Компетенция – круг полномочий какого-либо органа, лица; круг вопросов, в котором данный орган, лицо обладает познаниями, опытом, имеет право и способность решать.
Компетенция госоргана представляет собой установленный на основе конституции и законов государства состав предметов ведения, по которым он имеет полномочные обязанности принимать и издавать нормативно-правовые акты либо совершать юридически значимые действия в совместном производстве с другими госорганами.
Проблема компетенции исполнительного органа включает следующие вопросы.
определение предметов ведения, тех общественно значимых задач, решение которых возложено на орган, должностное лицо. Право их решать – это обязанность, ответственность органа (лица) перед государством;
определение правообязанности органа не только перед государством, но обществом и гражданином, чтобы его деятельность не нарушала права и свободы человека, а обеспечивала их. Полномочия – совокупность прав и ответственности за действия (и бездействие) исполнительных органов, должностных лиц;
определение меры должного поведения, т.е. радиуса юридически необходимого и возможного действия госслужащих. Компетенция неизбежно предусматривает право деятельности по усмотрению, т.е. решать самостоятельно, когда и как использовать то или иное право. Деятельность по усмотрению – перманентная составляющая госадминистративного управления, ибо жизненные ситуации настолько многообразны, что трудно все урегулировать, предусмотреть законом, правовым актом. И тут на первый план выступает не юридическая норма, а профессионализм, интеллект, чутье.
Властные структуры используют различные способы определения и изменения компетенции подведомственных органов.
1. Установление компетенции – нормативное закрепление предметов ведения, прав и обязанностей.
2. Централизация – осуществление функций только центральными органами, сосредоточение у них права принимать решения.
3. Децентрализация – передача части функций и права принимать решения по определенному кругу вопросов нижестоящим исполнительным органам и местным органам власти, т.е. другим центрам принятия решений.
4. Деконцентрации – рассредоточение функций управления по горизонтали и по вертикали.
5. Делегирование – согласованная взаимная передача полномочий органам разных уровней.
6. Субсидиарностъ – взаимодополняемая деятельность разных звеньев власти и управления.
На практике нужно умело применять эти способы, причем в таком их сочетании, которое не нарушает гармонии управления.
Органы власти можно различать по характеру компетенции. С этих позиций выделяются:
органы власти общей компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении всех или широкого круга объектов по вопросам основным их деятельности. Это – Правительство РФ, правительства республик, входящих в состав РФ, а так же правительства (администрации), созданные в некоторых краях, областях, городах федерального значения, автономные области, автономных округах. Во многих случаях на территориальном и региональном уровнях ими руководят губернаторы;
органы власти отраслевой компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении полученных им сфер отраслевой деятельности. Как правило, это – федеральные и республиканские министерства, иные отраслевые исполнительные органы;
органы власти межотраслевой компетенции, которые по порученной им сфере деятельности координируют деятельность иных исполнительных органов. Как правило, это – государственные комитеты, федеральные комиссии, а так же аналогичные органы субъектов Федерации (например, государственные комитеты в республиках);
органы власти специальной компетенции, которые осуществляют различного рода регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах управленческой деятельности (например, федеральные надзоры).