Правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, того, в каких условиях данное явление возникло, как развивалось, каким стало в современной действительности. Возникновение права как особого, юридического регулятора общественных отношений связано с вхождением общества в эпоху цивилизации. При всем многообразии этого процесса у разных народов, в разные исторические периоды нельзя не видеть и общих закономерностей появления права, его особенностей по сравнению с теми формами регулирования, которые были в первобытном обществе. Каждое общество, каким бы простым и примитивным оно не представлялось последующим поколениям людей, нуждается в определенном порядке отношений и способах защиты интересов членов этого общества. Особенности жизни людей в догосударственном первобытном обществе, в условиях их полной зависимости от природы, общности потребностей и интересов, предопределяли и своеобразие регулятивных начал, социальных норм этого этапа.
|
|
Так, в системе норм преобладали запреты в виде табу, т.е. подкрепленной религиозными верованиями недопустимости совершать те или иные поступки. С помощью табу защищались охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного, необоснованного уничтожения; регулировались семейно-брачные отношения (например, недопустимость браков между кровными родственниками). Благодаря таким запретам, первобытному обществу удалось добиться дисциплины, обеспечивавшей добычу и воспроизводство жизненных благ; разделение труда, носившего естественно-природный характер; почти все стороны жизни первобытного человека, как личной, так и общественной, были подчинены системе табу.
Обобщением определенного опыта людей в их взаимоотношениях друг с другом были обычаи и традиции, в формировании и поддержании которых имели большое значение религиозные, стихийно-природные представления людей; они осуществлялись в силу подражания, привычки поступать так, как поступают другие, как поступают все. В этих нормах соединялись как нерасторжимое единство правила нравственные, обрядовые, религиозные, производственные. В современной науке социальные нормы первобытного общества называют мононормами, что подчеркивает их единый, нерасчлененный характер, отсутствие каких-либо четких различий между правами и обязанностями. Кровная месть, например, была правом каждого, но еще больше обязанностью; это был освященный многими поколениями обычай, но это и нравственный и религиозный долг, нарушение которого влекло изгнание из рода, презрение соплеменников, суеверный страх перед тенью не отмщенного, позор. Нередко эти нормы содержали в себе указания на меры наказания: порицание, нанесение телесного повреждения, иногда - лишение жизни. Но принуждение было все же редким явлением. Отражение в нормах потребностей, воли всех членов общества предопределяло их добровольное (как правило) выполнение.
|
|
Таким образом, в первобытном обществе, в условиях родоплеменной общественной организации существовала своеобразная система социального регулирования в виде особых норм - правил поведения, основанных на естественно-природной необходимости выживания человека, создания условий его жизнедеятельности. Это были исторически сложившиеся в обществе, выражавшие потребности и интересы членов этого общества, неписаные правила, обеспечиваемые привычкой, общественном мнением, силой авторитета всего рода.
Вопросы происхождения права как особой системы упорядочения общественных отношений с давних времен привлекали внимание философии и юристов. Было создано немало теорий, авторы которых, каждый по-своему, объясняли появление права.
В современной отечественной науке обосновывается вывод, что причины происхождения права необходимо искать во всей совокупности факторов общественной и индивидуальной жизни человека: национальных, экономических, биологических, психологических и других.
Развитие, усложнение общественных отношений в процессе переходи от присваивающей системы хозяйства (когда люди пользовались плодами окружающего его мира) к производящей экономике неизбежно приводили к социальному расслоению общества и выделению в нем групп людей с разными, нередко противоречивыми интересами. Изменениями в системе власти и управления, выразившиеся в появлении государства, ускорили появление права как специфического института поддержания нового состояния общества.
Объективные потребности, породившие право:
- необходимость установления единого порядка отношений новой общности людей - народа, населяющего определенную территорию;
- необходимость поддержания порядка в условиях расслоения общества на социальные группы (касты, сословия, классы), имущественное и социальное положение которых стало существенно различающимся, вызывало противоречия и конфликты;
- необходимость ограничения и смягчения враждебного военного противостояния народов, нуждавшихся в развитии соседских отношений, обмена, в защите своих интересов мирными средствами.
Право складывалось первоначально на основе обычаев прошлой эпохи, которым придавалось общеобязательное значение и за нарушение которых предусматривались меры государственного принуждения.
Большую роль играли судебные решения, которым придавалось значение общеобязательных правил; новым авторитетным источником утверждающегося в обществе права стали законы, постановления, распоряжения органов государственной власти.
Появляется достаточно четкое фиксирование в письменных документах различных норм, прежде всего регулирующих производственную деятельность (например, появление агрокалендарей, в которых расписывалась по дням жизнедеятельность земледельцев). Возникают новые способы контроля за выполнением норм - появляются специально назначенные должностные лица, особые институты (полиция, армия). С утверждением частной собственности (на землю, орудия труда, рабов) и эксплуатации право все больше выступало в роли регулятора общественных отношений с позиций интересов собственников основных средств производства. Это особенно проявлялось в резком ужесточении санкций (государственно-принудительных мер), защищающих собственность социальной верхушки; во введении различных наказаний за преступления против личности в зависимости от социального положения. Однако это не дает оснований характеризовать возникшее право лишь как средство классового насилия, инструмент поддержания эксплуатации и защиты государственных интересов. По своей природе право это явление цивилизации, призванное обеспечить необходимую упорядоченность общественной жизни, определить меру свободы человека и его объединений.