Прокуратура Российской Федерации

Прокуратура России играет очень важную, активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, укреплении законности и правопорядка.

Конституция РФ 1993 г. посвятила прокуратуре одну статью (129 –ю) в главе "Судебная власть".

Такое решение вызывает недоумение.

Во-первых, прокуратура не относится к судебной власти, и,

во-вторых, по своей значимости и особому месту в государственном механизме она заслуживает более детальной регламентации именно на конституционном уровне.

Поэтому возможно и такое (ложное) толкование статьи 129 Конституции, в соответствии с которым прокуратуру можно наделить законными судебными полномочиями (в принципе любыми, например полномочиями судебного исполнителя) и лишить традиционных прокурорских полномочий.

Однако создатели Конституции просто не знали, куда поместить эту статью (специальная глава в Конституции не соответствует государственно-правовому статусу прокуратуры, а Президенту и Правительству прокуратура подчиняться не должна).

И поскольку ранее в России прокуратура и суд составляли элементы одной карательной системы, то статью о прокуратуре поместили в главу "Судебная власть".

Это не должно давать повода рассматривать прокуратуру как один из органов судебной власти. Единственный субъект этой власти - суд.

Прокуратура не входит в систему законодательной, исполнительной и судебной властей и действует независимо от органов государственной власти и управления, общественных объединений, и должностных лиц.

Вместе с тем отметим, что в статье 129 содержится одно из важнейших положений, характеризующих организационные основы прокуратуры.

"Прокуратура Российской Федерации, - сказано в этой статье, - составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации".

Оговорено также, что "полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом".

Таким законом является Закон от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации".

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- надзор за исполнением законов судебными приставами;

- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации

участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами,

опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Прокуратура принимает также участие в правотворческой деятельности.

Прокурорский надзор представляет собой одну из самостоятельных формгосударственной деятельности наряду с другими ветвями власти - представительной (законодательной), исполнительной и судебной.

В Законе "О прокуратуре Российской Федерации" (статья 11) определено, что систему прокуратуры РФ составляют

Генеральная прокуратура РФ,

прокуратуры субъектов РФ,

приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры,

научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также

прокуратуры городов и районов,

другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

Вместе с тем с учетом единства системы прокуратуры Закон устанавливает и такое принципиальное условие:

"Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются" (статья 11).

Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации, который руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за работой подчиненных ему прокуроров.

Генеральный прокурор РФ непосредственно руководит деятельностью прокуроров субъектов Российской Федерации, а через них и деятельностью всех нижестоящих прокуроров - городов и районов.

Таким образом, система территориальных органов прокуратуры является трехзвенной.

Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора (председатель), его первого заместителя, заместителей и других руководящих работников органов прокуратуры Российской Федерации, назначаемых Генеральным прокурором.

Коллегия - это совещательный орган, где обсуждаются важнейшие проблемы деятельности прокуратуры: отчеты о работе структурных подразделений, результаты проверок работы нижестоящих прокурорских звеньев, кадровые вопросы.

В Генеральной прокуратуре РФ функционируют главные управления, управления и отделы.

Каждое подразделение Прокуратуры РФ ведает определенной отраслью надзора в масштабе страны, руководит, направляет и контролирует указанную сферу деятельности нижестоящих органов прокуратуры.

В состав Генеральной прокуратуры РФ входит на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором.

Особо подчеркнем, что это не самостоятельная, автономная прокуратура, а именно структурное подразделение единой Генеральной прокуратуры РФ.

Структурно-логическая схема:

┌──────────────┐

┌────┤ Прокуратура РФ ├────┐

V └──────┬───────┘ V

┌───────────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────────┐

│ Система органов │ │ │ Иные полномочия │

├───────────────────────────────┘ │ ├───────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────┐ │ │ ┌────────────────────────────┐

├─>│ Генеральная │ │ │ │Выступление прокурора в суде│

│ │ прокуратура РФ │ │ ├─>│ в качестве государственного│

│ └────────────────────────────┘ │ │ │ обвинителя │

│ ┌────────────────────────────┐ │ │ └────────────────────────────┘

├─>│ Прокуратуры республик │ │ │ ┌────────────────────────────┐

│ │ в составе РФ │ │ ├─>│Осуществление расследования │

│ └────────────────────────────┘ │ │ │ преступлений │

│ ┌────────────────────────────┐ │ │ └────────────────────────────┘

├─>│Прокуратуры краев, областей,│ │ │ ┌────────────────────────────┐

│ │г. Москвы и Санкт-Петербурга│ │ │ │Освобождение лиц, незаконно │

│ └────────────────────────────┘ │ ├─>│ подвергнутых │

│ ┌────────────────────────────┐ │ │ │административному задержанию│

├─>│ Военные прокуратуры в │ │ │ └────────────────────────────┘

│ │ Вооруженных Силах страны │ │ │ ┌────────────────────────────┐

│ └────────────────────────────┘ │ ├─>│ Опротестование │

│ ┌────────────────────────────┐ │ │ │противоречащих закону актов │

├─>│ Прокуратуры автономной │ │ │ └────────────────────────────┘

│ │области, автономных округов │ │ │ ┌────────────────────────────┐

│ └────────────────────────────┘ │ │ │ Возбуждение уголовных дел │

│ ┌────────────────────────────┐ │ ├─>│или производства по поводу │

│ │ Прокуратуры городов, │ │ │ │ административных │

└─>│ районов, иные │ │ │ │ правонарушений │

│ территориальные прокуратуры│ │ │ └────────────────────────────┘

└────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────┐

│ │ │ Внесение представлений │

│ │ │ об устранении нарушений │

│ ├─>│ закона, принесение │

│ │ │протестов на противоречащие │

│ │ │ закону акты │

│ │ └────────────────────────────┘

│ │ ┌────────────────────────────┐

│ │ │ Координация деятельности │

│ └─>│ правоохранительных органов │

│ │ по борьбе с преступностью │

V └────────────────────────────┘

┌─────────────────────┐

┌───────────┤Осуществление надзора├────────────┐

V └───┬─────────────┬───┘ V

┌──────────────────────────┐ │ │ ┌──────────────────────────┐

│ За исполнением законов │ │ │ │ За исполнением законов │

│органами власти на местах,│ │ │ │ в местах содержания │

│ их должностными лицами, │ │ │ │ задержанных, осужденных │

│ юридическими лицами, │ │ │ └──────────────────────────┘

│ общественными │ │ │

│ объединениями │ │ │

└──────────────────────────┘ │ │

┌──────────────────────────┐ │ │ ┌──────────────────────────┐

│ За исполнением законов │ │ │ │ За исполнением законов │

│ органами оперативного │ │ │ │ органами военного │

│ розыска, дознания │<─┘ └─>│ управления, воинскими │

│ и предварительного │ │ частями и учреждениями │

│ следствия │ └──────────────────────────┘

└──────────────────────────┘


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: