Орган исполнительной власти – это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления.
В композиционном плане орган исполнительной власти включает два основных элемента:
- объективный, характеризующий его статику. С объективной стороны он представляет собой определенный организационно-правовой институт (от лат. institum - организация, учреждение, устройство) публичного права, реализующий цели государственного управления на основе и во исполнение действующего законодательства путем использования распорядительных полномочий. Как институт публичного права он являет собой учреждение государственной власти, имеющее свою организационно-правовую форму и функции. Объективный компонент органа исполнительной власти включает его организационную структуру и закрепленную в правовых нормах компетенцию, которая характеризует меру его власти;
- субъективный, выражающий его динамику. Субъективный компонент органа исполнительной власти представлен людьми, находящимися на государственной службе. Именно они, выражая волю государственной власти, своими действиями обеспечивают осуществление его властных полномочий и возможность реального функционирования.
Исполнительная власть может существовать не иначе как посредством своих органов. Способ образования, порядок деятельности, компетенция, функции, формы и методы деятельности органов исполнительной власти определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах. Каждый орган создается для осуществления строго определенного вида государственно-управленческой деятельности. Вместе с тем органы исполнительной власти в своей совокупности характеризуются рядом специфических признаков, которые отличают их от других органов государственной власти.
К числу этих признаков относятся:
- официально представлены государством и выражают его волю при решении повседневных задач и текущих вопросов в сфере публичного управления;
- осуществление исполнительно-распорядительной деятельности в рамках определенных законом функций и административных полномочий;
- возможность, в соответствии со своей компетенцией, издавать обязательные к исполнению административно-правовые акты и осуществлять оперативное государственное управление в пределах установленного предмета ведения;
- наличие оперативной самостоятельности и возможности непосредственно распоряжаться материальными, людскими и информационными ресурсами, необходимыми для осуществления его компетенции;
- органы исполнительной власти образуются, как правило, вышестоящими органами исполнительной власти и подотчетны им;
- контролируются вышестоящими органами по вопросам законности и целесообразности, принимаемых актов и совершаемых действий;
- состоят из государственных служащих, осуществляющих повседневное и непосредственное управление другими людьми;
- обладают возможностью применять меры административного принуждения.
Орган исполнительной власти имеет внешнюю и внутреннюю форму.
Внешняя форма органа исполнительной власти включает следующие основные элементы:
- официальное наименование (министерство, управление, губернатор и т.д.);
- компетенцию, определяющую меру и способ его участия в государственном управлении и территориальный масштаб деятельности;
- функции, цели и задачи деятельности;
- формы и методы деятельности;
- положение в иерархической структуре исполнительной власти и порядок взаимодействия с другими органами;
- порядок образования, реорганизации и управления.
Внутренняя форма показывает: устройство органа исполнительной власти, его внутреннюю структуру (линейную, линейно-функциональную и т.д.), состав структурных единиц, порядок их взаимодействия в процессе осуществления управленческой деятельности.
К элементам внутренней формы относятся также штаты, внутренний распорядок и дисциплина, которую все государственные служащие обязаны соблюдать.
С точки зрения своей формы орган, исполнительной власти может быть представлен отдельным должностным лицом или группой должностных лиц, находящихся в определенных организационно-правовых отношениях между собой.
Таким образом, орган исполнительной власти - это публично-правовой институт, который представлен одним должностным лицом или группой должностных лиц, официально осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность и наделенных в законном порядке определенной компетенцией, материальными и правовыми средствами, необходимыми для реализации возложенных на них государственных задач и функций.
Органы исполнительной власти весьма разнообразны и отличаются друг от друга по видам и сферам деятельности, объему и характеру компетенции и т.д.
В учебной литературе их принято классифицировать:
1) по основаниям образования:
- образуемые на основе Конституции РФ и конституционных актов субъектов Федерации (президенты, правительства и т.д.);
- создаваемые на основе текущего законодательства или подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, управления и т.д.);
2) по уровню функционирования, обусловленному федеральным устройством России и территориальным масштабом деятельности:
- федеральные (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства);
- региональные (представители Президента РФ в федеральных округах, командующие военными округами и т.д.);
- органы исполнительной власти субъектов Федерации (президенты, правительства, губернаторы и т.д.);
3) по порядку образования:
- избираемые (президенты, главы администраций субъектов Федерации);
- образуемые в соответствии с указами Президента РФ, президентов республик и глав администраций субъектов Федерации и т.д. (министерства, службы, департаменты и т.д.);
4) по объему и характеру компетенции:
- органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления и решающие все вопросы на определенной территории (Правительство РФ, президенты республик, губернаторы, правительства субъектов Федерации и т.д.);
- органы отраслевой компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (министерства, комитеты);
- органы межотраслевой компетенции, осуществляющие межотраслевое (функциональное) управление (государственные комитеты статистики, стандартизации, метрополии и сертификации и т.д.);
- органы специальной компетенции, осуществляющие контрольные и надзорные функции (надзоры);
- органы внутриотраслевой компетенции, осуществляющие управление определенной сферой деятельности в рамках отрасли;
5) по организационно-правовой форме:
- правительства; советы министров, имеющие статус правительства; министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, комиссии, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, палаты, центры и т.д.;
6) по порядку принятия решений:
- единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы решаются руководителем единолично (министерства, службы управления, отделы);
- коллегиальные органы, принимающие решения в подведомственной области коллегиально (Правительство РФ, правительства субъектов Федерации, государственные комитеты и т.д.);
7) по функциям, которые осуществляют органы исполнительной власти:
- основные, которые непосредственно выражают и осуществляют волю государства и принимают от его имени обязательные к исполнению решения (правительство, министерства и т.д.);
- вспомогательные органы, которые обеспечивают деятельность основных и не наделены, как правило, юридически властными полномочиями (комиссии, советы и т.д.).
Вспомогательные органы действуют при основных органах внутри самой исполнительной власти и могут быть двух видов: консультативные и координационные.
Консультативные занимаются предварительным рассмотрением вопросов, готовят по ним предложения юридического или технического характера. Эти органы могут создаваться на постоянной или временной основе и включать как государственных служащих, так и экспертов, представителей общественности.
Координационные органы образуются в виде правительственных или межведомственных комиссий для подготовки предложений по вопросам общегосударственного значения или требующим межотраслевой координации. Решения этих комиссий обязательны для всех представленных в них органов.