Соотношение компетенции РФ и ее субъектов в области организации государственного управления

Компетенция – круг полномочий какого-либо органа, лица; круг вопросов, в котором данный орган, лицо обладает познаниями, опытом, имеет право и способность решать.

Компетенция госоргана представляет собой установленный на основе конституции и законов государства состав предметов ведения, по которым он имеет полномочные обязанности принимать и издавать нормативно-правовые акты либо совершать юридически значимые действия в совместном производстве с другими госорганами.

Проблема компетенции исполнительного органа включает следующие вопросы.

определение предметов ведения, тех общественно значимых задач, решение которых возложено на орган, должностное лицо. Право их решать – это обязанность, ответственность органа (лица) перед государством;

определение правообязанности органа не только перед государством, но обществом и гражданином, чтобы его деятельность не нарушала права и свободы человека, а обеспечивала их. Полномочия – совокупность прав и ответственности за действия (и бездействие) исполнительных органов, должностных лиц;

определение меры должного поведения, т.е. радиуса юридически необходимого и возможного действия госслужащих. Компетенция неизбежно предусматривает право деятельности по усмотрению, т.е. решать самостоятельно, когда и как использовать то или иное право. Деятельность по усмотрению – перманентная составляющая госадминистративного управления, ибо жизненные ситуации настолько многообразны, что трудно все урегулировать, предусмотреть законом, правовым актом. И тут на первый план выступает не юридическая норма, а профессионализм, интеллект, чутье.

Властные структуры используют различные способы определения и изменения компетенции подведомственных органов.

1. Установление компетенции – нормативное закрепление предметов ведения, прав и обязанностей.

2. Централизация – осуществление функций только центральными органами, сосредоточение у них права принимать решения.

3. Децентрализация – передача части функций и права принимать решения по определенному кругу вопросов нижестоящим исполнительным органам и местным органам власти, т.е. другим центрам принятия решений.

4. Деконцентрации – рассредоточение функций управления по горизонтали и по вертикали.

5. Делегирование – согласованная взаимная передача полномочий органам разных уровней.

6. Субсидиарностъ – взаимодополняемая деятельность разных звеньев власти и управления.

На практике нужно умело применять эти способы, причем в таком их сочетании, которое не нарушает гармонии управления.

Органы власти можно различать по характеру компетенции. С этих позиций выделяются:

органы власти общей компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении всех или широкого круга объектов по вопросам основным их деятельности. Это – Правительство РФ, правительства республик, входящих в состав РФ, а так же правительства (администрации), созданные в некоторых краях, областях, городах федерального значения, автономные области, автономных округах. Во многих случаях на территориальном и региональном уровнях ими руководят губернаторы;

органы власти отраслевой компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении полученных им сфер отраслевой деятельности. Как правило, это – федеральные и республиканские министерства, иные отраслевые исполнительные органы;

органы власти межотраслевой компетенции, которые по порученной им сфере деятельности координируют деятельность иных исполнительных органов. Как правило, это – государственные комитеты, федеральные комиссии, а так же аналогичные органы субъектов Федерации (например, государственные комитеты в республиках);

органы власти специальной компетенции, которые осуществляют различного рода регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах управленческой деятельности (например, федеральные надзоры).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: