Компетенция Парламента

Тема 20. Парламент, Национальное собрание Республики Беларусь – представительный и законодательный орган государства

Тема 19. Президент Республики Беларусь

Тема 18. Понятие и основы принципа организации и деятельности государственных органов Республики Беларусь

Лекция 18.22. Понятие, виды и система государственных органов. Роль и задачи государственных органов в политическом и социально-экономическом строительстве. Конституционные основы классификации государственных органов.

Центральные и местные государственные органы. Их особенности и место в системе органов государства.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Понятия "власть" и "субъект власти". Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности государственного аппарата.

Основные принципы организации и деятельности органов государства. Понятие и сущность принципов: демократизма, законности; равноправия национальностей; самостоятельности государственных органов и их взаимодействия; сочетание государственного управления с самоуправлением народа; сочетание вертикального и горизонтального управления; координации и субординации в деятельности государственных органов.

Правовые основы службы в государственном аппарате.

Принцип разделения властей в деятельности государственных органов Республики Беларусь.

Теория разделения властей зародилась во Франции в середине XVIII в. и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма. Появление новой концепции было связано с Ш. Монтескье. В своей работе «О духе законов» (1748г.) он приходит к выводу, что свобода может быть при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушения законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власть, которые взаимно сдерживают друг друга и уравновешивают. Таким образом, существует 3 рода власти, которые должны быть распределены между разными государственными органами, если же в 1 руках, т.е. 1 государственного органа, концентрируется власть, различная по своему содержанию, то появляется возможность для злоупотребления данной властью. Следовательно, свобода граждан будет нарушаться.

Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций в государстве. Основное значение законодательной власти, по словам Монтескье, выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан. Исполнительная власть в свободном государстве предназначена для исполнения законов, установленных Парламентом. Задача же судей в том, чтобы решения и приговоры всегда были лишь точным применением закона. Судебная власть карает и разрешает столкновения частных лиц.

Однако, хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий. Во-вторых, должна действовать система сдержек и противовесов, чтобы власти контролировали друг друга. Взаимодействие законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое, в конечном счете, отражает компромисс столкновений между различными социальными слоями.

Теория народного представительства (Ж-Ж. Руссо).

Руссо, в отличие от Монтескье, что законодательная, исполнительная и судебная власти—особое проявление в единой власти народа. Данный тезис Руссо использовался впоследствии различными политическими силами. Причем необходимо отметить, что речь идет о власти не только определенной социальной общности, если это даже компромисс различных классов, совместно осуществляющих политическое господство, т.е. политическое руководство обществом, но и от известной степени организационного единства, т.е. все органы государства проходят, в конечном счете, общую политическую линию, определенную носителем реальной власти и, как правило, построенную по вертикали.

Как и взгляды Монтескье, взгляды Руссо нашли свое наиболее полное воплощение в Конституции США 1787г. Наряду с утверждением единства источника власти в преамбуле Конституции проводится очень четкое организационно-правовое разделение властей. Также в этом правовом документе нашла свое отражение система сдержек и противовесов, в частности было предусмотрена и процедура импичмента и отлагательное вето Президента и многие другие институты, которые являются составной частью современного права.

В связи с информатизацией общества в современной теории государства и права многие ученые выделяют еще одну ветвь власти, так называемую 4-ю власть – СМИ. Дело в том, что СМИ не просто информирует население о тех или иных политических событиях, но и навязывает людям свою оценку происходящего, свои идеалы. Они имеют возможность манипулировать общественным мнением. Даже в недемократических государствах мира, где точка зрения масс проявляется лишь в критические моменты (революция, бунт), Правительство данных государств понимают всю значимость влияния СМИ на людей и пытаются регулировать и использовать эту власть в своих интересах (положение СМИ в Советский период). В демократических государствах СМИ – это реально действующая сила, не считаться с которой никто не может. Нельзя просто запретить деятельность какой-либо газеты или программы

Теория разделения властей явилась основным гарантом в праве самого человека. Именно в тех странах, где реализация данной концепции имеет наиболее прочные традиции, демократические принципы нашли самое широкое применение. Второе преимущество государственной Системы, основанной на принципе разделения властей, - это относительная стабильность внутриполитического положения государства, потому что данный принцип позволяет выходить из критической ситуации на основе норм Конституции, посредством консенсуса социальных сил.

Принцип разделения властей в Конституции Республики Беларусь

Конституция РБ закрепляет принцип разделения властей в качестве основы конституционного строя РБ. В ст.6 закреплено, что законодательная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Реализуется же данный принцип в последующих статьях Конституции, закрепляющих полномочия различных государственных органов. Например, в законодательном процессе важнейшая роль принадлежит Парламенту, но который направляет все на подпись Президенту, также по Конституции РБ при отречении Президента от власти в предусмотренных случаях необходимо согласие Парламента и Верховного суда. Особое значение в системе сдержек и противовесов имеет судебный Конституционный контроль. Центральное место здесь занимает Конституционный суд, который является окончательным арбитром в споре между ветвями власти, а также важную роль играет прокуратура, которая не относится ни к какой ветви власти. Этот орган способствует укреплению законности и правопорядка в стране, осуществляя прокурорский надзор за исполнением законов государственными органами.

Лекция 19.23. Президент - Глава государства. Понятие и назначение института президентства. Порядок избрания Президента и принесения им Присяги.

Место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов.

Правомочия Президента. Исключительная компетенция Президента. Компетенция Президента Республики Беларусь в законодательном процессе.

Статус Президента, как главы государства. Понятие и назначение данного института.

Институт Президентства в системе государственной власти РБ был впервые закреплен в Конституции РБ 15.03.1994 г. В соответствии со ст. 95 Конституции в той редакции (до внесения изменений и дополнений) Президент РБ является Главой государства и исполнительной власти. В первоначальной редакции закона «О Президенте РБ» было закреплено, что Президент является высшим должностным лицом РБ, представителем государства в межгосударственных отношениях и внутри страны. Для нашей Республики, как и для других государств СНГ, этот институт является относительно новым. В настоящее время институт Президентства введен почти во всех пост советских государствах и государствах восточной Европы, принадлежащих до 1990 г. к социалистическому блоку. Статус Президента, круг его полномочий, порядок взаимодействия с ветвями власти во многом является определяющими факторами при характеристике государства.

Новая редакция Конституции РБ 1994 г., принятая на Референдуме 24 ноября 1996г., изменила объем полномочий Президента РБ и установила, что Президент является Главой государства, гарантом Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет РБ в отношениях в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета РБ, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Как мы видим из этой статьи, Президент является только «Главой государства», но статус Главы государства имеет различия в других государствах. Например, в Венгрии, Чехии, Словакии термин «Глава государства» означает, что Президент наделен в основном представительскими функциями, т.е. по сути дела, он лишь представляет интересы государства вовне. В Конституции РБ термин «Глава государства» имеет несколько иной смысл. Президент представляет Республику за ее пределами, но в тоже время, он наделен значительными полномочиями в формировании органов не только исполнительной, но и законодательной власти.

Порядок избрания Президента и вступление его в должность

В соответствии со ст. 80 Конституции Президентом РБ может быть избран только гражданин РБ по рождению и проживающий на территории РБ не менее 10 лет. Установлен также возрастной ценз: человек не моложе 35 лет. (Следует отметить, что принадлежность к данному государству (гражданство) является необходимым атрибутом, т.е. требованием к кандидатам в Президенты практически во всех странах мира. В Конституциях некоторых государств требуется, чтобы Президент не имел двойного гражданства.) Срок полномочий Президента—5 лет, при этом одно и то же лицо не может быть Президентом более 2 сроков.

Полномочия Президента начинаются с момента вступления в должность и прекращаются с момента принесения присяги вновь избранным Президентом или в связи со смещением Президента с должности, его отставкой, досрочным освобождением от должности, смертью. На весь срок полномочий Президент приостанавливает свое членство в политических партиях и др. общественных объединениях, преследующих политические цели. Делается это с целью обеспечения равенства политических институтов и др. общественных объединений, идеологий и взглядов. Заявления Президента о приостановлении членства публикуются в печати.

Кандидаты в Президенты выдвигаются гражданами РБ при наличии не менее 100 тыс. подписей. Выборы назначаются Палатой представителей не менее, чем за 5 мес. И проводятся не позднее, чем за 2 мес. До истечения срока полномочий предыдущего Президента. Если должность Президента оказалась вакантной или он не может исполнять свои обязанности по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до вступления в должность нового Президента переходят к Премьер-министру.

Выборы резидента проводятся тайным голосованием на основе всеобщего свободного равного и прямого избирательного права в 2 тура. Для избрания в 1 туре кандидат должен набрать больше ½ голосов граждан РБ, принявших участие в выборах. Если ни 1 из кандидатов в Президенты не набрал требуемого количества, то в двухнедельный срок проводится 2 тур голосования по 2 кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов в 1 туре. Избранным во втором туре считается кандидат, за которого проголосовало больше ½ избирателей, включенных в списки избирателей.

При вступлении в должность в соответствии со ст.83 Конституции Президент приносит присягу, текст которой закреплен в данной же статье. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Парламента, судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного Судов не позднее 2 мес. Со дня избрания Президента. После оглашения текста присяги Президент подписывает акт в принесении присяги, который передается на хранение в архив Президента.

Конституции некоторых стран отказ от принесения присяги с какими-либо оговорками расценивают как недействительность выборов Президента. В Конституции РБ такого положения нет, но очевидно, что без принесения присяги Президент не может вступить в должность, и, вероятнее всего, отказ от принесения присяги либо присяга с оговорками и постановкой каких-либо условий могут быть расценены как нарушение действующей Конституции со всеми вытекающими последствиями вплоть до отказа от должности либо недействительности выборов.

Президент в системе государственных органов

Как уже отмечалось, Президент является Главой государства. Это означает, что он не только возглавляет систему органов исполнительной власти, как это было в первоначальной редакции Конституции, но и осуществляет функции координирования действий ветвей власти. Президент практически формирует органы надзора и контроля (Прокуратура, Гос. Контроль). Кроме того, представляет РБ в межгосударственных отношениях, Президент непосредственно участвует в формировании большинства органов государства. Именно он назначает руководителей самых важных органов, иногда назначает произвольно с согласия Палаты представителей или Совета Республики Национального Собрания. В ряде случаев Президент самостоятелен, а для осуществления своих функций Он вправе создавать Администрацию Президента. Однако, несмотря на широкие полномочия Президента практически во всех сферах государственного устройства, самое большое внимание уделено месту Президента в системе исполнительных органов.

В соответствии со ст. 119 Конституции РБ, руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначается на должность Президентом РБ или в установленном им порядке утверждаются на должность соответствующими местными Советами. Вся эта система построена по принципу так называемой вертикали, что заложено еще в определении РБ как унитарного государства, т.е. государства единого цельного с единой централизованной системой управления. Это значит, что низшие звенья государственного управления подчинены высшим, руководство строго централизовано.

По такому же принципу идет и формирование этих органов и здесь ведущую роль играет Президент, который назначает Председателей областных и иных Исполкомов. Причем Президент вправе отменить иное решение местных распорядительных и исполнительных органов любого уровня в случаях несоответствия этого решения действующему законодательству. Кроме того, именно Президент назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус, определяет структуру Правительства (Совета министров) РБ, самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и др. членов Правительства), принимает решение об отставке Правительства или его членов.

Президент образует министерства, комитеты, ведомства и др. органы государственного управления, он же вправе изменять их статус, полномочия.

Президент присваивает классные чины, звания, осуществляет награждение Он назначает дипломатических представителей за рубежом, принимает верительные грамоты зарубежных послов.

Функции и компетенция Президента Республики Беларусь

Функции Президента РБ четко определены Конституцией и законом «о Президенте РБ».

Президент является Главой государства, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет РБ в отношениях в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета РБ, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между этими органами. Вся деятельность Президента направлена на развитие РБ как унитарного демократического социального правового государства. При реализации таких функций как Президент должен соблюдать такие основополагающие принципы как равенство социальных, национальных и др. общностей перед законом, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. При этом Президент несет ответственность перед народом РБ за выполнение своих высоких обязанностей, за надлежащую реализацию функций Президента, за правильность и полноту их реализации.

Для реализации своих функций Президент наделен соответствующими правами и обязанностями, т.е. полномочиями, круг которых определен Конституцией и законами. В соответствии со ст.84 Конституции и ст.17 закона «о Президенте РБ» Президент:

1. назначает своими указами республиканские референдумы по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики либо по предложению не менее 450.000 граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30.000 граждан от каждой области и г. Минска. Президент подписывает решения принятые на республиканском референдуме

2. назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы

3. распускает палаты Парламента в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией

4. назначает 6 членов Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов

5. образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента РБ, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте

6. с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра и самостоятельно определяет структуру Правительства РБ

7. с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного Судов

8. С согласия Совета Республики назначает на должность судей этих судов, а также Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка

9. назначает самостоятельно 6 судей Конституционного Суда и судей др. Судов

10. причем имеет право освободить от должности всех вышеперечисленных лиц.

назначает на должность и освобождает Председателя Комитета государственного контроля

11.обращается с ежегодными посланиями к Парламенту РБ, причем эти послания заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палат; а также имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время

Иные полномочия Президента:

  1. имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РБ
  2. назначает руководителей республиканских органов государственного управления и устанавливает их статус; назначает иных должностных лиц, должности которых определены законом, ели это не противоречит Конституции РБ
  3. решает вопросы о приеме гражданства, его прекращения и предоставлении убежища
  4. устанавливает государственные праздники (в том числе праздничные дни), награждает государственными наградами, а также присваивает классные чины и звания
  5. осуществляет помилование осужденных
  6. активно участвует в международной жизни (ведет переговоры, подписывает договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей РБ за рубежом)
  7. принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств
  8. в случаях необходимости вводит на территории РБ чрезвычайное положение и вносит в трехдневный срок принятое решение на утверждение Совета Республики
  9. может в соответствии с законодательством отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на 3 мес.
  10. подписывает законы
  11. отменяет акты Правительства в случае необходимости
  12. осуществляет контроль за органами местного управления и самоуправления; имеет право приостанавливать акты местных Советов депутатов и отменять акты распорядительных органов местных Советов в случае несоответствия их законодательству
  13. формирует и возглавляет Совет Безопасности РБ
  14. является Главнокомандующим Вооруженными Силами; имеет право назначать и освобождать от должности высшее командование Вооруженных Сил
  15. имеет право отдавать приказ о начале военных действий без объявления войны в ряде случаев, но обязан в течение 3 часов сообщить об этом в Совет Республики
  16. в необходимых случаях вводит на территории РБ военное положение с объявлением полной или частичной мобилизации и внесением принятого решения в трехдневный срок на утверждение в Совет Республики.
  17. имеет право запрашивать любую информацию, если это не нарушает охраняемых Конституцией прав и свобод граждан
  18. может направлять в СМИ тексты для опубликования. Президенту предоставляется эфирное время на TV и радио
  19. Президент обладает правом законодательной инициативы
  20. может обращаться за заключениями в Конституционный Суд

осуществляет и другие полномочия, если это не противоречит Конституции

Взаимоотношения Президента с законодательной и судебной властью

Президент имеет право роспуска Палат Национального Собрания РБ. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены по решению Президента при отказе в доверии Правительству РБ, выражении вотума недоверия Правительству, двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра, а также систематическом или грубом нарушении Конституции. Полномочия Совета Республики могут быть досрочно прекращены в случае систематического или грубого нарушения Конституции.

Решение о роспуске Палат Национального Собрания в случае систематического или грубого нарушения ими Конституции принимается Президентом на основании заключения Конституционного Суда. Это решение принимается Президентом не позднее, чем в двухмесячный срок после официальной консультации с Председателем соответствующей палаты. Если в течение этого срока не были устранены причины, явившиеся основанием для досрочного прекращения полномочий данной Палаты. Палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние 6 мес. полномочий Президента, в период решения Палатами вопроса о досрочного освобождении или смещении Президента с должности, а также в течение года со дня их первых заседаний. Тесная связь между законодательно властью и Президентом проявляется в установленном Конституцией порядке принятия законов, т.е. это возвращение закона со своими возражениями в Палату представителей для повторного голосования, причем, если возражения Президенту будут преодолены не менее чем 2/3 голосов каждой из Палат, то закон считается подписанным. Президент имеет право законодательной инициативы, дает согласие или поручает Совету министров внесение в Палату представителей законопроектов, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, а также имеет право объявлять законопроект срочным.

Отношения Президента с судебной властью строится также как и с законодательной властью, т.е. они взаимодействуют друг с другом для достижения общих целей государства, но в тоже время сдерживают друг друга и уравновешивают. Взаимодействие Президента с судебной властью с целью достижения общегосударственных интересов ярко выражается в отношениях с Конституционным Судом. В первую очередь это обращения Президента в Конституционный Суд за заключениями.

Лекция 19. 24. Акты Президента Республики Беларусь. Возможность принятия им актов, имеющих силу закона.

Основания, порядок смещения с должности и досрочное прекращение полномочий Президента.

Защита законом неприкосновенности, чести и достоинства Президента.

В соответствии со ст. 85 Конституции Республики Беларусь Президент во исполнение своих полномочий наделён правом издавать следующие правовые акты: декреты, указы и распоряжения.

Согласно ст. 101 Конституции Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Причем этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

Необходимо отметить, что сфера делегированного законодательства ограничена частью второй ст. 101 Конституции. Так, не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, её толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчёта о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента; ограничение конституционных прав и свобод граждан. Вместе с тем, закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

Часть 3 ст. 101 Конституции закрепляет положение, что в силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. В случае издания таких декретов по предложению Правительства, они должны скрепляться подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в трёхдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой Представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу если они не отменены квалифицированным большинством голосов (не менее двух третей голосов) от полного состава каждой из палат.

В соответствии с ч. 3 ст. 137 Конституции, в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Согласно ч. 2 ст. 85 Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений.

Основания, порядок смещения с должности и досрочное прекращение полномочий Президента.

В соответствии со ст. 87 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь может по собственной инициативе подать в отставку. В данном случае отставка Президента принимается Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Согласно ст. 88 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь может быть досрочно освобождён от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента принимается большинством голосов (не менее двух третей голосов от полного состава) каждой из палат Национального собрания Республики Беларусь.

Также Президент Республики Беларусь может быть смещён с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. В данном случае решение о выдвижении обвинения и его расследования считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложение не менее одной трети её депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики. Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты Представителей.

Непринятие палатами Национального собрания Республики Беларусь решения о смещении Президента с должности в течении месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения. Причем, предложение о смещении Президента с должности не может инициироваться в период рассмотрения в соответствии с Конституцией вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента.

В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь.

Статья 89 Конституции Республики Беларусь закрепляет положение, что в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру.

Защита законом неприкосновенности, чести и достоинства Президента.

В соответствии со ст. 7. Закона о Президенте Республики Беларусь, Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Публичное оскорбление Президента или клевета в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, влекут установленную законом ответственность.

Уголовное дело о публичном оскорблении Президента или клевете в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, возбуждается в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Иски о защите чести и достоинства Президента предъявляются в суд в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Препятствование законной деятельности Президента не допускается и преследуется по закону.

Лекция 20. 25. Структура и порядок формирования, состав, срок полномочий. Палата представителей и Совет Республики.

Порядок избрания председателей палат, их полномочия.

Постоянные и временные комиссии палат, их состав и компетенция. Компетенция Национального собрания, его палат. Председатели палат.

Законодательный процесс и его стадии. Взаимодействие палат Национального собрания. Акты Национального собрания и его палат. Основные организационно-правовые формы работы Парламента, его палат и комиссий.

Сессии Парламента. Досрочное прекращение полномочий Парламента.

Правовой статус депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Основные формы работы депутатов в Палате представителей, ее органах и в избирательных округах. Сущность депутатского запроса.

Контрольные полномочия Парламента.

                   
 
Национ. Собрание.
 
Совет Министров
   
Прокуратура
 
КГБ


Понятие и функции Парламента.

Термин «Парламент» происходит от английского. Родиной Парламента является Англия. Современный Парламент – это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. В ряде государств мира (в зависимости от форм правления) Парламент осуществляет контроль за исполнительной властью. Представительный характер Парламента означает, что он является выразителем интересов и воли народа (нации). Концепция национального представительства, сложившаяся в 18-19 вв.(Руссо), изложено как совокупность определенных принципов

Национальное представительство закрепляется Конституцией; Нация (народ), как носитель суверенитета уполномочивает Парламент осуществлять от его имени законодательную власть. С этой целью народ избирает в Парламент своих представителей (депутатов) член Парламента – это представитель всей нации, а не тех, кто избрал (свободный мандат).

Императивный мандат – депутат зависит от своих избирателей и может быть ими отозван. Императивный мандат рожден социалистической концепцией народного представительства и претендовал на преодоление формализма представительного правления. Депутат – представители, прежде всего своих избирателей, чьи наказы обязательны, и которые вправе отозвать депутата в любое время.

Парламент РБ – национальное собрание является представительным и законодательным органом РБ и состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.

Палата представителей формируется по мажоритарной избирательной системе по большинству голосов на основе всеобщего свободного равного прямого избирательного права при тайном голосовании и состоит из 110 депутатов.

Совет Республики является палатой территориального представительства и формируется на основе косвенных выборов. В частности, от каждой области и города Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня тайным голосованием избирается по 8 членов, а еще 8 членов назначается Президентом единолично.

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин РБ, достигший 21 года, а членом Совета Республики—30 лет. Причем член Совета Республики должен прожить на территории соответствующей области (г. Минска) не менее 5 лет. Депутат Палаты представителей осуществляет свою деятельность на постоянной основе (профессиональной), если иное не предусмотрено Конституцией, он может быть одновременно членом Правительства, но одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Член Совета Республики не может одновременно входить в состав Правительства, а депутат Палаты представителей — депутатом какого-либо местного Совета депутатов. Депутат Палаты представителей и член Совета Республики не могут совмещать должность с должностью Президента или судьи. Срок полномочий Парламента—4 года.

Для того чтобы Парламент мог успешно реализовать свои социальные функции, законодательство наделяет его необходимыми полномочиями, которые вместе с функциями образуют его компетенцию. В мировой практике в зависимости от того, каков объем конституционной компетенции Парламента, выделяют 3 вида Парламентов:

· С неограниченной компетенцией (Великобритания)

· С абсолютно ограниченной компетенцией (Парламент Франции, который принимает только законы и решения, а все иные вопросы входят в компетенцию Правительства)

· С относительно ограниченной компетенцией, которая характерна для федеративных и децентрализованных государств, т.к. в таких государствах компетенция центральной власти конституционно ограничена правами субъектов федерации (Парламент США (Конгресс))

Компетенция Парламента РБ больше относится ко второму виду, причем компетенция поделена между палатами. В соответствии со ст.97 Конституции Палата представителей:

1. рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан РБ, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

2. рассматривает проекты законов;

3. назначает выборы Президента;

4. дает согласие Президенту при назначении Премьер-министра;

5. заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет его;

6. рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству

7. по инициативе не менее одной трети от полного состава палаты выражает вотум недоверия Правительству;

8. принимает отставку Президента;

9. выдвигает большинством голосов от полного состава палаты обвинения против Президента, а также на основании решения Совета Республики принимает квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента;

10. отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей.

Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Компетенция Совета Республики закреплена ст. 98 Конституции. В частности Совет Республики:

2. одобряет или отклоняет принятые палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты других законов

3. дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка

4. избирает 6 судей Конституционного Суда

5. избирает 6 членов Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов

6. отменяет решения местных Советов депутатов, противоречащих законодательству

7. принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случаях систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом

8. рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании

9. квалифицированным большинством голосов принимает решение о смещении Президента с должности

10. рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение

Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Законодательный процесс

В законодательном процессе явно проявляется законодательная компетенция Парламента, которая представляет собой совокупность полномочий по принятию законов, образующая основную часть компетенции Парламента и реализация которых занимает в его деятельности наибольшее место.

Законодательный процесс делится на определенные стадии:

1. Законодательная инициатива (право инициативы в соответствии со ст.99 конституции принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, членам Совета Республики, Правительству, гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек). Право законодательной инициативы реализуется в Палате представителей. Причем законопроекты, следствием которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, вносятся в Палату представителей только с согласия Президента либо по его поручению—Правительства.

Также Президент или по его поручению Правительство имеют право на внесение предложений в палату представителей и Совета Республики об объявлении рассмотрения законопроекта срочным. Причем Парламент в данном случае должен рассмотреть срочный законопроект в течение 10 дней со дня его внесения Правительством. Палаты принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный Президентом или Правительством проект или его часть.

2. Рассмотрение законопроекта. Первоначально законопроект рассматривается Палатой представителей, а затем Советом Республики. Палатой представителей он принимается, а Советом Республики одобряется большинством голосов от полного состава каждой палаты. Принятые Палатой представителей законопроекты в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Республики, где рассматривается не более 20 дней (если проект провозглашен срочным, то в течение 10 дней). В случае отклонения проекта закона Советом Республики, палаты вправе создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе для преодоления разногласий. Вновь выработанный текст законопроекта согласительной комиссией передается на рассмотрение палат.

Формы организации работы Палаты представителей.

Деятельность Палаты представителей основывается на принципах:

· Демократичность

· Разделение властей

· Законность

· Приоритет общепризнанных норм международного права

· Свобода обсуждений и принятия решений

· Многообразие (плюрализм) мнений

· Привлечение участия граждан в решениях и обсуждениях вопросов государственной жизни

Деятельность Палаты представителей и ее органов осуществляется открыто и гласно. В необходимых случаях могут проводиться закрытые заседания.

Порядок формирования органов Палаты представителей. Формы их деятельности.

В соответствии со ст.96 Конституции Палата представителей избирает из своего состава Председателя палаты и его заместителя. Избираются эти лица тайным голосованием с использованием бюллетеней. Председатель и его заместитель могут быть досрочно освобождены от должности также тайным голосованием и с использованием бюллетеней.

Председатель Палаты представителей:

· Осуществляет общее руководство палатой

· Ведет заседания палаты

· Возглавляет Совет палаты

· Направляет в Совет Республики принятые в Палате представителей проекты законов

· Представляет в Палате представителей и координирует деятельность палаты с Советом Республики, Президентом, другими государственными органами, общественными организациями

· Подписывает постановления и решения Палаты представителей

· Дает поручения постоянным комиссиям палаты, Секретариату по вопросам, относящимся к их ведению

Заместитель Председателя исполняет поручения Председателя и замещает его в случае необходимости. В целях реализации своих полномочий Председатель, заместитель Председателя издают распоряжения.

Совет Палаты представителей

Совет Палаты создается главным образом для организации законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палаты представителей, а также для организации работы постоянных комиссий и иных органов палаты. Совет Палаты является постоянно действующим органом и является подотчетным в Палате представителей, осуществляющий свою деятельность на основе Конституции и законодательства.

Состоит из Председателя Палаты представителей, его заместителя, председателей постоянных комиссий, а таки же 6 членов, избираемых Палатой.

Совет Палаты возглавляет Председатель Палаты представителей.

Основная форма работы – заседания, как правило, открытые, но простым большинством можно решить вопрос о проведении закрытого заседания, если этого требуют интересы государства. Правомочными являются заседания, если присутствуют более 50% членов. Проводятся заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Созываются они Председателем, а в его отсутствие – заместителем Председателя. Совет Палаты принимает решения простым большинством голосов от полного его состава, которые подписываются Председателем Палаты представителей, а в его отсутствие—заместителем Председателя Палаты представителей. В необходимых случаях решения Совета Палаты могут быть приняты путем опроса членов Палаты представителей.

Депутаты Палаты представителей могут участвовать в работе Совета совещательного голоса, а также на заседаниях с таким же правом может присутствовать Начальник Секретариата Палаты представителей. На заседаниях Совета по разрешению Председателя Палаты представителей могут присутствовать представители иных государственных органов, общественных объединений.

Заседания Совета Палаты протоколируются и стенографируются. Протокол заседания подписывается Председателем Палаты представителей (его заместителем).

Компетенция Совета Палаты представителей:

1.организация работы по подготовке сессий

2.подготовка проекта повестки дня для сессии Палаты представителей

3.обеспечение присутствия депутатов Палаты представителей на сессии

4.дает поручения Секретариату Палаты представителей и решает иные вопросы, связанные с проведением сессий

В целях содействия депутатам Палаты представителей в выполнении своих полномочий Совет Палаты представителей осуществляет контроль за своевременным рассмотрением и реализацией государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами предписаний и замечаний депутатов Палаты представителей, высказанных на сессиях, информирует об этом депутатов.

Комиссии Палаты представителей.

Комиссии могут быть постоянные и временные.

Постоянные комиссии избираются из числа депутатов Палаты представителей на срок своих полномочий для ведения законопроектной работы, а также предварительного рассмотрения и подготовки вопросов относящихся к ведению Палаты представителей.

Перечень и состав постоянной комиссии утверждается Палатой представителей и оформляется постановлением. Постоянная комиссия состоит из председателя комиссии, заместителей председателя и членов. Состав примерно 5-13 депутатов. Кандидатуры на должность Председателя выдвигаются депутатскими группами или депутатами единолично. Допускается самовыдвижение. Способ голосования при избрании постоянной комиссии определяется Палатой представителей.

Кандидатуры на должность заместителя Председателя выдвигаются уже на заседании комиссии и вносятся на утверждение Палаты представителей соответствующей комиссией.

Каждый депутат Палаты представителей обязан состоять в 1 из комиссий за исключением Председателя Палаты и его заместителя, которые по должности не могут входить в состав постоянной комиссии.

Основная форма работы—заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц. Созываются они Председателем (заместителем) комиссии и правомочно, если на нем присутствует более ½ членов от полного состава. Проводятся заседания Председателем (заместителем). Решения принимаются простым большинством голосов от полного состава комиссии и оформляются протоколом заседания, причем в заседаниях комиссии могут принимать участие и др. депутаты Палаты представителей, но с правом совещательного голоса. На заседания могут приглашаться др. заинтересованные организации и СМИ. Комиссии вправе проводить совместные заседания, но там председательствует Председатель (заместитель) Палаты представителей. Комиссии вправе привлекать к своей работе экспертов, специалистов, назначать экспертизу законопроекта, создавать на общественных началах научно-консультативные советы по вопросам, входящим в компетенцию комиссии, но на добровольных началах.

Временные комиссии создаются при необходимости. Способ формирования определяется решением Палаты и оформляется постановлением. Также порядок деятельности определяется Палатой представителей при их образовании.

Комиссия состоит из числа членов и председателя, могут привлекаться специалисты не входящие в состав Палаты. Причем избрание депутата членом временной комиссии не освобождает его от работы в постоянной комиссии.

Форма работы — как и в постоянной комиссии. По результатам деятельности временная комиссия представляет Палате доклад по существу вопроса, в связи с которым она была создана. По докладу временной комиссии Палатой принимается постановление.

Временная комиссия прекращает свою деятельность после выполнения возложенных задач или досрочно по решению Палаты представителей, оформляемого постановлением.

Депутатские группы

Депутатские группы образуются для обсуждения и высказывания мнений по законопроектам. Создание депутатских групп возможно при наличие не менее 10 депутатов Палаты представителей, желающих войти в состав. Руководитель избирается ее членами.

Депутаты, образовавшие депутатскую группу, письменно уведомляет Председателя Палаты представителей об образовании, а Председатель обязан на ближайшем заседании Палаты объявить о создании группы.

Каждая группа депутатов имеет право на выступление или заявление своего представителя от имени депутатской группы при обсуждении любого вопроса на заседаниях Палаты представителей, а также имеет право распространять в Палате подготовленные ею материалы

СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ

Принципы деятельности:

· верховенство права и законности

· демократизма

· приоритет общепризнанных норм международного права

· разделение властей

Основная форма работы—заседания, которые, как правило, проводятся открыто. В необходимых случаях проводится закрытое заседание.

Председатель Совета Республики, его заместитель, полномочия.

Председатель и его заместитель избираются из состава Совета Республики тайным голосованием с использованием бюллетеней и считаются избранными, если они получили простое большинство голосов от полного состава Палаты.

Компетенция Председателя:

1.общее руководство Советом Республики

2.проведение заседаний Совета Республики

3.ведение внутреннего распорядка

4.представление повестки дня

5.возглавляет Президиум Совета Республики

6.подписывает постановления Совета Республики и его Президиума

7.направляет для рассмотрения постоянной комиссии Совета Республики проекты законов, принятые Палатой представителей.

8.представляет Совет Республики во взаимоотношениях с государственными органами, общественными, международными организациями

9.направляет и конкретизирует деятельность Секретариата

10. издает распоряжения и поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции

Совет Республики может отменять распоряжения Председателя, противоречащие законодательству.

Заместитель Председателя Совета Республики решает вопросы, входящие в компетенцию Председателя и может быть досрочно освобожден от деятельности тайным голосованием с использованием бюллетеней.

Президиум Совета Республики предназначен для организации работы Совета Республики и предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, отнесенных к ведению Совета Республики. Его состав: Председатель Совета Республики, его заместитель, Председатели постоянных комиссий. Основная форма работы—заседания, которые проводятся в открытой форме. Члены Совета Республики могут участвовать в заседаниях Президиума с правом совещательного голоса. По должности имеют право участвовать начальник Секретариата Совета Республики и руководители структурных подразделений Секретариата (начальники управлений и отделов).

Заседания Президиума Совета Республики протоколируются и, по решению Президиума могут стенографироваться. Протокол подписывается Председателем (заместителем) Совета Республики.

На заседании могут присутствовать Президент, его представители, Премьер-министр, члены Правительства (имеют право выступать на заседаниях Президиума с речью или сообщением в любое время).

Заседания Совета Республики проводятся в период сессии. На них рассматриваются вопросы и принимаются решения в пределах компетенции Совета Республики. Заседание является правомочным, если на них присутствует квалифицированное число членов. Заседание являются открытыми Утренние заседания –10:0до 14:00 часов (с 11.30-12:00 перерыв); вечерние—с 16:00 до 18:00. Решением Совета может быть установлено другое время.

Комиссии Совета Республики:

· постоянные

· временные

Комиссии предназначены для ведения законопроектных работ, предварительным рассмотрением и подготовкой вопросов отнесенных к компетенции Совета Республики.

Постоянные комиссии — постоянно действующий орган Совета Республики. В Совете Республики существует 5 постоянно действующих комиссии:

· по законодательству и строительству

· по экономике, бюджету и финансам

· по социальным вопросам

· по региональной политике

· по международным делам и национальной безопасности

Совет Республики имеет право упразднять действующие и организовывать новые постоянные комиссии. Численность комиссий определяется Советом Республики и состоит не менее чем из 8 человек. Состав постоянных комиссий избирается большинством голосов открытым голосованием и оформляется постановлением.

Председатель постоянной комиссии избирается тайным голосованием большинством голосов и выдвигается на избрание Председателем Совета Республики, его заместителем, членами. Заместитель председателя выдвигается членами постоянной комиссии и избирается на ее заседании большинством голосов от полного состава и утверждается Советом Республики. Оформляется постановлением.

Все члены Совета Республики входят в состав постоянных комиссий за исключением Председателя и его заместителя. При оформлении комиссии учитывается желание членов Совета Республики, образование, квалификация и т.д. При избрании постоянной комиссии голосование, как правило, проводится в целом по составу комиссии, если от членов Совета Республики не поступает возражений по персональному составу.

Основная форма работы—заседания, которые считаются правомочными, если на них присутствовало большинство от полного состава комиссии. Заседание созывается Председателем постоянной комиссии, его заместителем, а также по требованию не меньше 1/3 членов постоянной комиссии. На заседании могут быть приглашены представители заинтересованных органов, организаций и СМИ. Приглашенные на заседания могут участвовать в обсуждении рассматриваемых проблем, давать консультации и т.д. В заседаниях могут участвовать с правом совещательного голоса члены Совета Республики, не входящие в состав данной комиссии, а также представители субъектов права, законодательной инициативы и приглашенные постоянной комиссией работники Секретариата Совета Республики, специалисты, эксперты.

Постоянная комиссия готовит заключения по проектам законов, принятых Палатой Представителей и дополнений, вносимых в Конституцию, иные заключения по рассматриваемым Палатой представителей декретам Президента по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В заключении постоянной комиссии, которая рассматривает принятый Палатой Представителей законопроект, делается оценка данного законопроекта и принимается решение о рекомендации одобрить/отклонить его.

Лекция 20. 26. Основные гарантии депутатской деятельности. Неприкосновенность депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики. Несовместимость депутатской деятельности с занятием определенных должностей.

Основания досрочного прекращения полномочий депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Порядок отзыва депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Основные гарантии депутатской деятельности. Неприкосновенность депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики. Несовместимость депутатской деятельности с занятием определенных должностей.

Депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики для реализации своих полномочий наделены определёнными правами и обязанностями. Данный объем прав и обязанностей закреплён Конституцией Республики Беларусь, Законом от 4 ноября 1998 г. «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета республики Национального собрания Республики Беларусь», регламентами палат Парламента и иными нормативно-правовыми актами.

Депутату Палаты представителей, члену Совета Республики согласно положений ст. 31 Закона «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета республики Национального собрания Республики Беларусь», при осуществлении своих полномочий государство гарантирует и обеспечивает необходимые условия для беспрепятственной и эффективной реализации их прав и обязанностей, установленных Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, другими законами Республики Беларусь.

Палата представителей, Совет Республики, секретариаты палат, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, учреждения, организации, предприятия обеспечивают условия для осуществления полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, предоставляют им необходимые для работы библиотечные фонды и архивы, средства связи, электронно-вычислительную, копировально-множительную и печатную технику.

Палата представителей, Совет Республики создают условия для повышения профессионального уровня депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики.

Депутату Палаты представителей ежемесячно предоставляются определенные дни для работы с избирателями в порядке, определяемом Регламентом Палаты представителей.

Для ведения приема граждан, рассмотрения их обращений и осуществления иной деятельности депутату Палаты представителей в избирательном округе, члену Совета Республики в административно-территориальной единице руководителем соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа либо администрацией государственного учреждения, организации, предприятия, находящихся на территории округа, административно-территориальной единицы, предоставляется отдельное помещение, оборудованное мебелью, средствами связи и необходимой оргтехникой.

Согласно положений статей 32-44 Закона «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета республики Национального собрания Республики Беларусь» депутаты палаты представителей и члены Совета Республики для осуществления своих полномочий имеют существенные льготы в материально-финансовом обеспеченье, в предоставлении служебных и жилых помещений, в ежегодных оплачиваемых отпусках, на транспорте, в гарантии трудовых прав, в освобождении от призыва на военную службу и сборы в личном страховании.

В соответствии с ч. 1 ст. 102 Конституции депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики пользуются неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий. Однако это не относится к обвинению их в клевете и оскорблении.

На основании положений части второй данной статьи в течение срока своих полномочий депутаты Палаты представителей и члены Совета республики могут быть лишены свободы лишь с предварительного согласия соответствующей палаты, за исключением случаев совершения государственной измены, иного тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления.

Уголовное дело в отношении их рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь.

Согласно ч. 3 и 4 ст. 92 Конституции, депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Причем, депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей и члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента Республики Беларусь либо судьи.

Основания досрочного прекращения полномочий депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Исходя из ч. 3 ст. 93 Конституции Республики Беларусь, полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть досрочно прекращены только в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией. С прекращением полномочий Палаты представителей или Совета Республики по решению Президента могут быть также прекращены полномочия соответственно Совета Республики или палаты представителей.

Согласно ст. 94 Конституции, полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра.

Полномочия Палаты представителей, либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции

Решения по этим вопросам принимает Президент не позднее чем в двухмесячный срок не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат.

Палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности.

Не допускается также роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.

Согласно ст.8 Закона «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета республики Национального собрания Республики Беларусь», полномочия депутата Палаты представителей, члена Совета Республики по решению соответственно Палаты представителей, Совета Республики досрочно прекращаются:

1) в связи с избранием или назначением депутата Палаты представителей, члена Совета Республики на должность, занятие которой согласно Конституции Республики Беларусь и настоящему Закону несовместимо с выполнением полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;

2) в связи с письменным заявлением депутата Палаты представителей, члена Совета Республики о сложении полномочий по состоянию здоровья либо ввиду иных обстоятельств, препятствующих их исполнению;

3) в случае признания их судом недееспособными;

4) при несогласии депутата Палаты представителей нового созыва в течение трех месяцев перейти на профессиональную работу в Палату представителей;

5) в случае признания выборов или полномочий отдельных депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики недействительными;

6) в связи со вступившим в законную силу обвинительным приговором Верховного Суда Республики Беларусь в отношении лица, являющегося депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики;

7) в случае утраты депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики гражданства Республики Беларусь;

8) в случае отзыва депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;

9) в связи с письменным заявлением депутата Палаты представителей, члена Совета Республики о сложении полномочий по личным причинам.

Решение о досрочном прекращении полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики оформляется постановлением соответствующей палаты, в котором указывается, с какого момента их полномочия прекращены.

В случае досрочного прекращения полномочий (роспуска) Палаты представителей, Совета Республики, а также смерти депутата Палаты представителей, члена Совета Республики их полномочия прекращаются без принятия решения соответствующей палатой Национального собрания Республики Беларусь.

В случае досрочного прекращения полномочий (роспуска) Палаты представителей, Совета Республики в соответствии с Конституцией Республики Беларусь полномочия депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики прекращаются в день досрочного прекращения полномочий (роспуска) Палаты представителей, Совета Республики.

Порядок отзыва депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 9 Закона «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета республики Национального собрания Республики


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: