Статус субъектов Российской Федерации и его конституционное закрепление

Конституция Российской Федерации закрепляет важнейшие черты правового статуса субъектов России. В её составе находятся 89 субъектов: 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения (Мос­ква и Санкт-Петербург), 1 автономная область, 10 автономных округов. Независимо от видов субъектов Российской Федерации все они имеют равный конституционный статус.

Республика - как субъект Российской Федерации - это демократи­ческое правовое государственно подобное образование, обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской Федерации. Они являются формами национальной государственности и воплощают равноправие и самоопределение народов.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст.66) статус рес­публики определяется федеральной конституцией и конституцией соот­ветствующей республики. К государственно-правовым признакам респуб­лики относятся:

- наличие конституции и законодательства;

- территория, при этом границы между субъектами могут быть из­менены только с их взаимного согласия; республиканское гражданство;

- официальный язык общения, помимо государственного; соб­ственные символы - герб, гимн, флаг.

Республики в составе Российской Федерации самостоятельно оп­ределяют собственную систему органов государственной власти в соот­ветствии с основами конституционного строя, общими принципами орга­низации представительных и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации.

Каждая республика имеет свой законодательный (представитель­ный) орган, главу исполнительной власти или главу республики в лице Президента, своё Правительство и судебные органы власти в лице консти­туционных судов и мировых судей.

Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа являются государственно-территориальными образо­ваниями в составе Российской Федерации. При этом автономные образо­вания являются формами национальной государственности, способом самоопределения народа, а края, области, города федерального значения - административно-территориальной.

Конституционно-правовой статус этой группы субъектов Российс­кой Федерации определяется федеральной Конституцией и их уставами.

Устав принимается органом законодательной власти соответствующего субъекта.

Каждый из субъектов этого вида образует собственные органы за­конодательной, исполнительной, и судебной власти, которые действуют на основе российской общефедеральной Конституции, а также собственных уставов.

Края, области, города федерального значения и автономии имеют своё законодательство. Они самостоятельно разрабатывают и принимают свои законы и другие нормативно-правовые акты. Законы их, принятые в пределах их полномочий, обладают верховенством и обязательны для исполнения на территории этих субъектов.

На всех субъектов данного вида распространяется принцип терри­ториального верховенства. Это значит, что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их согласия.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации может быть Принят специальный федеральный закон об автономной области, автоном­ном круге. Проект такого закона должен быть представлен законодательным и исполнительным органом автономной области или автономного округа.

Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

Конституция Российской Федерации обеспечивает участие представителей всех субъектов в федеральных органах государственной власти. Дня этого, в соответствии с федеральной Конституцией и федеральным Законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Со­брания Российской Федерации" от 5 августа 2000 года, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: один из от законодательного, а другой от исполнительного органа власти..

Конституция Российской Федерации предусматривает возможность изменения статуса субъекта. Это может произойти по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что все субъекты имеют собственные (исключительные) предметы ведения. Часть из них составляют предметы совместного ведения федерации и её субъектов. Эти вопросы решаются как федеральными органами государственной власти, так и органами власти субъектов федерации. Предметы исключительного ведения субъектов федерации определяются их Конституциями и устава­ми на основе Конституции Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: