель, поэт, кинорежиссер.

Можно отметить, что в современном мире данный аспект комму­никативной функции искусства приобретает решающее значение. Ведь средства коммуникации позволяют связать все части мира друг с другом мгновенно. Они же открывают возможность передавать огромное коли­чество самых разных сообщений во все концы света. Можно сказать, что современный мир переполнен огромным количеством посланий. Поэто­му только сила языка изображения, умение использовать яркие образы и необычные слова в состоянии заставить человека обратить внимание на те или иные проблемы современного мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: