Исследователи считают, что ориентация на производство и потребление информации должно привести к глобальным переменам в социальной сфере.
Прежде всего, на основе обмена информацией возникают новые способы связи между людьми. Недаром новое общество называют «эпохой Интернета». Формируется телекоммуникационная система. Она радикально меняет экономические связи, преодолевает временные, национальные и государственные ограничения в обмене знаниями, услугами, культурными ценностями. Утрачивают свое значение сложившиеся формы передвижения. Телекоммуникационная система позволяет людям многих стран непосредственно связываться друг с другом. Тем самым формируются новые сообщества, которые связаны не местом проживания или принадлежностью к той или иной страте, а способностью и потребностью в коммуникации.
Понятно, если информация - основной ресурс экономики, то не обладание собственностью, а владение и контроль над информацией становится приоритетной социальной ценностью. Это значит, что социальная стратификация постиндустриального общества будет строиться на новой основе. Предполагают, что ценность информации не просто дополнит существующие социальные ценности, а станет определять статусные позиции человека.
|
|
Обладание информацией способствует выравниванию стартовых позиций, а значит, преодолению социального неравенства. Ведь она является особым товаром. Ей нельзя обладать, как обладают материальными благами. Когда информацию продают или передают кому-то, она остается также у автора или создателя в отличие от остальных вещей. Это значит, что знание по природе своей носит общественный характер. Но самое важное, что знание есть продукт искусственный. Он создается человеком и делается в расчете на потребление окружающими. И ученый, и деятель искусства только так и могут выразить себя. Поэтому обладание информацией доступно любому, легко передаваемо и наиболее зависит от собственных способностей и усилий в отличие от власти и богатства. Универсальность телекоммуникационных систем еще более облегчает доступ к знанию. Превращение информации в социальную ценность тем самым расширяет возможности добиваться успеха. Недаром многие исследователи называют новое общество, обществом, где господствует меритократия. Это означает, что положение человека определяется его собственными заслугами, обеспеченными в соответствие с наиболее универсальными (доступными всем) критериями.
Характерной чертой постиндустриального общества считается рост социальной дифференциации. Массовое стандартизированное производство разделяло общество на большие социальные группы: классы. Индивидуализация производства приводит к тому, что современное общество становится не однородным, а наоборот, разнородным. Это общество, где господствуют различия, где возникает множество разнообразнейших социальных групп. Самое важное, что принадлежность к ним определяется не происхождением или корпоративными связями, а следствием собственных заслуг или свободного выбора самого человека. Расширение репертуара социальных ролей способствует тем самым полноте самореализации.
|
|
Меняются ценностные ориентиры самого человека. Развитие производства и рост благосостояния обеспечивают свободу выбора и позволяют индивиду реализовывать не только те ценности, в которых заинтересовано общество, но и собственные личностные приоритеты. Поэтому многие исследователи считают, что параллельно со статусно-ролевой системой возникает новая модель социального существования. Ее называют ориентацией на жизненный стиль и организацию своей индивидуальной биографии. Это означает, что человек получает возможность устраивать свою собственную жизнь своими собственными усилиями. Но важно, что меняется сам смысл существования. Он не сводится к погоне за властью, богатством, престижем, карьерой. Новый способ жизни недаром называют жизненным стилем и сравнивают с игровым отношением, потому что ценностью становится не гонка за какими-то целями, а удовлетворение от проживания самого процесса жизни. Моделью может служить деятельность ученого или художника.
В результате новое общество начинает строиться не на принципе иерархии, где есть деление на верх и низ и действует принцип приказа от высших к низшим, а на принципе сети, где нет никакого центра, никакой вершины. Поэтому такое общество представляет собой множество равноправных групп, которые выстраивают свои отношения на основе сосуществования, терпимости, согласования и координации своих действий.