Монополия: место и роль на рынке

Монополия (гречь. monos – один, poleo – продаю) - крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения,

В экономической литературе даётся следующая классификация видов монополий.

1. С учётом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций.

В масштабе определенной отрасли – чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой.

В масштабе национального хозяйства образуется абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов.

2. В зависимости от характера возникновения различают следующие виды монополий.

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военной– промышленный комплекс и т.п.). Естественные монополии дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Легальные монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организации:

а) патентная система. Патентом именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей,

б)авторские права, согласно которым интелектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или в какой –то период;

в) торговые знаки –специальные рисунки,названия,символы,которые позволяют идентифицировать товар, услугу или фирму.

Искусственные монополии. Под этим условным названием имеются в виду объединения, предприятия, создаваемые ради получения монополистических выгод.Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

-создают барьеры для вхождения на отрослевой рынок новых фирм;

-ограничивают аутсайдерам (предприятиям,которые не вошли в монополистические объеденения) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

-создают очень высокий уровень технологии;

-применяют более крупный капитал;

- «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искуственные монополии образуют ряд конкретных форм: картель, синдикат, трест и концерн.

Картель –союз нескольких предпрятий одной отрасли промышленности,в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукт производства,а союзанные издемия сами реализуют на рынке,договариваясь о квоте-доле каждого в общем выпуске продукции,о продажных ценах, распределении рынков и др.

Синдикат -обьединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию, здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуются как их общее достояние через созданную для этого контору.

Трест -монополия,в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Концерн- союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности,торговли,транспорта и банков),в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.

Консорциум – временное соглашение между несколькими банками или предприятиями для совместного проведения финансовых или коммерческих операций большого масштаба. Чтобы удерживать столь выгодное положение на рынке, монополистические объединения экономическими и другими методами решительно расправляются с конкурентами. Некоторые из этих способов следующие.

1. Хозяйственный бойкот - частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистическое объединение).Монополии предлагают зависимым от них покупателям не приобретать товары других фирм, т.к они якобы худшего качества.

2. Демпинг – преднамеренная продажа товаров по «бросовым» ценам с целью разорения конкурента.

3. Ограничение продажи товаров самостоятельным (независимым от монополий) фирмам (например, уменьшение поставок нефти нефтеперерабатывающим заводам).

4. Маневрирование ценами: монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и уступки в этом отношении для крупных покупателей.

5. Использование финансовых средств борьбы с конкурентами (например, спекуляция ценными бумагами на фондовой бирже).

6. Разорение конкурентов с помощью дозволенных законом и недозволенных средств с целью их «поглощения» и «присоединения» к монополии. Последние применяют широкий арсенал жестоких приемов: подделывают продукцию конкурентов, нарушают патенты, копируют товарные и фирменные знаки, обманывают потребителей. Против своих рыночных противников многие фирмы применяют «промышленный шпионаж» (тайно выведывают производственные секреты, используя для этого электронные средства, услуги «перебежчиков» с предприятий конкурентов и т.п.).

Уже в конце XXI века стало очевидно, что монополистические объединения разрушают нормальные для рыночной системы отношения. В ответ на такие отрицательные действия в правовых и демократических государствах создаются соответствующие противодействия. Речь идет об осуществлении антимонопольного законодательства.

Во многих странах государство проводит а нтимонопольную политику и регулирование конкурентного рынка по следующим основным направлениям.

Первое направление: ограничивается монополизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение торговли. Так, в США в принятом в 1890г. антитрестовском законе монополизацией рынка признано обладание рыночной долей, равной или превышающей 60 процент.

Второе направление: запрещается слияние конкурирующих компаний. Такое слияние усиливает монополизацию и ослабляет конкуренцию. Правда, антимонопольное законодательство не приостанавливает процесс централизации производства (объединение предприятий в крупные фирмы или хозяйственные объединения).

Третье направление: запрещается установление монопольных цен.

Четвертое направление: сохраняется и поддерживается конкуренция в ее цивилизованных формах. В связи этим воспрещаются «нечестные» и «обманные» способы соперничества - демпинг, применение фальшивой рекламы продовольственных продуктов, лекарств и косметических средств и медицинских инструментов и т.п.

Литература:

1.Курс экономической теории. Под. ред. М.Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Алматы,1994

2.Экономическая теория. Под. ред. Н.Н. Базылева, С.П. Гурко. Минск, 1998г.

3.Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Москва, 1999г.

Контрольные вопросы:

1.Что такое конкуренция?

2.Какие виды конкуренции Вы знаете?

3.Какова экономическая роль монополии на рынке?

4.Какова сущность антимонопольного законодательства?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: