Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (ст. 129 Конституции РФ).
Организация и деятельность прокуратуры регулируется Федеральным Законом «О прокуратуре Российской Федерации». Назначением прокуратуры является осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на её территории законов.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура Российской Федерации осуществляет определенные направления деятельности, основными из которых являются прокурорский надзор и уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
|
|
Прокурорский надзор подразделяется на несколько отраслей или видов:
надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием чаконам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органам и управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов судебными приставами;
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
В основе организации и деятельности прокуратуры лежат следующие принципы:
|
|
1. Принцип законности. Это значит, что, осуществляя надзор за точным и единообразным исполнением законов, прокуратура сама действует только на основе закона.
2. Принцип единства.
Он выражается:
а) в единстве целей и задач всех органов прокуратуры;
б) в единстве принципов организации и деятельности;
в) в единстве направлений деятельности, её форм и методов, в единстве полномочий каждого прокурора;
г) во взаимозаменяемости прокуроров.
3. Принцип централизации. Централизация выражается:
а) в строго централизованном порядке назначения работников прокуратуры и в освобождении их от должности;
б) в отсутствии двойного подчинения, в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех вместе - Генеральному прокурору РФ;
в) в строго централизованном построении всех органов прокуратуры в пределах РФ;
г) в праве вышестоящего прокурора отменить любой акт прокурора нижестоящего.
4. Принцип единоначалия. Все решения в органах прокуратуры принимаются единолично должностным лицом в пределах своей компетенции. Коллегии в соответствующих прокуратурах являются совещательными органами при прокурорах. При несогласии прокурора с решением коллегии он проводит в жизнь свое решение, уведомляя о возникших разногласиях вышестоящего прокурора.
5. Принцип независимости прокуратуры от местных органов власти и управления. Генеральный прокурор подотчетен только высшим органам власти РФ. Нижестоящие прокуроры подотчетны только прокурорам вышестоящим, а все вместе - Генеральному прокурору РФ.
Воздействие в какой бы то ни было форме органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности, влечет за собой установленную законом ответственность.
В систему органов прокуратуры РФ входят территориальные и специализированные прокуратуры. К территориальным прокуратурам относятся: Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры республик в составе РФ, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов, городов и районов.
К специализированным прокуратурам относятся:
1) военные прокуратуры - осуществляют надзор за исполнением законов в Вооруженных Силах, составляют двухзвенную систему. Военные прокуроры подчиняются вышестоящим военным прокурорам и Генеральному прокурору РФ;
2) транспортные прокуратуры - бывают двух видов: транспортные прокуратуры на правах районных и транспортные прокуратуры на правах областных. Транспортные прокуроры подчиняются вышестоящим транспортным прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Транспортные прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законов на транспорте: железнодорожном, морском, речном и воздушном;
3) прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях. Они создаются в местах расположения таких учреждений. Подчиняются территориальным прокурорам: области, края, республики в составе РФ;
4) природоохранные прокуратуры - осуществляют надзор за исполнением законов об охране природы. Могут быть двух видов: природоохранительные прокуратуры на правах районной и природоохранительные прокуратуры на правах областной. Подчиняются эти прокуратуры территориальным прокурорам или непосредственно Генеральному прокурору РФ. Приказом Генерального прокурора РФ могут быть образованы и иные специализированные прокуратуры: прокуратуры закрытых административно-территориальных образований и другие.
Генеральные прокурор РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ сроком на пять лет. Все другие прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ, причем прокуроры субъектов Российской Федерации - по согласованию с органами государственной власти этих субъектов.