Психология группы

Группа - совокупность объектов, объединенных общим признаком. Признаки малой группы: общая цель, совместная деятельность, локализация в пространстве и времени, наличие взаимоотношений. Классификация малых групп: формальные и неформальные, условные и реальные, лабораторные и естественные.

Референтная группа - совокупность объектов, на мнение которых ориентируется человек в своем поведении.

Стиль руководства - совокупность типичных форм взаимодействия руководителя и подчиненных. Выделяют следующие стили руководства:

авторитарный - руководитель самостоятельно планирует и организовывает активность группы, нужен при большой разнице опыта руководителя и членов группы (например, с детьми);

демократический – руководитель в своих решениях советуется с членами группы, рекомендуется при совместной деятельности, где от осознавания целей членами группы зависит общая эффективность работы;

либеральный – члены группы сами определяют форму, направленность и продолжительность активности. Используется при опытности членов группы и в неформальных отношениях.

Динамика развития малых групп. В концепции развитии малой группы по А.С.Макаренко (педагогический подход) лежит особенность взаимодействия руководителя и группы на разных этапах: полное руководство (авторитарный стиль), сотрудничество с активом (демократический), самоуправление (либеральный).

По динамике межличностных взаимоотношений внутри группы (по Л.Уманскому) выделяют этапы: группа-конгломерат, группа-кооперация, группа-корпорация, группа-коллектив.

  Лидер  
       
Формальный = Неформальный  
       
Деловой # Эмоциональный
                         

Рис. 11. Виды лидерства

Лидер - личность, которой группа доверяет принятие решение в ответственных ситуациях. Выделяют формальных (назначаемых) и неформальных (сформировавшихся в процессе совместной деятельности) лидеров. В неформальном лидерстве можно выделить деловых (организационных) и эмоциональных лидеров.

Желательно, чтобы в типичной деятельности группы формальный лидер был также и неформальным, а для дополнительных видов деятельности желательны различные лидеры (ситуативные).


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: