Классическая административная школа управления

(концепция административных принципов)

В 20-х годах ХХ в. поднялась новая волна исследований в области организации производства, труда и управления. Были пересмотрены, обобщены или развиты многие существующие тогда положения, возникла территория «администрации» или «административного управления», родоначальником которой принято считать Анри Файоля.

Анри Файоль (1841 – 1925) работал на различных должностях в металлургической компании «Комментре Фуршамболь – Деказвиль» («Комамболь») до тех пор, пока в 1888 г. не принял руководство данной компанией, находившейся на грани банкротства. За 30 лет Файоль сделал «Комамболь» одним из самых процветающих предприятий Франции [ 1 ].

А. Файоль, находясь на посту высшего руководителя в промышленности, смотрел на администрацию «сверху вниз», что давало ему более широкую перспективу в сравнении с Тейлором, который в первую очередь был инженером и в силу занимаемой им позиции имел прямо противоположную А. Файолю точку наблюдения – «снизу вверх».

А. Файоль неоднократно подчёркивал, что нет никакого противоречия между его теорией и теорией Тейлора. Просто они рассматривают разные уровни организации производства: Тейлор – цеховое управление, а Файоль – высшее административное.

Своей целью при разработке «теории администрации» А. Файоль ставил формулирование принципов управления, основываясь на которых, по его мнению, организация обязательно достигнет успеха. Файоль называл принципы управления маяком, помогающим ориентироваться в пространстве бизнеса.

Основу теории Файоля составили следующие четырнадцать принципов управления:

1. Разделение труда

Целью разделения труда А. Файоль считал повышение количественной и качественной отдачи при одних и тех же усилиях. Рабочий, постоянно изготовляющий одну и ту же деталь, администратор, постоянно руководящий одними и теми же делами, достигают сноровки, уверенности, точности, увеличивающих выход продукта. Разделение труда позволяет сокращать число объектов, на которые должно быть направлено внимание и действие. Файоль называл это лучшим средством использования индивидов и коллективов. Результатом применения этого принципа является, по мнению Файоля, «специализация функций и разделение власти».

2. Власть – ответственность

Файоль связывал власть и ответственность, считая ответственность следствием власти. «Власть есть право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчиняться». По его мнению, власть сочетает в себе два фактора: «авторитет на основе устава и личный авторитет, основанный на уме, знаниях, опыте, нравственной силе, распорядительности, заслугах». «Власть немыслима без ответственности, то есть без санкции – награды или кары, - сопровождающей её действие».

3. Дисциплина

«Это, по существу, повиновение, усердие, деятельность, манера держать себя, внешние знаки уважения, проявляемые соответственно установленному между предприятиями и его служащими соглашению». Файоль считал, что соглашение «фиксирует степень дисциплины». Для установления и укрепления дисциплины наиболее действенными средствами Файоль называл: наличие хороших начальников на всех ступенях, «возможно более ясные и справедливые соглашения, рассудительно применяемые карательные санкции». Также он придавал большое значение личному примеру начальника. «Состояние дисциплины в каком-либо социальном образовании существенно зависит от достоинства его руководителей», - писал Файоль.

4. Единство распорядительства

По мнению Файоля, «служащему может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник». Если этот принцип нарушается, то «наносится урон авторитету власти, подрывается дисциплина, нарушается порядок, стройность». «Во всех человеческих ассоциациях – в промышленности, торговле, армии, в семье, в государстве – дуализм распорядительства является вечным источником часто очень тяжёлых конфликтов, на который должны обратить внимание начальники всех уровней».

5. Единство руководства

Этот принцип Файоль выразил так: «один руководитель и одна программ для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Это – необходимое условие единства действия, координации сил, сложения усилий». Двойное руководство крайне вредно. Оно, по мнению Файоля, является следствием неопределённого смешения функций и неверного разделения их между подразделениями.

6. Подчинение частных интересов общим

«Этот принцип гласит, что в предприятии интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия…»

7. Вознаграждение персонала

Это «оплата исполненной работы. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять персонал и предприятие, нанимателя и служащего».

8. Централизация

Она, по мнению Файоля, «не является системой управления хорошей или плохой сама по себе; она может быть принята или отвергнута в зависимости от тенденций у руководителей и обстоятельств, но в большей или меньшей степени она существует всегда. Вопрос о централизации или децентрализации – вопрос меры. Дело сводится к нахождению степени централизации, наиболее благоприятной для предприятия».

Проблема централизации и децентрализации разрешается нахождением меры, дающей наилучшую общую производительность. При этом в пользу децентрализации бывают аргументы, которые свидетельствуют о важности роли подчинённых; в пользу централизации – все те, которые подтверждают её незначительность».

9. Иерархия

Файоль называл её «рядом руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими». Она, по его мнению, необходима, но её следует сократить, если тщательное следование «иерархической колее» может принести вред организации.

10. Порядок

Данный принцип Файоль рассматривал с позиции материального и социального порядка. Для материального порядка необходимо, чтобы всякому предмету было отведено определённое место и чтобы всякий предмет находился на отведённом ему месте. Результатом материального порядка, считает Файоль, должно быть уменьшение потерь материала и времени. Для господства социального порядка на предприятии необходимо, чтобы каждому работнику было назначено определённое место и чтобы каждый работник находился на назначенном ему месте. Файоль считал, что тем самым предполагаются решёнными две из наиболее трудных административных операций: хорошая организация и хороший подбор персонала. Однако социальный порядок требует точного знания социальных нужд и ресурсов предприятия и сохранения постоянного равновесия между ними. Это равновесие очень трудно установить и сохранить, и тем труднее, чем крупнее предприятие.

11. Справедливость

Раскрывая содержание этого принципа, Файоль писал: «Для того чтобы поощрить персонал к исполнению своих обязанностей с полным рвением и преданностью, надо относиться к нему благожелательно; справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием».

12. Постоянство состава персонала

Говоря о содержании данного принципа, Файоль называл «текучесть состава… одновременно причиной и следствием плохого состояния дел. «Заводское ученичество» крупного руководителя обходится обычно слишком дорого».

13. Инициатива

Это «возможность создания и осуществления плана». К категории инициативы Файоль отнёс также «свободу предложения и осуществления». «Инициатива всех, присоединённая к инициативе начальства и, по необходимости, её пополняющая, - большая сила для предприятия». «При прочих равных условиях, начальник, умеющий предоставлять инициативу своему персоналу, бесконечно превосходит начальника, не умеющего этого делать».

14. Единение персонала

Файоль раскрыл содержание этого принципа девизом: «В единении – сила».

А. Файоль считал, что предлагаемые им принципы универсальны, то есть применимы в любой сфере деятельности и общества, и человека, они должны быть гибкими в применении с учётом ситуации, в которой осуществляется управление. «Надо уметь ими оперировать. Это трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры».

Понятие «управления» Файоль определил как совокупность выделенных им шести основных групп операций (существенных функций), производимых на любом предприятии, являющихся взаимозависимыми:

1) технические (производство, выделка и обработка);

2) коммерческие (покупка, продажа и обмен);

3) финансовые (привлечение средств и распоряжение ими);

4) страховые (страхование и охрана имущества и лиц);

5) учётные (бухгалтерия, калькуляция, учёт, статистика и т.д.);

6) административные (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Файоль дал следующие определения составляющим административных операций):

- предвидеть – учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;

- организовывать – строить двойной – материальный и социальный организм предприятия;

- распоряжаться – заставлять персонал работать надлежащим образом;

- координировать – связывать, объединять, гармонизировать, все действия и усилия;

- контролировать – заботиться о том, чтобы всё совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.

Главным проявлением предвидения, как функции административных операций, он считал программу действия.

Программа действий, по его мнению, основана на:

1) ресурсах предприятия;

2) природе и важности текущих операций;

3) возможностях будущего, зависящих от технических, коммерческих, финансовых и иных условий, в свою очередь подтверждённых изменениям, важность и момент наступления которых нельзя определить наперёд.

Хорошую программу действий предприятия должны характеризовать единство, непрерывность, гибкость и точность.

Важное место в теории Файоля занимает концепция организационного планирования. Планирование рассматривается им как важное условие успешной организации управления. Говоря о трудности планирования в изменяющихся условиях рынка, он подчёркивает, что эта динамичная ситуация вызывает необходимость в детальном предвидении, в частности, для предотвращения или смягчения колебаний. Научный интерес представляет его характеристика плана, рассчитанного не только на обычное, но и на неожиданное течение событий, изменение перспективы, условий и возможностей.

Одной из составляющих «административной миссии» у Файоля является обеспечение соблюдения единства распорядительства, возникающего на предприятии тогда, когда его социальный организм построен и его нужно заставить действовать. Выполнение миссии распорядительства возлагается на несколько начальников предприятия, при этом каждый берёт на себя определённую обязанность и несёт ответственность за её выполнение. Каждый руководитель с помощью различных методов экономического и морального стимулирования подчинённых ему работников предприятия должен стремиться к повышению эффективности труда и роста их творческого потенциала для выполнения целей, сформулированных в планах.

Файоль предложил следующий список правил, которые, по его мнению, смогут облегчить руководителю выполнение миссии распорядительства:

- глубокое знание своего персонала;

- устранение неспособных;

- знание условий договоров, существующих между предприятием и служащими;

- хороший пример, подаваемый начальником;

- контроль за изменениями в иерархической структуре предприятия;

- периодическое проведение совещаний с руководителями подразделений и специалистами предприятия для обеспечения единства управления и согласования усилий;

- не отвлекать внимание по мелочам;

- умение добиться от персонала единства действия, инициативы и преданности делу.

Координирование, по мнению Файоля, включает в себя согласование деятельности всех звеньев предприятия для облегчения его функционирования, установление между ними рациональных коммуникаций, соизмерение издержек с финансовыми ресурсами, объёма основных производственных фондов предприятия с нуждами его производства, снабжения с потреблением, сбыта с размерами производства, т.е. придания «материальному и социальному организму каждого отдела надлежащих пропорций, чтобы они могли надёжно и экономно выполнять свои функции».

Контроль на предприятии состоит в количественном и качественном учёте и оценке результатов работы в соответствии с шестью группами существенных функций, производимых на предприятии. Его целью является выявление ошибок и заблуждений, чтобы можно было их исправить и избежать их повторения.

В своей книге «Общее и промышленное управление» А. Файоль первым поставил проблему менеджмент - образования. Файоль призывал к включению в учебные планы инженерных вузов, в которых управление даже не значилось в программах, специальных курсов по подготовке будущих директоров к выполнению коммерческих, финансовых, административных и иных функций. Он также считал, что не только инженерно-технические работники, но и каждый член общества нуждается в знании основ административной теории. Он перестал рассматривать управление как «исключительную привилегию», «особую ответственность» только высшего руководства, т.е. выделил управленческую деятельность в отдельный объект исследования. В отличие от Тейлора, Файоль в своей теории старался показать, что административные функции осуществляются на всех уровнях управления. Причём, чем выше уровень организационной иерархии, тем выше административная ответственность, и наоборот [ 1, с. 26 ].

Представитель классической школы Л. Урвик развил и углубил основные положения А. Файоля. Он так же, как и Файоль, выделил основные элементы административной системы: планирование, организацию, укомплектование штата, руководство, координацию, отчётность, составление бюджета.

Кроме того, Урвик разработал принципы построения формальной организации, которые актуальны до сих пор и являются более глубокими по сравнению со взглядами А. Файоля:

- соответствие людей структуре;

- создание специального штаба, задачами которого являются подготовка и передача приказов руководителя, контроль текущей работы и оказание помощи руководителю в координации деятельности «штабных» специалистов;

- сопоставимость прав и ответственности;

- диапазон контроля – число лиц, непосредственно подчинённых руководителю;

- специализация;

- определённость (прав, обязанностей, ответственности, взаимоотношений и взаимосвязей с другими лицами).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: