Человек характеризуется многими понятиями, среди которых такие понятия как «индивид», «личность» и «индивидуальность».
Индивид – характеристика человека как представителя своего биологического вида Homo Sapiens. В основе определения индивида лежит генотип человека. История человечества знает немало попыток выделить «наиболее чистую» расу, например, «истинные арийцы» при фашистском режиме, расистские концепции апартеида и т.д., но научно доказано единство генотипа у представителей различных рас.
Личность - характеристика человека как представителя социума. В отличие от индивида, личность формируется в процессе жизни: ориентировочно с 3-х лет, когда ребенок начинает осознавать социальные взаимоотношения между людьми. Три ситуации, когда человек не является личностью: младенец, психически больной и «маугли», т.е. выросший с животными.
Индивидуальность - совокупность устойчивых качеств, которые отличают человека от других. В отличие от индивида и личности, которые объединяют людей в биологическое и социальное сообщество, индивидуальность выделяет уникальность и неповторимость человека. Психологическая индивидуальность проявляется в особенностях мировоззрения, ценностной ориентации, характере и т.п.
|
|
Существуют различные теории личности: социодинамические (среда формирует личность), структурные (взаимосвязь компонентов личности), экспериментальные (обобщение результатов исследований), психоаналитические (бессознательное как основа поведения), динамические (личность в развитии).
Психологический потенциал личности – совокупность свойств, которые могут проявится в деятельности. Выделяют 4 потенциала: мотивационный (потребности, установки, мотивы), творческий (задатки и способности), гностический (знания, умения и навыки), коммуникативный (потребность в общении, знание языков, словарный запас, ораторские способности).
Коммуникативный | Потребность в общении Знание языков, словарный запас Ораторское искусство | Потребности Установки Мотивы | Мотивационный |
Творческий | Задатки Способности | Знания Умения Навыки | Гностический |
Рис. 6. Психологические потенциалы личности
Потребность - отсутствие блага. Благом выступает любой объект, желаемый человеком для получения. Классификация человеческих потребностей (пирамида потребностей по А.Маслоу):
самоактуализации | |||||||||||||
эстетические | |||||||||||||
познавательные | |||||||||||||
уважения (признание социума) | |||||||||||||
принадлежности и любви | |||||||||||||
безопасности | |||||||||||||
физиологические (органические) | |||||||||||||
Рис. 8. Пирамида потребностей человека по А.Маслоу.
|
|
Установка - готовность действовать определенным образом в определенной ситуации. Воспитание можно рассматривать как процесс формирования комплекса установок.
Мотив - побуждение к действию. Мотивация является совокупностью мотивов, обусловливающих поведение человека. Классификация мотивов: органические, материальные, социальные, духовные и т.д. Формирование и развитие мотивов («хочу – могу – надо»).
Задатки - врожденные (природные) и приобретенные (социальные) качества, на основе которых развиваются способности. Характеристика способностей как качеств, которые обусловливают успех в определенной деятельности. Классификация способностей: специальные (в конкретной области) и общие (сенсомоторные, интеллектуальные и творческие). Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность.
Знание – информация об объекте, его особенностях, возможных операциях с ним и т.д. Умение - способность реализовать знание, т.е. выполнить действие под контролем сознания. Навык - автоматизированное выполнение действия с минимальным, но все же контролем сознания, что отличает навык от рефлекса.
Способности | |||||||||||||
Специальные | Общие | ||||||||||||
Психомоторные | Интеллектуальные | Творческие (креативные) | |||||||||||
Рис. 8. Классификация способностей
Задатки – врожденные особенности, на основе которых развиваются способности.
Способности – качества, которые повышают успешность выполнения определенной деятельности.
Выделяют следующие уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Способности могут быть потенциальные и проявиться после определенной подготовительной работы, и актуальные, т.е. доступные для проявления в текущий момент.
Оценка потенциальных способностей производится при отборе к долгосрочной деятельности, когда есть время для их проявления, например, при профотборе. Актуальные способности определяются перед отбором для конкретной деятельности, например, для участия в конкурсе или соревновании.