Понятие пособий по праву социального обеспечения

Социальная сфера охватывает многие стороны челове­ческого бытия. Ключевым моментом его развития являет­ся повышение жизненного уровня людей. Понятие «уро­вень жизни» имеет широкое и узкое толкование. В широ­ком смысле уровень жизни - это комплексная характери­стика внимания общества к человеку. Она синтезирует объем и структуру потребления; экономические и произ­водственно-технические условия труда; количество и каче­ство свободного времени; протекание демографических процессов, гарантии материального обеспечения членов общества и семей, имеющих иждивенцев, размеры и состав собственности граждан, перспективы ее расширения, ко­торые общество предоставляет для всестороннего развития личности каждому иждивенцу. В узком (конкретном) зна­чении уровень жизни представляет собой систему ко­личественных показателей, характеризующих объем, сте­пень и качество удовлетворения потребностей человека.

Для характеристики уровня жизни используют натуральные и стоимостные показатели. Первые - кон­кретны и наглядны, позволяют сделать сопоставление уровней жизни в разных странах, ибо на них не оказывают влияния различия масштабов цен и доходов. Но у них есть недостаток - отсутствие комплексности, односторонность. Этот недостаток устраняется применением стоимостных показателей, к которым относятся, например, объем на­ционального дохода в расчете на душу населения, величи­на и удельный вес в национальном доходе фонда потребле­ния, срсднедушевой денежный доход семьи, прожиточный минимум, индекс реальных доходов населения и т д.

Показатели уровня жизни, как натуральные, так и стоимостные, наглядны и значимы, если их сопоставить с научно обоснованными нормами. Отклонения от таких норм позволяют измерять степень приближения к эталону высокого жизненного уровня. Например, при сравнении структуры потребительских бюджетов семей в нашем го­сударстве и в развитых странах вырисовывается следую­щая картина - в странах с высоким уровнем потребления расходы на питание составляют от 15 до 30 % семейных бюджетов, тогда как в нашей стране на эти цели расходу­ется в последнее время до 50 % бюджета семьи. Это озна­чает, что у нас семье приходится экономить на расходах, связанных с приобретением предметов длительного поль­зования, определяющих качество досуга и духовного само­совершенствования.

Объем потребления материальных и нематериальных благ зависит от величины доходов граждан и социальной политики государства.

Уровень жизни населения определяют не номинальные, а реальные денежные доходы, объем которых зависит не только от величины оплаты труда, средних размеров пред­принимательской прибыли, средней доходности ценных бумаг, но и от действующей системы налогов, ценового регулирования уровня инфляции, размеров дотирования и социальных выплат. Реальные доходы граждан образуют­ся в результате многократного финансового распределения и перераспределения стоимости, причем данное распределе­ние подчас носит весьма противоречивый характер. Напри­мер с помощью налогов урезаются полученные граждана­ми денежные доходы и тем самым уменьшаются их реаль­ные доходы. Однако финансовые ресурсы, мобилизованные посредством налогов, направляются через бюджет в сферу культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, используются на дотации и компенсационные выплаты» благодаря чему обеспечивается не только сохра­нение, но и рост уровня реальных доходов граждан. Таким образом, даже если предположить, что в ходе подобного перераспределения был соблюден баланс между изъятием и передачей средств по отношению к населению в целом, то неэквивалентность будет иметь место применительно к оп­ределенным социальным группам и отдельным гражданам.

Эту неэквивалентность государство старается компен­сировать, используя особый механизм - социальное обес­печение: систему правовых, экономических и социальных мер, направленных на защиту населения. Составным эле­ментом (основным видом) социального обеспечения явля­ется пособие.

Белорусская национальная система социального обес­печения представляет собой обусловленную социаль­но-экономическими факторами внутреннюю структу­ру согласованных и взаимодействующих между собой организационно-правовых подсистем социального обеспечения трудящихся, объективно разделенных на относительно обособленные организационно-правовые формы и виды социального обеспечения населения, с учетом его правового положения и форм собственнос­ти, с которой связан их труд.

Одной из таких подсистем и являются пособия - со­ставной элемент государственной системы социального обеспечения, являющийся организационно-обособленным комплексом правовых норм.

Для характеристики понятия «пособие» по праву со­циального обеспечения прежде всего необходимо опреде­лить, что оно в себя включает.

В юридической литературе неоднократно предпринима­лись попытки дать единое понятие пособия путем констру­ирования ряда общих признаков, позволяющих, по мне­нию авторов, произвести их отграничение от сложных видов социального обеспечения.

Анализируя данные, предложенные М,И. Полупано­вым1 и К.С. Батыгиным-, определения понятия пособия по социальному обеспечению, можно заметить, что они содер­жат не только два общих признака, характерных для всех пособий по социальному обеспечению, но и другие юриди­ческие признаки.

К таким юридическим признакам, раскрывающим со­держание понятия пособия по социальному обеспечению, можно отнести:

• денежную выплату;

• ограниченность выплаты пособий определенными временными рамками;

• бесплатный алиментарный характер выплаты;

• целевая направленность (выплачивается при наступ­лении определенных случаев): временное освобождение от выполнения трудовых обязанностей (в связи с бо­лезнью, при санаторно-курортном лечении, при каран­тине, при протезировании с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия); уход за боль­ным членом семьи; беременность и роды; рождение ребенка; смерть; воспитание в семье ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет; рождение ребенка у одинокой матери и многодетность; необходимость ухода за ребен­ком-инвалидом; осуществление ухода за ребенком в возрасте до трех лет; необходимость ухода за больным ребенком; в связи с призывом на срочную службу в Во­оруженные Силы семейных граждан, имеющих детей; безработица и другие случаи.

В юридической литературе понятие алиментарности пособий, как и других видов социального обеспечения, прочно вошло в использование. Признак алиментарности понимается в науке права социального обеспечения как обязательность и безэквивалетность предоставления социальных благ из специальных фондов для нетрудоспособных, формируемых за счет всего общества. Этим понятием пользуются В.С. Андреев, В.А. Аралов, Е.И. Аетрахан, М.И. Полупанов, А.Д. Зайкин и многие другие авторы. При этом В.А. Аралов не многие виды социального обеспе­чения относит к числу алиментарных, считая, что алиментарными являются только выплаты тем лицам, которые не имеют права на государственные пенсии по старости. По­скольку право на этот вид обеспечения и его размер не за­висят от прошлой общественно-полезной деятельности, В.А. Аралов сделал вывод, что только в этом случае в обес­печении нетрудоспособных граждан нет элементов вознаг­раждения за труд. Пенсию же по старости и другие виды социального обеспечения автор рассматривает как выслу­женное, заработанное социальное обеспечение.

Пособия носят алиментарный характер и не зависят от общественно-полезной деятельности. Иными словами, социальное обеспечение пособиями должно предоставлять­ся гражданам в обязательном порядке без применения до­говорных начал, на условиях, установленных законом. С учетом появления новых форм социального обеспечения пособиями признак алиментарности требует корректиров­ки, т.е. сегодня социальное обеспечение пособиями может строиться на договорных началах (предоставление пособий работникам за счет средств нанимателя, исходя из коллек­тивных договоров на предприятии). Однако при этом они сохраняют признак обязательности исполнения договор­ных условий социального обеспечения пособиями и неред­ко безэквивалетности такого обеспечения (начинающие работники).

На базе современного законодательства социальное обеспечение пособиями может предоставляться на безвоз­мездной основе. Так, по Закону Республики Беларусь «О пособиях семьям, воспитывающим детей» семья имеет право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возра­сте до 18 лет и т.д.1.

Данный признак не относится ко всем видам пособий, поскольку пособия по временной нетрудоспособности вы­плачиваются, как правило, только работающим гражда­нам за счет средств государственного социального страхо­вания, формируемых из страховых взносов нанимателей и самого работника. Взносы на социальное страхование на­числяются на заработную плату (и приравненные к ней доходы) и включаются в издержки производства, входят в себестоимость продукции, выполняемых работ, оказывае­мых услуг. Размеры пособия по временной нетрудоспособ­ности зависят от заработка работников.

И.В. Гущин определил пособие по праву социального обеспечения как «ежемесячную или единовременную де­нежную выплату алиментарного характера из обществен­ных фондов потребления, предусмотренных для нетрудо­способных в качестве помощи государства с целью:

• восполнить утраченный ими заработок в связи с вре­менным освобождением от выполнения трудовой функции по причине болезни, беременности и родов, необходимости переквалификации;

• покрыть, восполнить дополнительные расходы граждан, вызванные такими событиями и обстоя­тельствами, как рождение ребенка, смерть работни­ка или члена его семьи, многодетность, рождение ребенка одинокой матерью и его воспитание;

• предоставить гражданам средства к жизни в связи с утратой ими источников средств существования.

Данное определение, на наш взгляд, более точное, так как охватывает все аспекты понятия пособий по праву соци­ального обеспечения и круг лиц, имеющих право на пособия.

Действительно, по своему целевому назначению посо­бия по социальному обеспечению являются помощью в предусмотренных законодательством случаях. При этом помощь в одних случаях восполняет заработок, утрачен­ный лицом по причине, признанной обществом уважитель­ной, в других случаях пособие имеет цель покрыть, вос­полнить дополнительные расходы, возникающие у семьи в связи с наступлением таких событий и обстоятельств, к которым государство не может оставаться равнодушным. В-третьих случаях пособия выплачиваются гражданам с целью предоставить им средства к жизни в связи с утратой ими источников средств существования.

Пособия выплачиваются за счет средств государствен­ного социального страхования из Фонда социальной за­щиты населения, Государственного фонда содействия за­нятости, за счет средств государственного и местного бюд­жета, а отдельные виды пособий — за счет собственных средств хозяйствующих субъектов.

Для пособий характерна своя специфика юридических фактов, при наступлении которых возможно обеспечение граждан пособиями. В качестве юридических фактов вы­ступают такие события, как рождение ребенка, смерть са­мого работника или члена его семьи, инвалидность, мно­годетность, рождение ребенка у одинокой матери, призыв на срочную службу в состав Вооруженных Сил лиц, у ко­торых есть несовершеннолетние дети, временная нетрудо­способность, беременность и роды и другие.

Право на социальное обеспечение, в том числе и на такой его вид, как пособия, закреплено в ст. 47 Конститу­ции Республики Беларусь. Общие принципы, которые ле­жат в основе концепции социальной защиты граждан Рес­публики Беларусь, в том числе и семей с детьми, находят свое отражение и в денежных выплатах по системе социального обеспечения, в системе пособий. Одни виды посо­бий призваны выполнять задачу помощи семьям в особых ситуациях (неполная семья, отсутствие алиментов, про­хождение отцом срочной службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь и др.)» другие же являются отраже­нием признания обществом социально-экономической не­обходимости и целесообразности специальных мероприя­тий по поддержанию жизнедеятельности семьи, охране материнства и детства (в случае беременности, рождения ребенка, необходимости ухода за детьми).

Появление безработицы как массового явления потре­бовало разработки и принятия специальных мер по соци­альной поддержке этой категории граждан (введено посо­бие по безработице).

Правовые нормы, регулирующие обеспечение пособия­ми, представляют самостоятельный институт прав социаль­ного обеспечения. Этим нормам.присущи характерные толь­ко им правовые признаки и особенности, позволяющие от­граничить их от других видов социального обеспечения.

В то же время до сих пор в праве социального обеспе­чения нет единого понятия пособия как самостоятельного вида социального обеспечения.

В совокупности юридических признаков, позволяющих дать определение понятия пособия, следует выделить прежде всего денежную форму данной выплаты, хотя сам по себе этот критерий не позволяет еще отграничить посо­бия, например, от таких выплат, как пенсии или компен­сационные выплаты.

В целях отграничения пособий от иных выплат необ­ходимо рассматривать также и такой юридический при­знак, как их целевая направленность. Можно выделить следующие цели выплаты пособий:

§ возмещение временно утраченного заработка;

§ дополнительная помощь к имеющимся у субъекта средствам существования.

Социальная природа возместительных пособий заклю­чается в возмещении утраченного заработка за определенный отрезок времени (это пособия по беременности и родам, по временной нетрудоспособности и др.). Ко второй группе относятся пособия, представляющие собой либо компенса­цию повышенных расходов (в связи с рождением ребенка), либо компенсирующие полное отсутствие источников дохо­да, оказываемые в порядке социальной помощи (детям во­еннослужащих срочной службы, детям-инвалидам).

Кроме того, необходимым критерием для характеристи­ки пособий как вида социального обеспечения являются финансовые источники их выплаты. Источниками, гаран­тирующими выплату различных видов пособий, являются:

§ Фонд социальной защиты населения;

§ Государственный фонд содействия занятости;

§ республиканский и местные бюджеты.

Различия в правовых статусах самих источников свя­заны как с особенностями формирования средств того или иного из них, так и с субъектным составом, обеспечивае­мым за счет средств конкретного источника.

Анализируя природу пособий как вида социального обеспечения, необходимо также учитывать и их норматив­ную базу.

Развивающиеся рыночные отношения привнесли в нашу жизнь такие новые явления, как, например, благо­творительность, помощь различных фондов, организаций, в том числе международных. Зачастую они ставят перед собой задачи помощи в денежной форме и реализуют их как на разовой, так и на периодической основе. Вместе с тем, данные выплаты не могут быть отнесены к какому-либо из видов социального обеспечения, поскольку отсут­ствие нормативной базы и соответственно обязанного субъекта не позволяют гражданину требовать предостав­ления этой помощи.

Говоря о пособиях как о самостоятельном виде соци­ального обеспечения, мы должны прежде всего выделить такой их признак, как гарантированность со стороны государства, не исключая возможности получения пособий в рамках социального партнерства.

Принимая во внимание указанные выше признаки, можно предложить следующее определение понятия посо­бия как вида социального обеспечения.

  Пособия - это ежемесячные, периодические или единовременные денежные выплаты (как правило, алиментарного характера), производимые как отдельным гражданам, так и семьям в целях частичного либо полного возмещения потерянного заработка, а также оказания материальной поддержки в связи с обстоятельствами, признаваемыми обществом социально - значимыми, на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: