Происхождение права. Правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, того

Правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, того, в каких условиях данное явление возникло, как развивалось, каким стало в современной действительности. Возникновение права как особого, юридического регулятора обществен­ных отношений связано с вхождением общества в эпоху цивилизации. При всем многообразии этого процесса у разных народов, в разные истори­ческие периоды нельзя не видеть и общих закономерностей появления права, его особенностей по сравнению с теми формами регулирования, которые были в первобытном обществе. Каждое общество, каким бы про­стым и примитивным оно не представлялось последующим поколениям людей, нуждается в определенном порядке отношений и способах защиты интересов членов этого общества. Особенности жизни людей в догосударственном первобытном обществе, в условиях их полной зависимости от природы, общности потребностей и интересов, предопределяли и своеоб­разие регулятивных начал, социальных норм этого этапа.

Так, в системе норм преобладали запреты в виде табу, т.е. подкреплен­ной религиозными верованиями недопустимости совершать те или иные поступки. С помощью табу защищались охотничьи угодья, места гнездова­ния птиц и лежбища зверей от чрезмерного, необоснованного уничтожения; регулировались семейно-брачные отношения (например, недопустимость браков между кровными родственниками). Благодаря таким запретам, перво­бытному обществу удалось добиться дисциплины, обеспечивавшей добычу и воспроизводство жизненных благ; разделение труда, носившего естествен­но-природный характер; почти все стороны жизни первобытного человека, как личной, так и общественной, были подчинены системе табу.

Обобщением определенного опыта людей в их взаимоотношениях друг с другом были обычаи и традиции, в формировании и поддержании которых имели большое значение религиозные, стихийно-природные пред­ставления людей; они осуществлялись в силу подражания, привычки по­ступать так, как поступают другие, как поступают все. В этих нормах со­единялись как нерасторжимое единство правила нравственные, обрядо­вые, религиозные, производственные. В современной науке социальные нормы первобытного общества называют мононормами, что подчеркива­ет их единый, нерасчлененный характер, отсутствие каких-либо четких различий между правами и обязанностями. Кровная месть, например, была правом каждого, но еще больше обязанностью; это был освященный многими поколениями обычай, но это и нравственный и религиозный долг, нарушение которого влекло изгнание из рода, презрение соплеменников, суеверный страх перед тенью не отмщенного, позор. Нередко эти нормы содержали в себе указания на меры наказания: порицание, нанесение телесного повреждения, иногда - лишение жизни. Но принуждение было все же редким явлением. Отражение в нормах потребностей, воли всех членов общества предопределяло их добровольное (как правило) выполнение.

Таким образом, в первобытном обществе, в условиях родоплеменной общественной организации существовала своеобразная система социального регулирования в виде особых норм - правил поведения, основанных на естественно-природной необходимости выживания человека, создания условий его жизнедеятельности. Это были исторически сложив­шиеся в обществе, выражавшие потребности и интересы членов этого общества, неписаные правила, обеспечиваемые привычкой, обществен­ном мнением, силой авторитета всего рода.

Вопросы происхождения права как особой системы упорядочения общественных отношений с давних времен привлекали внимание филосо­фии и юристов. Было создано немало теорий, авторы которых, каждый по-своему, объясняли появление права.

В современной отечественной науке обосновывается вывод, что причины происхождения права необходимо искать во всей совокупности факторов общественной и индивидуальной жизни человека: национальных, экономических, биологических, психологических и других.

Развитие, усложнение общественных отношений в процессе пере­ходи от присваивающей системы хозяйства (когда люди пользовались плодами окружающего его мира) к производящей экономике неизбежно при­водили к социальному расслоению общества и выделению в нем групп людей с разными, нередко противоречивыми интересами. Изменениями в системе власти и управления, выразившиеся в появлении государства, ус­корили появление права как специфического института поддержания нового состояния общества.

Объективные потребности, породившие право:

- необходимость установления единого порядка отношений новой общности людей - народа, населяющего определенную территорию;

- необходимость поддержания порядка в условиях расслоения об­щества на социальные группы (касты, сословия, классы), имущественное и социальное положение которых стало существенно различающимся, вызывало противоречия и конфликты;

- необходимость ограничения и смягчения враждебного военного противостояния народов, нуждавшихся в развитии соседских отношений, обмена, в защите своих интересов мирными средствами.

Право складывалось первоначально на основе обычаев прошлой эпохи, которым придавалось общеобязательное значение и за нарушение которых предусматривались меры государственного принуждения.

Большую роль играли судебные решения, которым придавалось значение общеобязательных правил; новым авторитетным источником утверждающегося в обществе права стали законы, постановления, распо­ряжения органов государственной власти.

Появляется достаточно четкое фиксирование в письменных доку­ментах различных норм, прежде всего регулирующих производственную деятельность (например, появление агрокалендарей, в которых расписы­валась по дням жизнедеятельность земледельцев). Возникают новые спо­собы контроля за выполнением норм - появляются специально назначен­ные должностные лица, особые институты (полиция, армия). С утвержде­нием частной собственности (на землю, орудия труда, рабов) и эксплуата­ции право все больше выступало в роли регулятора общественных отно­шений с позиций интересов собственников основных средств производ­ства. Это особенно проявлялось в резком ужесточении санкций (государ­ственно-принудительных мер), защищающих собственность социальной верхушки; во введении различных наказаний за преступления против лич­ности в зависимости от социального положения. Однако это не дает осно­ваний характеризовать возникшее право лишь как средство классового насилия, инструмент поддержания эксплуатации и защиты государствен­ных интересов. По своей природе право это явление цивилизации, при­званное обеспечить необходимую упорядоченность общественной жиз­ни, определить меру свободы человека и его объединений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: