Прокуратура России играет очень важную, активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, укреплении законности и правопорядка.
Конституция РФ 1993 г. посвятила прокуратуре одну статью (129 –ю) в главе "Судебная власть".
Такое решение вызывает недоумение.
Во-первых, прокуратура не относится к судебной власти, и,
во-вторых, по своей значимости и особому месту в государственном механизме она заслуживает более детальной регламентации именно на конституционном уровне.
Поэтому возможно и такое (ложное) толкование статьи 129 Конституции, в соответствии с которым прокуратуру можно наделить законными судебными полномочиями (в принципе любыми, например полномочиями судебного исполнителя) и лишить традиционных прокурорских полномочий.
Однако создатели Конституции просто не знали, куда поместить эту статью (специальная глава в Конституции не соответствует государственно-правовому статусу прокуратуры, а Президенту и Правительству прокуратура подчиняться не должна).
И поскольку ранее в России прокуратура и суд составляли элементы одной карательной системы, то статью о прокуратуре поместили в главу "Судебная власть".
Это не должно давать повода рассматривать прокуратуру как один из органов судебной власти. Единственный субъект этой власти - суд.
Прокуратура не входит в систему законодательной, исполнительной и судебной властей и действует независимо от органов государственной власти и управления, общественных объединений, и должностных лиц.
Вместе с тем отметим, что в статье 129 содержится одно из важнейших положений, характеризующих организационные основы прокуратуры.
"Прокуратура Российской Федерации, - сказано в этой статье, - составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации".
Оговорено также, что "полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом".
Таким законом является Закон от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации".
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации
участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами,
опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
Прокуратура принимает также участие в правотворческой деятельности.
Прокурорский надзор представляет собой одну из самостоятельных формгосударственной деятельности наряду с другими ветвями власти - представительной (законодательной), исполнительной и судебной.
В Законе "О прокуратуре Российской Федерации" (статья 11) определено, что систему прокуратуры РФ составляют
Генеральная прокуратура РФ,
прокуратуры субъектов РФ,
приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры,
научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также
прокуратуры городов и районов,
другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.
Вместе с тем с учетом единства системы прокуратуры Закон устанавливает и такое принципиальное условие:
"Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются" (статья 11).
Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации, который руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за работой подчиненных ему прокуроров.
Генеральный прокурор РФ непосредственно руководит деятельностью прокуроров субъектов Российской Федерации, а через них и деятельностью всех нижестоящих прокуроров - городов и районов.
Таким образом, система территориальных органов прокуратуры является трехзвенной.
Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ.
В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора (председатель), его первого заместителя, заместителей и других руководящих работников органов прокуратуры Российской Федерации, назначаемых Генеральным прокурором.
Коллегия - это совещательный орган, где обсуждаются важнейшие проблемы деятельности прокуратуры: отчеты о работе структурных подразделений, результаты проверок работы нижестоящих прокурорских звеньев, кадровые вопросы.
В Генеральной прокуратуре РФ функционируют главные управления, управления и отделы.
Каждое подразделение Прокуратуры РФ ведает определенной отраслью надзора в масштабе страны, руководит, направляет и контролирует указанную сферу деятельности нижестоящих органов прокуратуры.
В состав Генеральной прокуратуры РФ входит на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором.
Особо подчеркнем, что это не самостоятельная, автономная прокуратура, а именно структурное подразделение единой Генеральной прокуратуры РФ.
Структурно-логическая схема:
┌──────────────┐
┌────┤ Прокуратура РФ ├────┐
V └──────┬───────┘ V
┌───────────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────────┐
│ Система органов │ │ │ Иные полномочия │
├───────────────────────────────┘ │ ├───────────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────────┐ │ │ ┌────────────────────────────┐
├─>│ Генеральная │ │ │ │Выступление прокурора в суде│
│ │ прокуратура РФ │ │ ├─>│ в качестве государственного│
│ └────────────────────────────┘ │ │ │ обвинителя │
│ ┌────────────────────────────┐ │ │ └────────────────────────────┘
├─>│ Прокуратуры республик │ │ │ ┌────────────────────────────┐
│ │ в составе РФ │ │ ├─>│Осуществление расследования │
│ └────────────────────────────┘ │ │ │ преступлений │
│ ┌────────────────────────────┐ │ │ └────────────────────────────┘
├─>│Прокуратуры краев, областей,│ │ │ ┌────────────────────────────┐
│ │г. Москвы и Санкт-Петербурга│ │ │ │Освобождение лиц, незаконно │
│ └────────────────────────────┘ │ ├─>│ подвергнутых │
│ ┌────────────────────────────┐ │ │ │административному задержанию│
├─>│ Военные прокуратуры в │ │ │ └────────────────────────────┘
│ │ Вооруженных Силах страны │ │ │ ┌────────────────────────────┐
│ └────────────────────────────┘ │ ├─>│ Опротестование │
│ ┌────────────────────────────┐ │ │ │противоречащих закону актов │
├─>│ Прокуратуры автономной │ │ │ └────────────────────────────┘
│ │области, автономных округов │ │ │ ┌────────────────────────────┐
│ └────────────────────────────┘ │ │ │ Возбуждение уголовных дел │
│ ┌────────────────────────────┐ │ ├─>│или производства по поводу │
│ │ Прокуратуры городов, │ │ │ │ административных │
└─>│ районов, иные │ │ │ │ правонарушений │
│ территориальные прокуратуры│ │ │ └────────────────────────────┘
└────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────┐
│ │ │ Внесение представлений │
│ │ │ об устранении нарушений │
│ ├─>│ закона, принесение │
│ │ │протестов на противоречащие │
│ │ │ закону акты │
│ │ └────────────────────────────┘
│ │ ┌────────────────────────────┐
│ │ │ Координация деятельности │
│ └─>│ правоохранительных органов │
│ │ по борьбе с преступностью │
V └────────────────────────────┘
┌─────────────────────┐
┌───────────┤Осуществление надзора├────────────┐
V └───┬─────────────┬───┘ V
┌──────────────────────────┐ │ │ ┌──────────────────────────┐
│ За исполнением законов │ │ │ │ За исполнением законов │
│органами власти на местах,│ │ │ │ в местах содержания │
│ их должностными лицами, │ │ │ │ задержанных, осужденных │
│ юридическими лицами, │ │ │ └──────────────────────────┘
│ общественными │ │ │
│ объединениями │ │ │
└──────────────────────────┘ │ │
┌──────────────────────────┐ │ │ ┌──────────────────────────┐
│ За исполнением законов │ │ │ │ За исполнением законов │
│ органами оперативного │ │ │ │ органами военного │
│ розыска, дознания │<─┘ └─>│ управления, воинскими │
│ и предварительного │ │ частями и учреждениями │
│ следствия │ └──────────────────────────┘
└──────────────────────────┘