Надзор в системе государственного управления

Для определения надзора можно дать следующую формулировку: систематическая деятельность административных органов (инспекций, федеральных надзоров) по обеспечению исполнения специальных правил, норм и стандартов всеми субъектами не входящими в систему надзирающего органа.

Основное отличие надзора от контроля по мнению ряда учёных состоит в том, что надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчинённых им органов или лиц с целью выявления нарушений законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается.

Важно отметить, что никакие другие органы государства, кроме специально на это уполномоченных, не могут осуществлять надзорную деятельность. В словаре административного права содержится следующее определение: Надзор государственный функция специальных государственных органов по систематическому наблюдению за точным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов осуществляемая ими по подведомственным вопросам в отношении неподчинённых юридических лиц или граждан.

Таким образом, надзор характеризуется следующими специфическими чертами:

1) надзор осуществляется в отношении тех объектов, которые организационно не подчинены органам осуществляющим эту деятельность;

2) круг объектов надзорной деятельности не определён и значительно шире чем при контроле;

3) органы административного надзора вправе применять меры административного принуждения, а иные органы (в состав иных органов включены прокуратура и суд) наряду с административным принуждением вправе применять уголовное принуждение;

4) органы надзора проверяют соответствие действий поднадзорных объектов законам и иным обязательным для исполнения неограниченного круга лиц специальным правилам;

5) органы надзора не вправе напрямую вмешиваться в ход хозяйственной деятельности поднадзорного объекта;

6) в некоторых случаях меры административного воздействия применяются в отношении коммерческих юридических лиц;

7) надзорной деятельностью вправе заниматься только специально уполномоченные государственные органы;

8) надзор осуществляется за деятельностью человека, групп людей, то есть на соответствие установлениям проверяется как результат действия так и само действие (не является специфической особенностью).

В настоящее время в административной юстиции складываются различные виды надзора за областью административного принуждения: прокурорский, судебный, конституционный, административный.

В процессе осуществления судебной реформы происходит расширение сферы судебного надзора за законностью совершаемых управленческих действий. Формы этого надзора можно разделить на две группы: надзор прямой и косвенный. В тех случаях, когда суд специально рассматривает жалобы граждан на незаконный правовой акт и незаконные действия должностных лиц, органов государственного управления и местного самоуправления и когда его основной задачей является проверка законности актов (действий) управления, которые он вправе отменить или изменить, имеет место прямой надзор. При рассмотрении уголовных, гражданских дел, когда суд проверяет все обстоятельства, имеющие значения для дела, в том числе и законность административных актов, но не вправе отменить или изменить их, имеет место косвенный надзор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: